Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема насилия в семье в отношении женщин. Организация службы кризисной помощи женщинам

Коррекционно-реабилитационная работа с осужденными несовершеннолетними в закрытых воспитательных учреждениях. Социальная реинтеграция осужденных подростков.

Коррекционно-реабилитационная работа с несовершеннолетними осужденными предполагает реализацию системы психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств; переориентацию антиобщественной направленности воспитанников за счет включения их в новые, социально значимые отношения и виды деятельности; восстановление социального статуса осужденных и их основных прав, утраченных навыков нормальной жизнедеятельности.

Коррекционно-реабилитационная работа социального педагога и воспитателя с несовершеннолетними осужденными в спецучреждениях должна строиться на следующих принципах:

· принцип осуществления учебно-воспитательной деятельности, которая должна включать общеобразовательное обучение и профессиональное образование;

· принцип целенаправленности воспитательной деятельности, означающий, что цель деятельности должна быть обусловлена социально-психологическими характеристиками осужденного, а формы, методы и средства деятельности должны соответствовать цели;

· принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью. Реализация этого принципа имеет большое значение, так как если подросток, выйдя на свободу, не сможет найти себя в жизни в социально приемлемой роли, получится криминальный рецидив. Необходимо помочь воспитаннику наладить социально полезные связи с родителями (родственниками), другими людьми, социальным окружением и т.д.; знакомить осужденного с различными изменениями, происходящими в социальной, экономической, культурной и других сферах жизни; формировать у подростка социально приемлемые установки;

· принцип активности осужденного в социально значимой деятельности, к которой относятся производительный труд, учебная деятельность, общественная деятельность, участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа;

· принцип воспитания в коллективе. Учитывая особый характер отношений, складывающийся между осужденными (официальная и неофициальная сферы общения) в педагогической деятельности следует использовать методики, специально разработанные для пенитенциарных учреждений, использовать уже хорошо известный опыт (А.С. Макаренко и др.);

· принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. Не смотря на наличие серьезных нравственных дефектов в личностных характеристиках осужденных, необходимо видеть положительное в каждом воспитаннике и опираться на это в процессе работы с ним;

· принцип дифференцированного подхода в процессе воспитания, требующий строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Такие группы формируются по следующим признакам: по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственно-агрессивные, безответственные и т.д.); по степени криминальной пораженности (глобальная, парциальная, предкриминальная); количеству судимостей; по степени общественной опасности (рецедив);по возрасту; по половой принадлежности; по образованию; по степени исправления; по характеру общественной активности; по неформальному положению осужденных в условиях спецучреждения («тюремная иерархия»). На основании такой дифференциации должен строится индивидуальный подход к осужденному;

· принцип комплексного подхода, который реализуется в использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечит разносторонность развития.

Одной из основных задач коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними осужденными является создание в спецучреждении реабилитационного пространства, обладающего всеми необходимыми условиями для возвращения дезадаптированных детей к нормальной жизнедеятельности и занятиям, соответствующим их возрасту, обеспечивающего восстановление умений и навыков их социального функционирования, условий личностного развития.

В создании такого пространства принимают участие не только профессиональные педагоги, но и специалисты различных учреждений. Формирование и функционирование реабилитационного пространства в спецучреждении предполагает также психолого-педагогическую и организационную деятельность специалистов.

Условиями успешного существования реабилитационного пространства являются:

– нормативно-правовая база (вопросы усиления социально-педагогической защиты и психолого-педагогической поддержки детей и учащейся молодежи, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, формирования навыков сохранения репродуктивного здоровья у несовершеннолетних, отраженных в Президентских, государственных и республиканских программах);

– единая цель, разделяемая всеми участниками коррекционно-реабилитационной деятельности;

– единая педагогическая концепция реабилитации, ориентированная на основные принципы гуманистической педагогики, гибкая структура, диалоговый режим функционирования, система взаимосвязи между различными компонентами пространства.

В процессе создания и функционирования реабилитационного пространства спецучреждения осуществляются следующие виды деятельности:

1. Подготовка профильной команды специалистов – носителей нового подхода и способов социально-педагогической и психологической работы с несовершеннолетними (педагогический совет, семинары, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, тренинги);

2. Коррекционно-реабилитационная работа с осужденными (принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми, принцип индивидуального подхода к воспитанникам, принцип комплексного подхода и индивидуальной работы с подростками);

3. Организация воспитывающей деятельности несовершеннолетних (ценностно-ориентированный подход, внеурочная деятельность, нравственно-эстетическая направленность работы, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная работа, свободное общение);

4. Организация практической помощи воспитанникам (индивидуальная психологическая поддержка, применение новых форм снятия напряжения, групповая психологическая поддержка, организация совместного досуга, интерактивные тренинги). Коррекционно-реабилитационную работу с осужденными осуществляется дифференцировано, с учетом степени нравственной деформации личности каждого воспитанника.

При организации воспитывающей деятельности несовершенно-летних особое значение имеет организация их свободного от учебы и работы времени, так чтобы не страдали здоровье и физическое развитие осужденных. В условиях лишения свободы личное время воспитанника имеет регламентированный характер, поэтому воспитатели и социальные педагоги должны четко планировать досуговые мероприятия для осужденных, заботиться о том, чтобы мероприятия не имели формальный характер, обучали несовершеннолетних правильному планированию свободного времени, изменяли их негативные взгляды на позитивные и социально приемлемые.

Процесс перевоспитания в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний, прежде всего тем, что в соответствии с законодательством в спецучреждениях для несовершеннолетних увеличен перечень льгот и уменьшен объем карательных мер. Поэтому основной акцент в работе с подростками делается на учебно-воспитательную работу, включающую общеобразовательное и профессиональное обучение.

Необходимое условие для всех воспитанников спецучреждений – получение ими специальности, при этом должен обеспечиваться по возможности широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда, возраст, физические, умственные и психические особенности.

К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправления преступников, относится общеобразовательное обучение. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам осуществляется исходя из их образовательного уровня (отряд-класс). Работа на производстве осуществляется только в свободное от учебы время. Преподаватели школы в спецучреждении являются его сотрудниками, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Воспитательный процесс в спецучреждении должен основываться на четком взаимодействии преподавателей школы, воспитателей отрядов, мастеров производственного обучения, социальных педагогов и психологов, чтобы избежать дублирования форм и содержания работы.

Коррекционно-реабилитационная работа с несовершеннолетними осужденными, включая в себя различные направления (социальное, правовое, медицинское, психологическое, педагогическое), предполагает осуществление специальных социально-педагогических программ в комплексе с мерами социально-правовой и социально-психологической помощи и поддержк и.

Социальная реабилитация осужденных подростков предполагает их включение в реализацию таких программ через привлечение их к активной общественной жизни, создание «ситуации успеха», стимулирование творческого потенциала. В этом отношении социальный педагог закрытого учебного заведения должен уметь применять новые методики и инновационные подходы в работе с несовершеннолетними осужденными, одним из которых является вовлечение в коррекционно-реабилитационную деятельность с воспитанниками спецучреждений представителей социальной среды.

Основное участие общественности в этом процессе, как правило, заключается в реализации программ, направленных на оказание содействия специализированным учреждениям закрытого типа в организации досуга несовершеннолетних. Такие программы затрагивают вопросы организации летних просветительских лагерей, фотовыставок, занятий с подростками по типу «Равный обучает равного», экскурсий и т.д. Все это способствует духовному развитию подростков-правонарушителей и приобщению к ценностям культуры.

Коррекционно-реабилитационная работа с осужденными по существу представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях – не допустить совершения повторных правонарушений.

Исходя из этого, одной из актуальных программ современной социально-педагогической практики является программа ресоциализации подростков, возвращающихся из мест лишения свободы, направленная на организацию центров реабилитации для такой категории детей. Например, в рамках совместной инициативы Могилевской государственной спецшколы закрытого типа и общественного объединения «Звеставанне» создан Центр социальной реабилитации для подростков г. Минска, возвращающихся из спецучреждений. Основными направлениями работы такого центра являются:

· помощь в адаптации в социальной среде подростков, возвращающихся из закрытых учебных заведений;

· проведение диагностики интересов и склонностей подростков с целью организации полезной деятельности и свободного времени, помощь в вовлечении в работу кружков по интересам;

· организация просветительской работы для педагогических работников учебных заведений закрытого типа и средних общеобразовательных учебных заведений, куда возвращаются подростки;

· содействие в трудоустройстве подростков с целью улучшения их материального положения и повышения социального статуса.

В целом Центр выполняет функцию общественного контроля за поведением, учебой, трудовой деятельностью и т.д. бывших осужденных подростков, а также оказывает им конкретную практическую помощь в преодолении семейных и др. проблем, работает с различными структурами, составляющим микросреду социализации подростков.

В рамках программы «Путь к себе» социальными педагогами создаются группы тренеров-сверстников из числа подростков, употреблявших наркотики и ставших на позитивный путь жизни. К реализации такой программы в Беларуси привлекаются тренеры-сверстники из числа учебных заведений закрытого типа (например, выступления тренеров-сверстников из Могилевской закрытой спецшколы перед подростками, отдыхающими в загородных летних лагерях Минской обл.). Как показывает социально-педагогическая практика, к информации, подаваемой подростками, прошедшими «негативную школу жизни», учащиеся относятся более внимательно.

Работа по подготовке тренеров-сверстников из числа подростков, имевших какой-либо вид зависимости и ставших на путь исправления, требует от социального педагога определенных навыков. Так, в Петриковском специальном ГПТУ закрытого типа № 1 легкой промышленности социальными педагогами разработаны методические подходы к организации работы с воспитанницами, имевшим наркотическую зависимость. Эта стратегия состоит из нескольких этапов: знакомство и установление контакта; диагностика и сбор информации о воспитаннице (проблемы; причины, побудившие девушку вести такой образ жизни); составление на основе полученных диагностических данных коррекционной программы, в которой учитываются индивидуальные черты характера будущего тренера-сверстника. Работа тренеров-сверстников может включать не только беседы, но и организацию и проведение акций, сотрудничество со средствами массовой информации.

Одной из эффективных технологий, применяемых в работе с осужденными несовершеннолетними в СГПТУ №1 г. Петриков, является технология «Контактный друг», которая предполагает знакомство воспитанниц с волонтерами благотворительных организаций, установление коммуникативных контактов во время посещения волонтерами закрытого учреждения с воспитательной программой, а затем переписку волонтеров с воспитанницами. Эта технология близка по своей сути технологии «равный обучает равного», так как в качестве волонтеров, как правило, выступают студенты, которые возрастом не намного старше воспитанниц, поэтому девушкам легче обратиться к ним с различными волнующими их вопросами.

Одна из новых популярных сегодня программ социально-педагогической поддержки направлена на организацию совместных летних просветительских лагерей по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД, наркомании и других рискованных форм поведения на базе воинских частей. Эти мероприятия способствуют повышению престижа мужского воспитания. Важной педагогической задачей такой программы является утверждение человеческих связей и взаимоотношений, которые позволили бы несовершеннолетним осужденным восстановить коммуникативную деятельность, преодолеть трудности общения с взрослыми и благополучными сверстниками, приобщиться к различным видам деятельности.

Одной из новых программ является сегодня и программа организации семейных реабилитационных лагерей. Так, например, на базе Борисовского центра педагогической реабилитации в рамках проекта был организован семейный реабилитационный лагерь «Фрегат». Цель такой программы: оказание помощи осужденным подросткам в гармонизации родительско-детского общения. Целевая группа: семьи осужденных несовершеннолетних, заинтересованные в решении проблем взаимоотношений с детьми. Семейный лагерь представляет собой модель разновозрастного коллектива, создающую благоприятные условия для самореализации каждого участника. В течении месяца с родителями и детьми работают спортивные тренера, социальные педагоги, психологи и другие специалисты. Участники лагеря вовлекаются в различные виды совместной деятельности. В результате родители получают навыки самостоятельно решения проблем взаимоотношений с ребенком и другими членами семьи, а осужденные подростки – навыки решения своих личностных и поведенческих проблем социально позитивными способами.

Таким образом, создание и разработка реабилитационных программ работы с подростками, находящимися в специальных учреждениях закрытого типа, являются сегодня необходимым условием ресоциализации осужденных несовершеннолетних.

Насилие представляет собой такой тип обществен­ных отношений, в ходе которых одни индивиды или груп­пы людей подчиняют себе других, узурпируют их свобод­ную волю.

Под насилием в семье понимается реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологи­ческого или экономического воздействия, принуждения со стороны одного лица по отношению к другому члену семьи. Внутри семейного насилия как обобщенной категории суще­ствуют более специфические категории, определяемые при­родой отношений между обидчиком и жертвой и условиями их жизни. Например, жестокое обращение с детьми, наси­лие, направленное против супруги(а), насилие в отношении престарелых и др.

Насилие в отношении женщин является одной их наиболее типичных и распространенных форм насилия в семье. Это явление оказывает влияние на женщин из всех соци­альных слоев во всех регионах страны. Насилие предопределяется устоявшимися традиционными гендерными ролями и стереотипами, унаследованными от патриархального об­щества. До сих пор официальная статистика по этому воп­росу широко не публикуется.

В 1996 г. Комитет Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин разработал ряд реко­мендаций для правительств стран Восточной Европы, вклю­чая ведение официальной статистики случаев насилия в семье и их публикацию. Ряд европейских независимых женских организаций провел несколько комплексных исследований по нескольким направлениям. В настоящий момент их выводы являются единственной истинной информацией такого рода.

Полученные данные указывают на серьезность и распро­страненность данной проблемы и дают описание поведения типов женщин и других проживающих в семьях, где есть насилие. Исследования показывают, что у 19 % семей при­сутствуют враждебность и оскорбление, у 10 % – физичес­кое насилие.

В реальности физическое насилие присутствует пример­но в 18–20 % семей, причем в подавляющем большинстве случаев оно направлено на женщин. Присутствие физичес­кого насилия было отмечено в 80 % семей, где по утвержде­нию детей ежедневное употребление алкоголя стало нормой. Установлено, что 29 % детей-респондентов во время семей­ных конфликтов хотели заступиться за мать, 36 % хотели уйти из дома, чтобы не видеть всего этого, 10 % не хотели больше жить, 17 % старались помирить родителей, 15 % предпочитали не обращать внимания и не переживать по этому поводу, 2 % сказали, что были готовы убить отца. Такие типы поведения могут варьировать в зависимости от форм и частоты насилия. В целом, чем агрессивнее отноше­ния в семье, тем меньше дети хотят «заступиться» или «мирить», тем больше хотят «уйти из дома» и «не обра­щать внимания».

Криминалистические исследования дополняют приведен­ную выше информацию: до 70 % правонарушений, совер­шенными несовершеннолет-ними, приходится на подростков, убежавших из семей, отличающихся насилием. Исследование показывает, что физическое на­силие негативно влияет также на интерес детей к учебе (только 29 % детей из «проблемных» семей интересуются учебой, показатель для «нормальных семьей» составляет 34 %). Другая проблема заключается в том, что дети из таких семей начинают воспринимать агрессивные отношения как норму и впоследствии переносят агрессию в собственные семьи, созда­вая тем самым замкнутый круг.

Таким образом, насилие над женщиной в семье влияет на весь спектр семейных взаимоотношений и прежде всего на уровень насилия в семьях в целом. Исследования благополучных семей и семей, где есть насилие, показали, что в проблемных семьях возрастает напряжение в межличностных отношениях на 30 %, оскорбление детей возрастает на 24 %, драки, избиения, физические наказания детей – на 31 %, употребление нецензурной брани – на 19 %. Приведенные цифры показывают, что семейные отношения в целом зави­сят от отношения к женщинам в семье, исследованием также установлена взаи­мосвязь между насилием в семье в отношении женщин и уровнем нефизического (психического, экономического, не­которых форм сексуального) насилия в отношении детей.

Установлено, что от 30 % до 48 % звонков, поступив­ших в милицию, связаны с насилием, включая физическое. От 1/3 до половины всех женщин, находящихся в травма­тологических отделениях больниц, поступили вследствие побоев, нанесенных дома. Такие женщины чаще обращают­ся с сотрясениями мозга, внутренними повреждениями, пе­реломанными конечностями.

В то же время женщины, желающие привлечь к ответ­ственности виновных, совершивших акт насилия, попадают под давление юристов и сотрудников правоохранительных ор­ганов, которые убеждают помириться с мужьями и партнера­ми, при этом сотрудники иногда отказываются принимать заявления и заводить дела. Опрос, проведенный среди судей и юристов, показал, что многие воспринимают насилие в семье как конфликт частного характера, а не правонарушение.

Насилие в семье в отношении женщин рассматривается сегодня как социальная проблема и характеризуется негативной оценкой общества. Осознание международной общественностью про­блемы дискриминации женщин привело к тому, что в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Благодаря неправительственным жен­ским организациям, специалистам в области гендерных ис­следований и социальным работникам в 1975 г. ООН провела первую всемирную конференцию по вопросам женщин. В 1976 г. на Генеральной Ассамблее ООН было решено учредить Женский фонд развития ООН.

В 1979 г. ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В 1993 г. на всемирной конференции по правам человека, которая состоя­лась в Вене, были приняты Венская декларация и Программа действий. В них подчеркивалось, что права женщин — это неотъемлемая часть прав человека. Особое внимание уделя­лось предотвращению насилия в отношении женщины. В 1993 г. ООН приняла Д екларацию об искоренении наси­лия в отношении женщин.

В нашей стране основные права человека, в том числе женщин и детей, отражены в Конституции Республики Бе­ларусь, Законе Республики Беларусь от 30 октября 2003 г. «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (КоБС).

С 2001 по 2003 г. Республика Беларусь была вовлечена в организованную UNIFEM на территории 8 стран СНГ и Лит­вы Региональную информационную кампанию в защиту прав женщин жить без насилия. Беларусь взяла на себя обяза­тельство подготовить законопроект о домашнем насилии.

Личностные, социально-психологические особенности женщин, подвергшихся насилию в семье.

Белорусскими социологами, психологами и медиками было проведено исследование личностных, социальных и психологических особенностей женщин, подвергшихся насилию в семье, а также анализ биосоциального статуса жертв насилия в семье. Были исследованы: уровень личностной тревожности женщин, подвергающихся наси­лию; уровень их депрессивного состояния на момент иссле­дования; уровень субъективного контроля жертв насилия в различных жизненных ситуациях.

Объектом исследования послужила выборка, состоящая из 31 женщины, пострадавшей от насилия в семье, в возрасте от 24 до 45 лет. Все они занимали различное социальное положе­ние и обратились за помощью в территориальный центр соци­ального обслуживания населения г. Лунинца Брестской обла­сти. Контрольную группу составила 31 женщина, никогда не подвергавшаяся насилию в семье, в возрасте от 22 до 48 лет.

Исследователи предположили, что женщины, которые подверга­лись насилию в семье, принадлежат к различным соци­альным категориям, различного возраста, отличаются по­вышенным уровнем личностной тревожности, склонны к депрессивному состоянию, имеют личностные особенности.

Высшее образование в основной группе имели 11 жен­щин, среднее специальное – 18, среднее – 2; в контрольной группе высшее образование у 10 женщин, среднее специаль­ное – у 20, среднее – у 1.

Проанализировав результаты исследования, можно констатировать, что главное различие между двумя группа­ми исследуемых женщин состояло в наличии или отсут­ствии в их семьях насилия по отношению к ним. Различий в возрасте и социальном положении в группах не установле­но. Следовательно, жертвами насилия в семье становятся женщины из самых различных слоев населения, независимо от социального статуса.

