Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация учащихся в условиях детских и молодежных общественных объединений в системе внешкольного воспитания




Социально-педагогическая и психологическая поддержка учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Задачи и содержание социально-педагогической и психоло-гической работы в учреждении дополнительного образования.

Тема 24. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Схема гуманитарной технологии

«Самореализация личности ребенка на занятиях кружка»

 
 

 

 


 


 

1. Задачи и содержание социально-педагогической и психоло-гической работы в учреждении дополнительного образования.

2. Социально-педагогическая и психологическая поддержка учащихся в учреждениях дополнительного образования.

3. Социализация учащихся в условиях детских и молодежных общественных объединений в системе внешкольного воспитания.

4. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Аниськова, Л.П. Культурно-досуговая деятельность в социали-зации личности подростка / Л.П. Аниськова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 12. – С. 49–51.

2. Бутрым, Г.А. Сацыялiзацыя асобы сучаснага школьнiка: пособие для педагогов / Г.А. Бутрым. – Мiнск: «Беларусь», 2002. – 151 с.

3. Литвинович, В.Г. Социальная защита детей и подростков как функция деятельности учреждения внешкольного воспитания и обучения / В.Г. Литвинович // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 5. – С.15–19.

4. Сидорейко, С.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования / С.Ю. Сидорейко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. – № 4. – С. 54–58.

5. Храмцова, Ф.И. Инновационные аспекты идеологической и воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в современной социокультурной ситуации / Ф.И. Храмцова // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2012. – №11. – С. 9–15.

 

В современных условиях социальная потреб­ность в качественном внешкольном воспитании продолжает расти. Актуальность его развития связана прежде всего с тем, что учреждение дополнительного образования обеспечивают каждому ребёнку возможность для накопления и осмысления опыта индивидуальной и коллективной созидательно-творческой, эмоционально-ценностной деятельности, опыта общения и самостоятельного, свободного выбо­ра.

На сегодняшний день особую значимость в педагогическом процессе приобретают социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи учащимся, которые направлены на содействие в создании условий для развития творческих способностей учащихся, защиту прав и интересов, профилактику противоправного поведения и вредных привычек, формирование здорового образа жизни.

Эти вопросы решают педагоги-психологи и педагоги социальные, которые являются специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения дополнительного образования. В своей деятельности СППС учреждения дополнительного образования детей и молодежи руководствуется нормативными правовыми актами в области защиты прав детей, Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, программами, регламентирующими развитие учащихся в сфере воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь.

Педагог социальный в условиях УДО решает следующие задачи:

• установление ближайшего социального окружения ребенка;

• выяснение специфики взаимодействия воспитанников в объединении по интересам;

• выяснение особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении дополнительного образования детей и молодежи;

• включение детей и молодежи в социально значимую деятельность в условиях детских и молодежных общественных объединений;

• привлечение учащихся и молодежи к решению важных социальных проблем (города, района и т.д.) через организацию их участия в социально-педагогических проектах;

• определение социально-педагогических аспектов возникновения социально опасного положения учащегося, изучение в этом отношении информации, предоставленной заинтересованными лицами и т.п.

Как можно видеть из названных выше задач, одним из ведущих аспектов деятельности педагога социального и в целом СППС в УДО является организация работы учреждения дополнительного образования (и сотрудничающих с ним клу­бов по месту жительства) по социальной защите различных категорий детей и подростков.

Реализация социально-педагогических целей учреждений дополнительного образования и клубов по месту жи­тельства возможна при определенных педагогических условиях, которые долж­ны соответствовать запросам и пробле­мам детей и подростков, их родителей.

Учрежде­ния дополнительного образования и клубы по месту жительства должны обладать конкретной инфор­мацией о социальных и личностных по­требностях различных категорий воспитанников для уточнения содержания, форм и методов их социальной зашиты. Для этого необходимо систематически проводить анализ состояния социальной защиты детей и подростков в учреждении дополнительного образования.

Цель такого анализа – сбор информации о результатах деятельности учреждений дополнительного образования и клубов по месту жительства, необходи­мой как для проектирования программы социальной защиты в целом, так и вхо­дящих в них отдельных организацион­ных структур.

Одной из форм анализа состояния си­стемы социальной защиты детей и под­ростков может служить экспертная оценка достижений и проблем деятель­ности учреждений дополнительного образования и клубов по месту жительства. Она позволяет не только со­брать объективный материал о социаль­ной защите детей и подростков, но и определить степень значимости тех пли иных педагогических результатов для различных категорий социально-педаго­гических и управленческих кадров сис­темы образования.

