Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи Д.Б. Эльконина о природе человеческого детства и законах детского психического развития




Тема 7. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984)

Даниил Борисович Эльконин – доктор психологических наук, профессор, выдающийся советский психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

С 1929 г. работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, несколько лет в сотрудничестве с Л.С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой Отечественной войны он работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте, разрабатывал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 г. Д.Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников.

В Великую Отечественную войну Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии, в Институте психологии АПН РСФСР, на факультете психологии Московского университета; заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, а в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР.

Научная деятельность Д.Б. Эльконина посвящена проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению.

 

Главной научной проблемой, изучением которой занимался Д.Б. Эльконин, является проблема природы человеческого детства и глубинных законы детского развития. Даниил Борисович разрабатывал свою теорию психического развития ребенка, опираясь на идеи Л.С. Выготского и разработки его представителей его школы. В частности, фундаментом его теории стала психологическая теория деятельности.

Д.Б. Эльконин выдвинул идею о том, что детство возникло в период развития животного мира, когда у некоторых его видов стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Поэтому возникла необходимость прижизненного приобретения некоторых форм поведения, что и обусловило возникновение детства, как периода подготовки к самостоятельной жизни. Человек появляется на свет беспомощным существом, но в этой беспомощности заключена огромная потенциальная сила, поскольку, ребенок может присвоить именно те способы родовой человеческой деятельности, которые актуальны на данном историческом этапе развития общества, а не быть подчиненным раз и навсегда жестко закрепившимся наследственным программам поведения.

Д.Б. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, например, непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослыми имеет огромное значение в развитии психики, т.к. результатом его является присвоение младенчем самой потребности человеческого общения, без которой в принципе в дальнейшем будет невозможно психическое развитие вообще. В предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника Д.Б. Эльконин описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих предметно-двигательных и познавательных способностей: воображения, мышления, речи, символической функции, ориентации в общих смыслах человеческих отношений. Целенаправленное обучение и воспитание детей младшего школьного возраста имеют большое значение в психическом развитии.

К основным идеям, предложенным Д.Б. Элькониным относительно природы и источников психического развития ребенка можно отнести следующее:

· Все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме (ребенок с момента рождения является общественным существом)

· Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер (ребенок – активный субъект преобразования условий своей жизни, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности)

К условиям психического развития ребенка Д.Б. Эльконин относил рост и созревание организма, к источникам среду жизни ребенка, идеальные формы которые представлены в этой среде (то, к чему развитие должно прийти в конце, то, что уже существует в обществе и должно в итоге появиться у ребенка), формой психического развития, по Эльконину, является усвоение, а движущей силой противоречие между усвоением предметной и общественной сторон действия.

Все виды деятельности ребенка, по мнению Д.Б. Эльконина, могут быть отнесены к одной из двух групп. К первой группе относятся коммуникативные виды деятельности – разные формы общения. В основе этого типа деятельности лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок – общественный взрослый». Ко второй группе относятся предметные виды деятельности, в основе которых лежат отношения в системе «ребенок – общественный предмет». В ходе развития ребенок сначала устанавливает отношения со взрослым как носителем общественного опыта, т.е. разворачивается деятельность коммуникативного типа, а затем на этой основе ребенок осваивает определенные виды деятельности, происходит переход к системе «ребенок – общественный предмет».

Согласно Д.Б. Эльконину, психику можно разделить на 2 сферы – мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. В неравномерном развитии на каждом из возрастных этапов этих сфер психического заключена движущая сила развития – так проявляется противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

На каждом этапе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, которая придает смысл формирующимся впоследствии предметным действиям, затем – операционально-технической. С одной стороны, действие не может дальше развиваться, если оно не включено в новую систему отношений ребенка с обществом, но и новые мотивы деятельности на могут развиться, пока интеллект неподнялся до определенного уровня.

Д.Б. Элькониным был сформулирован закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Противоречия, возникающие между этими двумя типами ориентации, являются причиной развития.

Эльконин предлагает не противопоставлять ребенка обществу, рассматривая вместо системы «ребенок и общество» систему «ребенок в обществе». С этих позиций Эльконин полагает, что обе системы, принятые в европейской психологии, – система «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый» – должны рассматриваться как системы «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый». Для ребенка взрослый – это носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности, а предмет интересует ребенка не сам по себе, а как предполагающий определенные общественно выработанные действия с ним. Деятельность ребенка в системах «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 6022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.