Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «источник права». Система источников римского права

 

Термин «источник права», кажется, не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк Тит Ливий употребляет его, утверждая, что законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права (fons omnis publici privatique iuris).

Для современной юриспруденции понимание этого термина в разных его значениях: в материальном и формально-юридическом составляет существенную часть юридического образования. Различие этих значений есть отличие содержания права от формы познания действующего права.

Источник содержания правовой нормы по-разному определяется в зависимости от мировоззренческой позиции. Для архаического Рима, т.е. для квиритов, содержание правового предписания обосновывается древностью его существования: норма есть то, что содержится в «заветах предков». Для классических римских юристов содержание правовой нормы в значительной степени определяется «естественным правом». Но уже Юстиниан склоняется к тому, чтобы видеть в правовом регулировании произволение Бога.

Божественное происхождение права характерно для мировоззрения многих исторических народов. Так, для древних израильтян Закон - это запись на скрижалях повелений Иеговы, сообщенных Моисею на горе Хорив. Главным источником мусульманского права признается Коран - совокупность правил, сообщенных Аллахом пророку Мохаммеду. И для европейских народов эпохи Средневековья главным источником права выступает воля Бога, о чем, в частности, пишет Фома Аквинский.

Секуляризация мировоззрения европейского человека ведет к поиску иных оснований правовых предписаний. Так, для деятелей эпохи Просвещения, для французских энциклопедистов источником содержания права являются «прирожденные и неотъемлемые права человека»; для Э. Канта источником права выступает категорический императив. Марксистское представление об этом предмете состоит в том, что содержание права определяется материальными (социально-экономическими) условиями жизни общества. Эти объективные условия являются главным фактором, формирующим волю господствующего класса, каковая выступает в виде действующего права.

То есть, когда мы говорим об источнике содержания права, мы обозначаем нечто, из чего происходит право, что формирует сущность правового повеления. Обнаружение этих источников есть предмет исследований в рамках теологии, истории, социологии, экономической науки, философии.

Юриспруденция же более всего интересуется тем, из чего можно получить знание о действующем праве. Так вот источником знания о праве выступают различные формы выражения права, различные способы его объективизации,т.е. конкретные формы закрепления властного предписания, от кого бы оно не исходило. Иными словами, юриспруденция использует термин источник права в значении формально-юридическом, в отличие от первого значения - источник права в материальном смысле.

В Институциях (I.Кн.1.II.3) содержится описание системы источников римского права в формально-юридическом значении этого термина: «Состоит же наше право или из права писаного, или неписаного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писаное право состоит из законов, решений плебса, решений сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема III. Источники римского права | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.