Экспертная оценка достижений по социальной защите может быть исполь­зована на разных уровнях управления системой (район, микрорайон, учрежде­ния дополнительного образования, клуб по месту жительства и др.). В качестве экспертов могут выступать представите­ли управленческого звена, методисты, педагоги. Для анализа состояния социальной защиты детей и подростков предлагается использовать «Лист экс­пертной опенки деятельности учрежде­ния дополнительного образования (клуба по месту жительства) по со­циальной защите детей и подростков». В него целесообразно включить резуль­таты, отражающие показатели достиже­ния социально-педагогических целей в области социальной защиты воспитанников за предыдущий период деятельности (например, предыдущий учебный год).

Социально-педагогические цели лежат в сфере запросов, проблем, деятельнос­ти детей и подростков. Главным их ре­зультатом являются позитивные измене­ния в личности ребенка. Социально-пе­дагогические цели включают в себя развитие гуманного отношения человека к человеку, к самому себе, развития чув­ства милосердия и сострадания, форми­рования социальных умений и навыков, опыта социальной защиты, уровней коммуникативной компетентности и самооценки.

При реализации экспертной оценки важно не только выявить достигнутые или желаемые результаты деятельности учреждения дополнительного образования, клуба по месту жительства по социальной защите детей и подростков, но и установить их связь с факторами их определяющими. Такие факторы ус­ловно можно разделить на четыре группы:

1) организация социальной защиты;

2) ресурсное обеспечение (информационное, кадровое, научно-методическое, матери­альное);

3) социальные связи (взаимодей­ствие и сотрудничество с социальными институтами, общественными и государ­ственными организациями, которые мо­гут оказать поддержку в социальной за­щите детей и подростков);

4) организация управления.

Для анализа состояния социальной защиты детей и подростков можно ис­пользовать следующую форму:

Лист экспертной оценки

деятельности учреждения дополнительного образования по социальной защите детей и подростков

Содержание результатов Профессиональные достижения Нерешенные профессиональные проблемы
1. Социально-педагогические результаты    
2. Организация социальной защиты    
3. Ресурсное обеспечение    
4. Социальные связи    
5. Организация управления    

 

Полученные в ходе экспертизы результаты целесообразно обобщить в базе данных, построенной в виде «дерева проблем». Его построение рекомендуется делать по следующей схеме.

 

Схема

оценки достижений учреждения дополнительного образования по социальной защите детей и подростков

 

Социально-педагогические результаты • Масштаб защиты • Охват программами учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) детей и подростков, нуждающихся в защите • Значимость программ для решения социальных и личностных проблем • Достигнутый уровень компетентности
Организация социальной защиты • Организация работы со структурами УДО (клуба по мменсту жительства) • Организация работы с детьми и подростками • Организация детских социальных инициатив
Ресурсное обеспечение • Информационное • Научно-методическое • Кадровое • Материальное
Социальные связи Взаимодействие и сотрудничество с государ-ственными и общественными организациями, фондами и т.д.
Организация управления • Наличие социальной программы развития социальной защиты детей и подростков в социуме, ее эффективность • Эффективность управленческих решений

Аналогичным образом составляется схема оценки нерешенных проблем. Составление двух схем помогает проек­тировать развитие системы социальной защиты детей и подростков как в уч­реждениях дополнительного образования, клубах по месту жительства, так и отдельных организационных структур.

На основе сопоставления и анализа полученных данных формулируются вы­воды о соответствии социально-педагоги­ческих результатов деятельности выше­названных учреждений целям системы социальной защиты, выявляются «сбои» по отдельным направлениям. На основе анализа баз данных возможна корректи­ровка отдельных социально-педагогичес­ких целей. Такой анализ дает возмож­ность ответить на вопросы о том, на ре­ализации каких целей следует сосредо­точить усилия, какие условия необходи­мо создать в первую очередь, какие из­менения в связи с этим следует внести в управленческую деятельность. Экспер­тная оценка, проведенная управленцами, педагогами, методистами, обеспечит ру­ководство учреждения внешкольного воспитания и обучения данными, необхо­димыми для подготовки программ соци­альной зашиты детей и подростков, даст материал для педагогических советов, совещаний, семинаров и т.д.

Для овладения методикой анализа со­стояния социальной зашиты детей и подростков целесообразна организация семинара-практикума по теме «Соци­альная защита детей и подростков как функция деятельности учреждений дополнительного образования» (см. приложение А).

Помимо указанных проблем в задачи социально-педагогической и психологической службы УДО входит создание единого социализирующего (воспитательного) пространства в рамках деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодежи, создание в УДО благоприятного социально-психологического климата.

Эффективными формами взаимодействия педагогов-психологов, педагогов социальных СППС и педагогов дополнительного образования в УДО являются такие формы совместной работы, как организация интерактивной проектной и творческой деятельности учащихся, проведение тренингов развития творчества, мастер-классов развития творческой одаренности детей, обучающих семинаров по кейс-методу, сетевое взаимодействие, научно-исследовательская работа, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Особое внимание в учреждении дополнительного образования детей и молодежи уделяется работе с такими категориями учащихся, как дети с особенностями психофизического развития, одаренные дети, дети — представители различных этнических общностей и дети, состоящие на различных видах учета.

