Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтез в искусстве кинематографа

Тема 4

Зрелищная культура театра классического и постклассического

 

Эстетическое чувство как ключ к переживанию единения человека с Универсумом, с Богом, с духовным Абсолютом, гармонизации жизни, внутренней гармонии не является в обществе ценностью самой по себе.

 

Искусство выполняет в обществе различные функции, помимо чисто эстетических (не самоцель), также обслуживает религию, политику, идеологию, коммерческий интерес, досуг и развлечения, оно имеет также и психо-нормализующий эффект.

 

Искусство еще с античности связывалось с игрой (по Платону, «игра духовных сил человека»), универсальным феноменом культуры, который имел ритуальное происхождение, свободу от утилитарности (смысл игры в процессе, т.е. в самой игре), требовал особого пространства (места для игры), специально выделенного времени, состав участников, и общепринятые правила игры.

 

Важное условие – игра воспринимается как единственно существующая реальность.

Цели игры:

  • сакрально-ритуальные (игры в честь богов)
  • обучение (практическим навыкам охоты),
  • воспитание (как часть образования),
  • развлечение.

 

Классический синтез искусств реализуется в пространственных ритуальных, сакрально-символических, театрализованных комплексах (последние - начиная с эпохи Возр.)

 

Театр и театральная игра – один из древнейших синтетических феноменов творчества.

 

Происхождение – из синкретизма первобытной культуры, как магия или религия, и само искусство в целом.

 

Известны ритуальные игры на Крите (с быком)

 

Древнеегипетский церемониал власти фараона – пример олицетворенного мифа, основанного на смешении реальностей.

 

Театр возникает как результат определенной десакрализации культа.

 

Основа театра – двойная реальность – вымысел, воплощенный в реальном пространстве и времени силами живых исполнителей (актеров) с присутствием публики (зрителей)

 

Расцвет театра в античной Греции (появляются специально построенные театральные здания (театр в Эпидавре), драматурги Софокл, Еврипид, появляются театральные жанры – трагедия (высокий), комедия (низкий). Первый воспитывает душу через катарсис и переживание сочувствия к персонажу, второй развлекает и веселит, высмеивает)

 

Зрелища Древнего Рима связаны с политикой и с величием власти (триумфы) и кровавыми поединками – травли, сражения людей друг с другом (морские и наземные), людей с животными, римлян с иноверцами – потакают грубым низменным инстинктам

 

В средневековье таким театром становились:

1. зрелище казни (страх от лицезрения мучительной смерти другого), а с другой стороны 2. религиозные мистерии, приуроченные к большим церковным праздникам (Рождеству Христову и Воскресению);

В Новое время театр выделяется как особая сфера искусств, реализуемая через действо, требующая сценария (canovaccio), особого помещения, уже закрытого (в эпоху Возрождения появляются первые театральные здания – театр Олимпико в Виченце А. Палладио, Театр Сан Карло в Неаполе, Театр La Fenice в Венеции, Глобус в Лондоне).

 

Новая организация пространства (один из первых сценографов – Леонардо – устраивал приемы и театрализованные представления при дворе миланского герцога Лодовико Моро):

 

Вместо открытой площади – разделение единого пространства на зрительный зал и сцену, использование света для усиления значения показываемого на сцене.

 

Театр – искусство синтетическое, коллективное, пространственно-временное по определению.

 

Синтез сценического пространства, времени прохождения (длительности) спектакля, режиссуры, света, звука, сценографических устройств и декораций, костюмов, грима, бутафории и актерской игры).

 

Коллективное:

Спектакль создается театральной командой, при самом непосредственном участии публики в зале (атмосфера зала).

 

Главное в театральном синтезе – живой контакт (непосредственное взаимодействие) актеров и зрителей, их эмоциональная взаимосвязь, единовременный и уникальный (разовый).

Каждый спектакль уникален благодаря различию в энергетике и состоянии присутствующих людей.

 

Этот контакт представляет собой процесс двустороннего и взаимнонаправленного обмена энергией.

 

Специфика театральности в живом и непосредственно воспринимаемом (визуально, наглядно) перевоплощении живого человека в вымышленный персонаж.

 

Средства актерской игры (максимально тренированный профессионал, который является собственным всесторонне развитым инструментом):

  • Декламация (сценическая речь, ритмизованная, мелодическая, художественная),
  • пластика (движение, жест),
  • мимика (работа лицом),
  • танец,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • пение,
  • акробатика,
  • жонглирование (при необходимости) и т.д.

 

«Бедный театр» Е. Гроховского (Польша) – минимум дополнительных средств, актеры-универсалы и максимальное выявление их способностей в спектакле. Главная выразительность – актерская игра, разнообразная и завораживающая.

 

Спектакли по одному драматургическому сценарию – различны. Каждое его воплощение – уникально в зависимости от режиссерского подхода и художественно-сценического решения.

 

Современный театр синтетичен универсальностью и многосторонностью использованных выразительных средств, задействованных постановщиком для раскрытия общего замысла спектакля.

 

Тенденции:

  • Усилить контраст, подчеркнуть их различие (без маски /в маске)- театр Б. Брехта,
  • Минимизировать его, стремясь к полной иллюзии правды жизни на сцене (через чувства, например, по системе Станиславского, «Верю»или «Не верю»).

 

Сложное двустороннее синтетическое переживание:

  • перевоплощения на сцене (актер = живой человек-персонаж),
  • динамика чувств зрителя и его вовлеченность в происходящее на сцене («Над вымыслом слезами обольюсь…»)

 

Важнейший исторический феномен - площадной народный театр масок - Commedia dell’Arte, рожденный в Венеции и Неаполе в эпоху Средневековья, Возрождения, популярный в Европе в ХУП-ХУШ вв. Повлиял на развитие современного европейского театра. Впрыгивал в круг и выпрыгивал из него, т.е. их действия = символический жест (круг - импровизированная сцена на площади в окружении живой толпы).

Специфика игры:

 

  1. Маски (фиксированный характер персонажа) - помогали удерживать рамки менять восприятие реальности как живой/условной.
  2. Импровизация актерская – живой контакт с действительностью.
  3. Универсальность подготовки актера.
  4. Совмещение сюжетной линии с интерлюдией, лирическим отступлением.

 

Специфика театральности в непосредственном переживании слияния с вымыслом и возможности выхода из нее, возврата к себе, в движении души и актеров, и зрителей.

 

ХУП век – век театра – крупные драматурги (Корнель, Расин, Шекспир, Лопе де Вега).

ХУП – Х1Х вв. – театр драматургов (текст) и актеров,

ХХ – режиссерский театр (спектакль создается по единому художественному замыслу, композиционно включая в себя все возможные составляющие, всю команду специалистов, как на сцене, так и за нею, «работающих» на раскрытие единого авторского (режиссерского, постановочного) замысла) (Станиславский и Немирович-Данченко, Мейерхольд, Охлопков, Товстоногов, Фоменко, Някрошюс и др.).

 

ХХ век – великие режиссеры (В. Мейерхольд, Д. Стреллер и др.).

 


 

Лекции 6-7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура – основа синтеза объемно-пространственных (пластических) искусств | Кино как синтетический вид искусства. Специфика кино-синтеза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.