Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель. В основе философии Платона (427-347 до н




Платон

В основе философии Платона (427-347 до н. э.) — проти­вопоставление чувственно воспринимаемого и бестелес­ного миров, мира вещей и мира идей. Это, в частности, ил­люстрируется на примере прекрасного: с одной стороны, существуют прекрасные вещи (прекрасный конь, прекрас­ная девушка и т. п.), а с другой, в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей существует идея пре­красного. Сами прекрасные вещи — некие копии, несовер­шенные воплощения идеи прекрасного. Вообще каждому классу вещей чувственного мира соответствует его сущ­ность, т. е. идея. Идеи образуют целый мир, они никогда и никем не порождены, они неизменны, бестелесны, занима­ют «наднебесные места».

Кроме мира идей и мира вещей существует материя. Это — лишенный качеств субстрат, из которого могут быть образованы любые тела, подобно тому как из золота мож­но отлить имеющие разнообразные формы изделия. Мир идеи — активное начало, материя — пассивное; мир чувст­венно воспринимаемых вещей — детище обоих. Далее Пла­тон вводит еще один фактор — мировую душу. Она связы­вает мир идей и мир вещей, правит ими. Наконец, есть Бог, Демиург. Демиург с помощью мировой души создал кос­мос как гармоничный соразмерный вещественный мир, все привел в порядок. Создание космоса описывается сле­дующим образом: из бесфигурной, находящейся в хаоти­ческом движении материи Демиург сформировал четыре первоосновы — огонь, воду, воздух, землю; из них создал небо и землю, затем «путем вращения округлил космос до состояния сферы».

В человеке есть тело и душа. Тело смертно, душа бес­смертна. Тело создано из частиц огня, земли, воды и воз­духа, душа — из мировой Души. Человек на земле — стран­ник, земная жизнь — некое испытание. Истинная жизнь начинается по ту сторону земного мира, когда душа будет жить или на островах Блаженных или ее ждет наказание в Тартаре. Душа, по Платону, состоит из трех частей: разум­ная, страстная и вожделительная.

В гносеологии Платон различает * чувственность, * «пра­вильное мнение» и * знание. Как и Сократ, он считает, что знание основывается на общих понятиях. Для характеристики специфики познания Пла­тон предлагает знаменитую аллегорию человека в пещере. Люди прикованы в ней так, что видят только стену, проти­воположную входу. Перед входом движутся разные вещи, по человек видит не их самих, а тени на стене и думает, что он видит сами вещи. (Вещи здесь — это идеи, а их тени на стене — явления вещественного мира.)

Платон говорит, что источником истинного знания яв­ляются воспоминания ( анамнезис ) человеческой душой того, что она знала раньше, до вселения в телесную обо­лочку, когда она находилась в мире идей и могла созер­цать то, что происходит в мире вещей. Когда душа входит в телесную оболочку, она забывает то, что знала. Чтобы душа вспомнила находящиеся в ней знания, нужно побу­дить ее к диалектике, размышлениям.

В философии Платона важное место занимали его взгля­ды на общество и государство. Он говорит об историче­ских формах государства: тимократии, олигархии, демокра­тии и тирании, считая все их дурными формами политиче­ского устройства. Им он противопоставляет проект наи­лучшего государства. Подобно тому как в душе есть три части, в государстве должны быть три класса граждан: правители, воины-стражи и трудящиеся (земледельцы, ремесленники и др.). Основной принцип идеального госу­дарствасправедливость: защита от врагов, снабжение всех членов общества необходимыми материальными бла­гами, руководство духовной деятельностью. Платон пред­лагает ряд мероприятий, касающихся экономики, образования, религии. Особое внимание он уделяет классу вои­нов. Они не должны иметь частной собственности, у них все должно быть общим, включая женщин и детей, прави­тели должны пройти длительную подготовку. Платон го­ворит: «Пока в государствах не будут царствовать филосо­фы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино — государственная власть и филосо­фия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди, а их много, которые ныне стремятся порознь ли­бо к власти, либо к философии, до тех пор <...> государст­вам не избавиться от зол».

 

Аристотель (384-322 до н. э.) в своих сочинениях тща­тельно и критически анализирует концепции, созданные его предшественниками. Кроме того, он является автором ряда оригинальных идей в онтологии, гносеологии, этике, политике и других областях знаний, оказывающих серьез­ное влияние на последующее развитие философской мыс­ли и науки. Отметим некоторые из них.

Аристотель предложил классификацию наук, включа­ющую теоретические (философия, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческую ( эстетика). Логика здесь не указана; она представляет со­бой необходимую подготовку (пропедевтика) ко всем на­укам.

Исходная проблема теоретических наукпроблема бытия. Бытие, прежде всего, выступает как то, что можно видеть, слышать, осязать и т. д., совокупность «отдельных вещей». Это бытие изучает физика. Кроме того существу­ет сверхчувственное бытие, которое изучает философия. Но что оно собою представляет?

Аристотель критикует концепцию Платона. «Мы не мо­жем принять, что есть некий "дом вообще" наряду с от­дельными домами». Однако кроме отдельного есть всеоб­щее, существующее вместе с отдельным, в отдельном. Как нельзя представить себе существование красоты без кра­сивых вещей, так нельзя представить и общее без отдель­ного. Сверхчувственное бытие как предмет философии — это всеобщее, существующее в отдельном.

Всеобщее находит свое выражение в категориях. Аристотель гово­рит о десяти категориях: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В эти категории могут быть включены все воз­можные явления бытия.

Центральная категориясущность. Содержание кате­гории «сущность» у Аристотеля многоаспектно. Важный аспект сущности — сущность как основа вещей, субстан­ци я. Понятие субстанции включает в себя материю, фор­му и их композицию; материя — некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря наложе­нию на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы — активны.

Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель указывает на четыре вида причин: 1) матери­альная (из чего?), 2) формальная (что это есть?), 3) движущая (откуда начало движения?) и 4) целевая (ради чего?).

Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, нахо­дится в движении и стремится к какой-то цели. Аристо­тель использует понятие энтелехии, которое означает стрем­ление вещи к своей цели и осуществление этого стремле­ния.

В философии Аристотеля присутствует бог. Бог — тот фактор, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи; бог — вечный двигатель, он «притягивает» вещи к цели, со­вершенству. Сам бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно по­ставить вопрос об источнике движения бога, что недопус­тимо.

В этике Аристотель говорит о том, что «добродетель не дается нам от природы». Нравственность связана со сво­бодным выбором поступков. Нужно избегать излишнего, найти средний путь между крайностями.

В политических взглядах Аристотель исходит из того, что человек по своей сути существо общественное. Прояв­ление общественной сущности человека приводит к обра­зованию семьи, селения и государства. Аристотель анали­зирует различные формы государства, подразделяет их на правильные (монархия, аристократия, полития) и непра­вильные (тирания, олигархия, демократия). Лучшая из форм — полития, правление зажиточного образованного среднего класса.

В эстетике Аристотель считает, что важная особен­ность искусства — подражание ( мимесис ). И это не простое натуралистическое воспроизведение, а обобщение, выде­ление существенного и создание образа того, какой долж­на быть действительность. Главный предмет художествен­ного творчества — образы людей. Особая роль искусства — очищение ( катарсис ), освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. Здесь важное место Ари­стотель отводит трагедии и музыке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.