Было выяснено, что ситуация насилия в семье в значительной степени спо­собствует повышению личностной тревожности у женщи­ны. Уровень реактивной тревожности, чувство ответствен­ности и внимание к мотивам деятельности не зависят от того, испытывает женщина насилие или нет.

Ситуация насилия в семье также способствует возникновению депрессивного состояния у женщины. Женщины, подверга­ющиеся насилию в семье, в значительно меньшей степени чувствуют, что могут влиять на значимые события в их жизни, по сравнению с женщинами, живущими в браке счастливо. У женщин, подвергающихся насилию в семье, на момент обследования в целом преобладало астеническое настроение.

Для женщин, подвергающихся насилию в семье, моти­вация одобрения весьма существенно влияет на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим спутником жизни в частности, в отличие от женщин, не страдающих от насилия.

Для женщин, подвергавшихся насилию, в большей сте­пени характерны внутренняя конфликтность представлений о себе, ранимость и впечатлительность, застенчивость, не­уверенность в своих силах, молчаливость, склонность все усложнять, озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности, беспокойство о будущем, ожидание не­удач, вялость и чрезмерная чопорность.

Таким образом, женщины, подвергающиеся насилию в семье, – это женщины различного социального положения и возраста, с по­вышенным уровнем личностной тревожности, склонные к депрессивному состоянию, неуверенные в себе, с недостаточ­ным самоконтролем, не способные придерживаться приня­той линии поведения, зависят от внешних обстоятельств и оценок с высоким уровнем мотивации одобрения.

Ведущим путем решения проблемы оказания помощи такой категории женщин является организация службы кризисной помощи женщинам.

На современном этапе в Республике Беларусь функционируют учреждения, цель работы которых – реабилитация жертв насилия и ока­зание психологической поддержки семьям. К ним относятся территориальные центры социальной защи­ты каждого города и района,в которых работают кризисные отделения, один шелтер (убежище для жертв насилия), кризисные центры, открыв­шиеся по инициативе женских неправительственных орга­низаций, среди которых «Радислава», «Кризисный центр для женщин и детей, пострадавших от насилия». Организо­вана работа телефонов доверия, по которым можно полу­чить консультацию психолога и юриста.

Экстренная помощь жертвам насилия в семье включает услуги кризисной службы в течение 72 часов; немедленную транспортировку пострадавших в медицинские центры или убежище; экстремальную юридическую консультацию и на­правление в содействующие правовые инстанции; консультацию психолога в кризисной ситуации, социальные меры для обеспечения поддержки и уверенно­сти в безопасности, конфиденциальности обращения жертвы насилия.

Организация помощи неэкстренного характера заключа­ется в услугах, способствующих долговременной реабилита­ции жертв насилия в семье через систему консультирования; переподготовку и адаптацию в области занятости; помощи по уходу за ребенком; услугах, способствующих долговремен­ной коррекции поведения лиц, совершивших насилие, специ­альных программах о насилии в семье, которые осуществля­ются независимо от программ социальной помощи.

В кризисные центры могут обращаться следующие кате­гории женщин:

• подвергавшиеся психофизическому насилию и потеряв­шие близких;

• имеющие детей-инвалидов;

• женщины-инвалиды;

• одинокие матери с несовершеннолетними детьми и несовершенно-летние матери;

• беременные, в том числе несовершеннолетние и одинокие;

• из неполных семей;

• находящиеся в предразводной или послеразводной стадии;

• находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

• самостоятельно проживающие выпускницы детских до­мов и школ-интернатов;

• вышедшие на пенсию и испытывающие психологичес­кий дискомфорт, в том числе одинокие, брошенные взрослыми детьми.

Общая задача социальной политики в отношении семьи – способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональ­ных и семейных функций для женщин с семейными обязан­ностями, а также от того, как соблюдаются и защищаются права женщины в условиях семьи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита прав несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом | Основные социальные услуги, оказываемые семье и детям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.