Например, среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие: выявление способностей и интересов, разработка индивидуальных образовательных программ дополнительного образования талантливых детей и молодежи (см. приложение Б); охрана и укрепление физического и психологического здоровья; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования и родителей.

Обратим отдельное внимание на работу специалистов СППС УДО с педагогами дополнительного образования и родителями учащихся.

При обучении несовершеннолетних педагог должен творчески относиться к работе, владеть педагогической техникой (речью, выразительны­ми средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями, а это требует от педагога мобилизации сил и наличия дополни­тельных энергоресурсов. Сцелью снятия нервно-психического напряжения, снижения уровня тре­вожности, для преодоления стрессовых состояний и формирования защитных механизмов для руко­водителей детских объединений педагогами-психологами СППС в УДО проводятся специально организова­нные занятия, например:

• практикум «Работа с ресурсными состояниями»;

• лекция «Предупреждение эмоциональных деформаций педагогов в профес­сиональной деятельности»;

• тренинг «Эффективное общение – залог успеха»;

• обучаю­щий семинар «Формы и методы организации ра­боты по профилактике эмоционального выгорания педагогов»;

• практикум «Методы моделирования своей профессиональной деятельности»;

• занятие с элементами тренинга «Психолого-педагогические аспекты вопроса: творческий педагог – творче­ский ученик»;

• круглый стол «Особенности психосоциального раз­вития одарённых детей».

Безусловно, очень многое зависит от занима­емой позиции родителей в отношении дополни­тельного образования. Очень важно, чтобы папы и мамы поддерживали выбор ученика, руковод­ствовались при этом не своими амбициями или «модой» на ту или иную профессию, а интересами, способностями, возможностями ребёнка и услови­ями их реализации.

В этом отношении педагог социальный и педагог-психолог изучают позицию родителей, проводя социально-педагогические опросы и анкетирование. Разъяснительная работа осуществляется через систему лекций, групповых и индивидуаль­ных консультаций, презентаций и т. д. Проводятся совместные консультации с учащимися и родителя­ми по вопросам выбора дополнительного образо­вания и профессионального самоопределения.

В рамках родительского всеобуча специалистами СППС УДО может быть организован тематический лекторий для родителей: практи­кум «Талантливые дети в семье», беседа «Педаго­гическая культура родителей способного ребёнка», лекция «Возрастные особенности и способности», консультации «Как помочь детям развить свои способности», «Как помочь ребёнку при вы­боре занятий дополнительного образования» и т.п.

Групповые и индивидуальные консультации, которые проводятся с родителями, помогают им установить более тесный контакт с детьми при об­суждении вопросов выбора дополнительного об­разования с опорой на полученные знания.

В условиях УДО социально-педагогическая и психологическая поддержка осуществляется, прежде всего, в отношении учащихся, имеющих особенности психофизического развития и учащихся, имеющих проблемы в учебной деятельности и поведении (так называемых «трудных» подростков). Рассмотрим формы работы с названным контингентом учащихся в УДО.

Социально-педагогическая поддержкатрудного подростка в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем подростка в поликультурной среде. Исходя из этого, социально-педагогическая поддержка трудного подростка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей среды, способствующей утверждению принципов общечеловеческой морали; обеспечению духовной общности поколений; формированию гражданской сознательности и правопослуш-ного поведения, человеческого достоинства; самоопределению учащихся; самоактуализации процесса самообучения; привитию умения выражать свои мысли, проявлять инициативу, принимать ответственные решения.

Социально-педагогическая поддержка возникает из реальных проблем подростка, связанных с его индивидуальным развитием.

Предметом социально-педагогической поддержки становится процесс совместного с подростком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему социализироваться в обществе.

Социально-педагогическая поддержка – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью психического состояния субъекта, его готовностью включиться в предстоящую деятельность.

Вместе с тем, можно выделить ряд типичных этапов социально-педагогической поддержки личности, осуществляемый социальными педагогами и психологами. Успешное решение задач предыдущего этапа, как правило, является условием для перехода на следующий этап. Этапами реализации социально-педагогической поддержки являются:

Ø анализ состояния подростка в ситуации проблемы;

Ø определение цели поддержки на данный момент;

Ø отбор способов влияния на самочувствие подростка;

Ø практические воздействия с целью коррекции состояния;

Ø наблюдение за проживанием состояния и отношения;

Ø рефлексия.

Существуют универсальные способы, которые способствуют учету проживаемого личностью состояния при организации деятельности и стимулируют воспитанника к саморегулированию, выстраиванию ценностных отношений, сознательному и ответственному поведению. К таким способам относятся: концентрация на положительном, одобрение конструктивных действий и усилий учащегося; стимулирование самостоятельности; акцентирование внимания на успешности самостоятельных действий; поощрение инициатив; стимулирование готовности к предстоящей деятельности; санкционирование; прогнозирование возможной динамики состояния и отношений.

Выделяются следующие технологии социально-педагогической поддержки трудных подростков, применяемые в работе специалистами СППС и педагогами УДО:

1. Технология дистанции. Проявляется в оптимальном сочетании видов дистанции, которые выбирает социальный педагог в зависимости от состояния подростка.

«Далекая дистанция» – опосредованная (личностно через родителей, административное лицо, путем включения в систему взаимоотношений с другими детьми) или предметно опосредованная (через игру, музыкальное произведение, книгу, картину, фотографию, фильм, слайд, рисунок и т.д.), когда социальный педагог обращает внимание на проблему подростка, оказывает поддержку, но большая доля ответственности возлагается на саму личность по решению проблемы.

«Близкая дистанция» (непосредственная) – предполагает право заглянуть в интимный мир личности, большую включенность социального педагога в проблему подростка в ситуации, когда он самостоятельно справиться с чем-то не может. Предполагает доверительную беседу, совет и т.д.

2. Диалогичное общение. Еще В.А. Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося. Поэтому основа диалога – установление эмоционального контакта и доверительных отношений с воспитанником. Что не так-то просто сделать в отношении трудного подростка. Здесь целесообразно обратить внимание на следующую методику контактного взаимодействия с трудными подростками.

Таблица 1. Методика контактного взаимодействия с трудными подростками

 

Стадия взаимо-действия Содержание и характер контакта Основная тактика   Результаты  
1. Расположе-ние к общению   Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, наставлений. Одобрение, согласие, безусловное принятие Принятие согласия    
2. Поиск общего интереса. Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход на личностно значимый интерес. Подчеркивание уни-кальности личности. Переход от общих суждений о людях к кон-кретному человеку, от ценностей подростка к состояниям и качествам. Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности Положительный эмоциональный фон, согласие
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств. Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск качеств у себя Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием Сознание ситуа-ции безопас-ности, безус-ловное при-нятие личности
4.Выяснение предполагаемых опасных качеств Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей Высказывание о собственных негативных качествах Принятие позитив-ного без обсужде-ния, сомнения, воз-ражения Ситуация доверия, открытости
5. Адаптивное поведение партнеров   Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики пред-ставлений о человеке. Подчеркивание индивидуаль-ности и ее учет в общении Обсуждение того, что будет представ-лять трудности.     Желание при-спосабливаться к особенностям другого.
6. Установление оптимальных отношений Общие планы действий. Сов-местная разработка программы. Нормативы общения, взаимо-действия. Распределение ролей. Общие намерения Составление планов по самоизменению Согласие на вы-полнение при-нятого плана.  

 

3. Игровые технологии.

Игра-тренинг позволяет активизировать подростков к выработке механизмов самоорганизации, навыков правильного реагирования в ситуации социального выбора.

Игра – воспитательная ситуация предполагает создание игрового пространства, которое преобразовывает предметное восприятие мира подростка в социально-ценностное.

Игра-театрализация позволяет погрузить подростка со всеми его эмоциями в то временное воображаемое пространство или событие, о котором идет речь в ходе игры, и этим способствует целенаправленному развитию чувственной и эмоциональной сферы подростков. Деятельность подростка ориентирована на образец. В процессе общения социальный педагог своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает поддержку трудному подростку каждому в отдельности. Основа поведения саоциального педагога – доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие. Режиссерами, авторами сценариев, продюсерами часто выступают сами подростки, что предполагает запуск механизмов самоопределения, саморазвития, самореализации.

В социально-педагогической практике применяются приемы педагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение; просьба, стимулирование к деятельности; доверие.

Используют также приемы скрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое, деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместо воспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания, поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулирование состязательности;

Как известно, подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому очень важно выбрать правильные формы работы с трудными подростками в учреждении дополнительного образования, тем самым обеспечить эффективность их воздействия. Одной из таких форм является художественная форма. Она включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К данной форме можно отнести массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, праздники, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми, конкурсно-игровые программы, участие в творческих выставках и др.

Также можно выделить основные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания трудных подростков. Одним из основных направлений деятельности выделяют гражданское воспитание, которое формирует мировоззрение, развивает гражданскую активность подростка. При этом педагоги используют такие формы, как игровые программы, беседы, диспуты, дискуссии. Примерная тематика лекций: «Страна в ХХI веке», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий и диспутов: «Какой он – герой нашего времени», «Добро должно быть с кулаками. Так ли это?» и др. Здесь особо приветствуется привлечение наглядных и технических средств, которые смогут придать эмоциональную окраску и выразительность общению и вызовут наибольший интерес у подростков к обсуждаемым проблемам. Актуальными будут в этом направлении также просмотр военно-исторических фильмов, военно-спортивные игры, туристско-краеведческая работа, работа клубов гражданско-патриотического профиля и т.п.

Особое значение в работе с трудными подростками в рамках гражданского воспитания имеет создание в летний период спортивно-оборонных лагерей для учащихся, стоящих на учете ВШК, ИНД, КДН. Как показывает практика, часто такие подростки имеют опыт употребления психоактивных веществ, вследствие этого излишне импульсивны, демонстрируют выраженное нарушение активного внимания, из-за чего заинтересовать их одним видом деятельности на длительное время невозможно, поэтому воспитательная работа в условиях лагеря предполагает чередование бесед, диспутов и других интеллектуальных мероприятий с подвижными играми и соревнованиями.

Включение трудных подростков в работу летних лагерей преследует, как правило, следующие основные цели – отвлечение подростков от улицы, их оздоровление, организация содержательного свободного времени, воспитание навыков социально-приемлемого поведения. Большое внимание в таких лагерях уделяется реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию подростков, их профориентации, физической подготовке, знакомству с вооруженными силами.

Опыт подобной работы есть и у Мозырского центра творчества детей и молодежи. Так уже несколько лет подряд МЦТДиМ в период летних каникул организует работу с трудными учащимися, которые посещают летние лагеря, открытые на базе общеобразовательных школ. С такими ребятами проводятся различные культурно-массовые мероприятия, организуется по их запросам работа различных кружков.

В последнее время в работе с трудными воспитанниками активно используется такая форма как посещение военных частей и проведение на их базе встреч и бесед с военнослужащими. У подростков это вызывает живой интерес, так как во время этих встреч военнослужащие знакомят подростков с армейской жизнью, рассказывают об уставе и законах воинской службы, о взаимоотношениях с сослуживцами, показывают технику, умелое владение огнестрельным оружием, организуют спортивные состязания с участием солдат и учащихся. Таким образом, продуманный комплекс мероприятий гражданской и патриотической направленности помогает самоопределению трудного подростка как гражданина, приобщает его к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в жизни общества, помогает их осмыслению, оценке, а также формированию активной социально значимой позиции.

В рамках реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не менее важным направлением работы педагога социального УДО с учащимися, стоящими на учете в ВШК, ИДН и КДН является правовое воспитание, основанное на изучении детьми и подростками законодательства РБ, и в частности на формировании четких знаний учащихся о своих правах и обязанностях в социуме.

В данном направлении можно использовать как уже ставшие традиционными воспитательные формы (беседы, встречи со специалистами ИДН и КДН, социально-педагогические тренинги, просмотры фильмов, викторины и конкурсы и т.д.) так и инновационные формы (создание роликов социальной рекламы, игры-театрализации, разработка «информационного зеркала», создание КВИЛТа и т.д.) которые решают задачи формирования правовой культуры детей и подростков, воспитания потребности в самовыражении, развития познавательного интереса у участников, стремления самореализации.

Наиболее эмоциональной формой работы в этом плане является игра-театрализация, так как она создает неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Подросток раскрывается в игре, стремится устранить свои комплексы, старается быть самим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять и при этом позволяет проявить себя – лучше запоминается, доставляет чувство удовлетворения. Следует подчеркнуть, что систематическое наблюдение специалистов СППС за игрой позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого подростка. В рамках обозначенной формы можно предложить подросткам подготовить театрализованную презентацию какой-либо статьи Конституции РБ, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного Кодекса, Закона о правах ребенка и т.д. Можно предложить сделать аналогично ролик социальной рекламы, компьютерную презентацию, рекламный буклет и др. Ценность игры в этом случае заключается не только в возможности учащимся проявить творческие способности, но и в том, что в ней проявляется способность каждого участника к самовоспитанию. Подросток намеренно ведет себя так, как того требует роль. Игра заставляет подростка соблюдать нормы и правила нравственного поведения, тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.

Так как среди трудных учащихся немало тех, кто стоит на пороге окончания базовой школы, следовательно, нужно уделять большое внимание профориентационной работе с ними. Основными задачами в данном отношении являются предварительная профессиональная диагностика; ознакомление подростков с различными профессиями, востребованными, прежде всего, в регионе и с возможными путями получения этих профессий; представление профессий, основы которых можно получить на занятиях в кружках и студиях учреждений дополнительного образования города (района), а также учебных заведений, в которых по окончанию школы можно будет продолжить обучение в соответствии с профилем кружка (студии).

Как показывает практика, у подростков данной категории нет четких представлений о своем будущем, они еще не определились с выбором профессии, интересы у них преимущественно связаны с автомобилями, мотоциклами, компьютерными играми, общением с друзьями. Проведение профориентационной работы, а затем рефлексии помогает учащимся задуматься о будущем, осмыслить профиль дальнейшей деятельности.

Еще одним важным направлением работы с трудными подростками является формирование у них гендерной культуры и представлений о семейных ценностях. Необходимость данного направления работы подтверждается фактами, прежде всего, беспечного полового поведения учащихся, результатами чего являются промискуитет, различные ИППП, ранняя беременность и т.д., что в свою очередь создает проблемы дальнейшей благополучной социализации таких школьников. Организуя работу в этом направлении, специалисты СППС УДО могут использовать программы уже разработанных курсов, например, спецкурс «Основы гендерной культуры», а также различные социокультурные формы.

Большое значение в рамках педагогической поддержки трудных учащихся имеет деятельность педагога-психолога, главная цель которого – помощь процессу социализации личности. Среди задач педагога-психолога выделяются:

• психодиагностические (диагностика психологических особенностей трудных подростков);

• коррекционные (активное психологическое воздействие на развитие личности и индивидуальности трудного подростка);

• консультационные (консультации трудных подростков, их родителей, а также беседы по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей в развитии подростка).

Педагог дополнительного образования является центральной фигурой образовательного процесса и реализации педагогической поддержки в УДО, он также несет главную ответственность за обучение и воспитание подростка. Дело психолога – предоставить ему всю необходимую информацию о трудном подростке, помочь в разработке стратегии и тактики педагогической поддержки. Следует также отметить поэтапный характер работы психологической службы в УДО, способствующей эффективности педагогической поддержки трудных учащихся.

1 этап – формирование развивающего взаимодействия педагога ДО и психолога через организацию деловых игр, психологических чтений;

2 этап – наблюдения психолога за ребенком (подростком), посещающего УДО. Формирование запроса для психологического исследования;

3 этап – обозначение проблемы, выявленной в результате наблюдения. На этом этапе психолог проводит диагностическое иссле-дование, помогает педагогу ДО с обработкой педагогической диагностики, обобщает результаты. Происходит взаимный обмен информацией, без которого невозможна конструктивная работа обеих сторон;

4 этап – по результатам диагностики совместно педагогом ДО и психологом разрабатываются и внедряются мероприятия, формы, методы работы, в том числе и с семьей, которые рассматриваются как условия успешного решения проблемы, выявленной у ребенка (подростка), посещающего учреждение дополнительного образования;

5 этап – закрепление этапов взаимодействия – издание методических рекомендаций по итогам взаимодействия, организация выставок, мастер-классов, стажерских площадок, творческих мастерских, открытых уроков, анализ ошибок при данном взаимодействии.

Педагогическая поддержка детей, имеющих особенности психофизи-ческого развития, может быть организована УДО следующими путями:

1) организация клуба для детей с ОПФР и их родителей на базе УДО, комнаты школьника или другого учреждения;

2) организация кружковой работы для детей с ОПФР на базе школ, ЦКРОиР и т.д.;

3) проведение различных социокультурных мероприятий и акций для детей с ОПФР, а также с их участием.

4) организация получения детьми с ОПФР дополнительных образовательных услуг на дому (в соответствии с Кодексом РБ «Об образовании»);

5) работа специалистов СППС УДО с детьми с ОПФР и их родителями по оказанию социально-педагогической и психологической помощи (диагностика проблем, тренинговые занятия, консультации и др.).

Цель поддержки детей с ОПФР – содействие социальной адап­тации и развитию личности ребёнка с ограни­ченными возможностями. Задачи социально-педагогической и психологической поддержки:

• преодолеть отрицательные стереотипы окружающих и самого ребёнка с ОПФР о его спо­собностях и внутреннем мире;

• содействовать раскрытию возможностей и творческого потенциала ребёнка с ОПФР;

• расширить знания и умения детей с ОПФР по раз­личным направлениям деятельности;

• организовать культурный досуг детей с ОПФР совмест­но с педагогами, родителями и сверстни­ками;

• способствовать успешной социализации ребенка с ОПФР, его дальнейшей интеграции в социум.

Педагогическая и психологическая поддержка осуществляется в УДО в отношении лиц с особенностями психофизического развития в возрасте от 7 до 30 лет, а также работа ведется с членами их семей.

Одной из популярных форм работы с детьми с ОПФР и их родителями в условиях УДО является клубная деятельность, в рамках которой может быть организованы все представленные выше формы работы (сеть кружков, социокультурные мероприятия, социально-педагогические и психоло-гические тренинги и консультации и т.д.).

Планирование работы клуба для детей с ОПФР и их родителей осуществляется руководителем клуба совместно с методистом, руководителями кружков, педагогом-психологом, социальным педагогом, родителя­ми. Дифференцированный подход позволяет со­четать групповую и индивидуальную формы об­учения. В группах обычно занимаются не более 4-5 человек, продолжительность занятий составляет в среднем 35 минут, перерыв – 10 минут.

Основные направления кружковой работы с детьми с ОПФР, как правило, следующие:

• изобразительное и декоративно-приклад­ное искусство;

• театральное искусство;

• музыкальное искусство;

• лечебная физическая культура (ЛФК).

Декоративно-прикладное искусство и изобразительная деятельность способствуют формированию познавательной и эмоциональной активности, само­выражению ребёнка. Посредством рисования, лепки, рукоделия происходит его эмоционально-символическая коммуникация с окружающие миром, развивается наблюдательность, закрепляется понимание роли и средств искусства в жизни человека и общества.

Мозырский центр творчества детей и молодежи также имеет опыт подобной работы с детьми с ОПФР и их родителями. Например, на базе Мозырского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации работает детская студия изобразительного искусства (руководитель Александр Мастич), организованная МЦТДиМ. В условиях этой студии с детьми ведется работа на основе гештальт-терапии.

В целом, в работе с детьми с ОПФР в условиях кружковой работы активно используются технологии арт-терапии (гештальт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, хореотерапия, иготерапия и др.).

Таким образом, выделяются следующие принципы оказания педагогической поддержки в УДО учащимся с ОПФР и учащимся с проблемами в поведении и учебной деятельности:

• диалогичность;

• деятельностно-творческий характер проведения в УДО свободного времени;

• направленность на поддержку индивидуального развития подростка;

• предоставление подростку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;

• создание для подростка ситуации индивидуального и коллективного выбора;

• включение ребенка в социализирующие виды деятельности;

• создание ситуации успеха.

Одним из путей социализации учащихся в условиях УДО является вовлечение их в деятельность детских и общественных молодежных организаций. В информационно-методическом письме Министерства образования РБ “Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году” отмечается, что “одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дополнительного образования является поддержка и развитие детских и молодежных общественных объединений (ДМОО). Именно в общественных объединениях, организациях, ассоциациях, органах самоуправления дети, подростки и молодежь получают уроки гражданственности, патриотизма, гуманизма, учатся реализовывать свои гражданские права».

Рассмотрим социализацию учащихся в условиях ДМОО на примере деятельности Мозырского центра творчества детей и молодежи (МЦТДиМ).

На базе МЦТДиМ функционирует детский парламент «Ювента». Городская детская республика «Ювента» – это организация жизнедея-тельности коллективов учащихся школ г. Мозыря, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей. При организации действует «Школа юного лидера» – школа актива организации, обучающая методам и формам ученического самоуправления.

Концептуальная основа модели ученического самоуправления –обучение актива и развитие детских инициатив. Основная задача – научить школьника организации своей жизни, как в школе, так и за её пределами.

Обучение ученического актива в «Школе юного лидера» позволяет наилучшим образом развить у учащихся организаторские способности, приобрести знания и опыт в вопросах государственного управления и политической деятельности; организовать работу по формированию высокого патриотического сознания и гражданской активности.

На примере представленной ветви самоуправления объединения «Ювента» можно проследить связь детского и взрослого парламента, взрослого парламента с родителями и школьными педагогическими советами, детского парламента с активами школ и советами школьных организаций по разным направлениям деятельности. По этим же направлениям ребята обучаются в «Школе юного лидера».

 

 

 


Адаптированная «Ювентой» республиканская программа деятель-ности «Гражданин страны Пионерии» носит название «Гражданин страны «Ювента», пополнилась направлением «Наш голос». Цель этой программы – создание оптимальных условий для воспитания у детей и подростков ответственности перед настоящим и будущим поколениями, ответственности перед Родиной за результаты своей деятельности, развитие социального творчества. Новое информационное направление «Наш голос» предоставляет возможность детям свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию через собственные средства массовой информации, привлекает к сотрудничеству с детьми общественных деятелей, профессиональных журналистов.

На схеме представлена модель развития самоуправления Мозырской городской детской республики «Ювента». Суть такого развития в цикличности процесса, ведь самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Ежегодно с целью определения общественной активности учащихся используется методика доцента Степанова. Методика показывает, что до обучения в «Школе лилера» у ребят преобладает пассивно-исполнитель-ская активность, после обучения – высокая организаторская.

Для выявления коммуникативных склонностей среди ребят проводится опрос по методике Овчаровой. Приведенные методики – это одна из форм контроля, позволяющая иметь постоянную информацию о развитии детской организации «Ювента».

Городская детская республика «Ювента» объединяет 3 поколения школьников: «Октябрят», «Пионеров» и членов общественного объединения «Белорусский Республиканский Союз Молодежи».

Между целями и содержанием деятельности городской детской республики «Ювента», отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав общий мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.

Первоначальную проблему формулирует городской детский парламент «Ювента» на первом заседании в учебном году.

Затем на Форуме «Мы и наше завтра» эта цель коллективно обсуждается. Используя технологию групповой проблемной работы, ребята формулируют проблему и выдвигают идеи.

В мозговом штурме активно обсуждают варианты решения проблем.

Свои групповые наработки ребята выносят на общее голосование Форума, а коллективное принятие с выбором вариантов действия становится решением Форума.

После Форума начинается интенсивная работа по реализации его решений. В багаже городской детской республики «Ювента» множество социально-значимых акций и операций, различные проекты, конкурсы, фестивали детских и молодежных общественных объединений, марафоны, конференции, интерактивные игры, тренинги, творческие встречи активов.

Одним из призёров Форума стал проект «Печальный вернисаж». В рамках проекта была организована информационная деятельность, мониторинг по профилактике ВИЧ/СПИДа молодёжи, соцопросы жителей города Мозыря, создание лоскутного полотна «Знай, что мы рядом» (в знак поддержки людей, больных СПИДом и ВИЧ инфицированных).

Также были организованы: работа школы юных тренеров по профилактике ВИЧ/СПИДа, организация и проведение семинаров, тренингов, интерактивных игр силами юных тренеров для школьников всех возрастов; конкурс плакатов, тематическая дискотека «В будущее без СПИДа»; акция «Стоп СПИД» – зажжение освещенных церковью свечей в память жертв СПИДа; конкурс агитбригад, кукольных спектаклей, социально-рекламных роликов по пропаганде здорового образа жизни.

Ещё одним победителем V Форума большинством голосов стал проект «Лови волну с «Ювентой» с программой «Ура – переменка», которая вышла по Мозырскому радио в преддверии дня учителя. Передача оказалась очень актуальной, заинтересовала не только многих ребят, но и взрослых. Так в МЦТДиМ появился новый кружок «Радио-волна», участники которого раз в неделю выходят в эфир мозырского радио.

С целью популяризации детского и молодежного движения в городской детской республике «Ювента» проходит Фестиваль детских и молодежных общественных объединений школ города. Задача каждой организации рассказать о своей деятельности в школе и городе, о жизни в ней. Но всё это нужно преподнести в оригинальной форме в трёх экземплярах: на сцене, на бумаге, на мультимедиа.

Городская детская республика «Ювента» участвует в традиционных экологических акциях и операциях: «Уставший металл», «Птицам нашу заботу», «Бумажный клад» и др. Например, ко Дню рождения города ребята систематически проводят акцию «Сделаем город чище». В резуль-тате одной из таких акций был восстановлен памятник А.С. Пушкину.

«Ювента» помнит и чтит ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда г. Мозыря и Мозырского района. С этой целью члены организации проводят ежегодно акцию «Ветеран живет рядом».

13-е сентября – День рождения общественного объединения «Белорусская Республиканская Пионерская Организация». В этот день, как правило, «Ювента» также проводит различные акции и мероприятия. Так, в 2012-2013 учебном году к этой дате с целью выявления идей и создания проектов оптимальной деятельности детских организаций был проведен городской смотр-конкурс школьных комнат для деятельности детских организаций.

Городская детская республика «Ювента» поддерживает международные связи. К Дню единения России и Беларуси в организации проводится торжественная линейка и конкурс на лучшее письмо другу из России, а победитель отправляется в Россию в Курский район к ребятам, с которыми состоялось знакомство в международном палаточном лагере «Крыгачка» под Рогачевом.

Члены городского детского парламента «Ювента» являлись и гостями Национальной палаты депутатов.

Ежегодным подведением итогов и оценкой результатов своей работы являются Слёты детских и молодежных общественных объединений в День Пионерской дружбы.

Деятельность городской детской республики «Ювента» помогает обучающимся стать инициативнее, научиться управлять собой и прини-мать самостоятельные решения в разных жизненных ситуациях, работать в команде единомышленников, развивать организаторские способности.

Социализации учащихся способствует также заключенное осенью 2012 г. соглашение МЦТДиМ об участии в инициативе ЮНЕСКО «Город, дружественный детям». Мозырь стал 14-ым городом Беларуси, участвующим в этой инициативе. Следует отметить также реализацию на базе МЦТДиМ с начала 2012/2013 учебного г. инновационного проекта «Внедрение модели формирования коммуникативной культуры учащихся на основе белорусского менталитета», включающего различные формы социокультурной деятельности, основанные на национальной культуре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.