КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтез в искусстве кинематографа
Тема 4 Зрелищная культура театра классического и постклассического
Эстетическое чувство как ключ к переживанию единения человека с Универсумом, с Богом, с духовным Абсолютом, гармонизации жизни, внутренней гармонии не является в обществе ценностью самой по себе.
Искусство выполняет в обществе различные функции, помимо чисто эстетических (не самоцель), также обслуживает религию, политику, идеологию, коммерческий интерес, досуг и развлечения, оно имеет также и психо-нормализующий эффект.
Искусство еще с античности связывалось с игрой (по Платону, «игра духовных сил человека»), универсальным феноменом культуры, который имел ритуальное происхождение, свободу от утилитарности (смысл игры в процессе, т.е. в самой игре), требовал особого пространства (места для игры), специально выделенного времени, состав участников, и общепринятые правила игры.
Важное условие – игра воспринимается как единственно существующая реальность. Цели игры:
Классический синтез искусств реализуется в пространственных ритуальных, сакрально-символических, театрализованных комплексах (последние - начиная с эпохи Возр.)
Театр и театральная игра – один из древнейших синтетических феноменов творчества.
Происхождение – из синкретизма первобытной культуры, как магия или религия, и само искусство в целом.
Известны ритуальные игры на Крите (с быком)
Древнеегипетский церемониал власти фараона – пример олицетворенного мифа, основанного на смешении реальностей.
Театр возникает как результат определенной десакрализации культа.
Основа театра – двойная реальность – вымысел, воплощенный в реальном пространстве и времени силами живых исполнителей (актеров) с присутствием публики (зрителей)
Расцвет театра в античной Греции (появляются специально построенные театральные здания (театр в Эпидавре), драматурги Софокл, Еврипид, появляются театральные жанры – трагедия (высокий), комедия (низкий). Первый воспитывает душу через катарсис и переживание сочувствия к персонажу, второй развлекает и веселит, высмеивает)
Зрелища Древнего Рима связаны с политикой и с величием власти (триумфы) и кровавыми поединками – травли, сражения людей друг с другом (морские и наземные), людей с животными, римлян с иноверцами – потакают грубым низменным инстинктам
В средневековье таким театром становились: 1. зрелище казни (страх от лицезрения мучительной смерти другого), а с другой стороны 2. религиозные мистерии, приуроченные к большим церковным праздникам (Рождеству Христову и Воскресению); В Новое время театр выделяется как особая сфера искусств, реализуемая через действо, требующая сценария (canovaccio), особого помещения, уже закрытого (в эпоху Возрождения появляются первые театральные здания – театр Олимпико в Виченце А. Палладио, Театр Сан Карло в Неаполе, Театр La Fenice в Венеции, Глобус в Лондоне).
Новая организация пространства (один из первых сценографов – Леонардо – устраивал приемы и театрализованные представления при дворе миланского герцога Лодовико Моро):
Вместо открытой площади – разделение единого пространства на зрительный зал и сцену, использование света для усиления значения показываемого на сцене.
Театр – искусство синтетическое, коллективное, пространственно-временное по определению.
Синтез сценического пространства, времени прохождения (длительности) спектакля, режиссуры, света, звука, сценографических устройств и декораций, костюмов, грима, бутафории и актерской игры).
Коллективное: Спектакль создается театральной командой, при самом непосредственном участии публики в зале (атмосфера зала).
Главное в театральном синтезе – живой контакт (непосредственное взаимодействие) актеров и зрителей, их эмоциональная взаимосвязь, единовременный и уникальный (разовый). Каждый спектакль уникален благодаря различию в энергетике и состоянии присутствующих людей.
Этот контакт представляет собой процесс двустороннего и взаимнонаправленного обмена энергией.
Специфика театральности в живом и непосредственно воспринимаемом (визуально, наглядно) перевоплощении живого человека в вымышленный персонаж.
Средства актерской игры (максимально тренированный профессионал, который является собственным всесторонне развитым инструментом):
«Бедный театр» Е. Гроховского (Польша) – минимум дополнительных средств, актеры-универсалы и максимальное выявление их способностей в спектакле. Главная выразительность – актерская игра, разнообразная и завораживающая.
Спектакли по одному драматургическому сценарию – различны. Каждое его воплощение – уникально в зависимости от режиссерского подхода и художественно-сценического решения.
Современный театр синтетичен универсальностью и многосторонностью использованных выразительных средств, задействованных постановщиком для раскрытия общего замысла спектакля.
Тенденции:
Сложное двустороннее синтетическое переживание:
Важнейший исторический феномен - площадной народный театр масок - Commedia dell’Arte, рожденный в Венеции и Неаполе в эпоху Средневековья, Возрождения, популярный в Европе в ХУП-ХУШ вв. Повлиял на развитие современного европейского театра. Впрыгивал в круг и выпрыгивал из него, т.е. их действия = символический жест (круг - импровизированная сцена на площади в окружении живой толпы). Специфика игры:
Специфика театральности в непосредственном переживании слияния с вымыслом и возможности выхода из нее, возврата к себе, в движении души и актеров, и зрителей.
ХУП век – век театра – крупные драматурги (Корнель, Расин, Шекспир, Лопе де Вега). ХУП – Х1Х вв. – театр драматургов (текст) и актеров, ХХ – режиссерский театр (спектакль создается по единому художественному замыслу, композиционно включая в себя все возможные составляющие, всю команду специалистов, как на сцене, так и за нею, «работающих» на раскрытие единого авторского (режиссерского, постановочного) замысла) (Станиславский и Немирович-Данченко, Мейерхольд, Охлопков, Товстоногов, Фоменко, Някрошюс и др.).
ХХ век – великие режиссеры (В. Мейерхольд, Д. Стреллер и др.).
Лекции 6-7
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |