Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историографический обзор по теме. Формы и виды брака

ПЛАН.

ПЛАН.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ.

ЛЕКЦИЯ 9.

1. Понятие «социальный институт», виды и функции социальных институтов.

2. Понятие «социальные организации», их классификация.

Рекомендуемая литература:

1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник /Под ред Д.Г. Лошакова. – М., 2002.

2. Битэм Д. Бюрократия //Социологический журнал. – 1997. – № 4.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Исаев Б.А. Социология: Краткий курс. – СПб., 2007.

5. Козырев Г.И. основы социологии и политологии. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005.

6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – М., 2000.

7. Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ //Социально-политический журнал. – 1992. – № 6,7.

8. Пригожин А.И. Современная социология организаций: Учебник. – М., 1995.

9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд. – М., 2006.

10. Социология для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

11. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М., 2002.

12. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

1). Что такое социальный институт? Животные, мы знаем, приспосабливаются к среде при помощи инстинктов. А в человеческом обществе роль инстинктов выполняют социальные институты. Они помогают удовлетворять потребности всего общества. Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять социальных институтов:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи),

- потребности в безопасности и порядке (государство),

- потребности в добывании средств существования (производство),

- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования),

- потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Чтобы можно было наглядно представить себе функции и значение социальных институтов, их физические и символические черты, представим их в виде таблицы.

 

 

ФУНКЦИИ ИНСТИТУТЫ ОСНОВНЫЕ РОЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
Забота и воспитание детей Семейно-брачные Отец, мать, ребенок Дом, обстановка Кольца, обручение, контракт
Добывание пищи, одежды, жилья Экономические Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец Фабрика, офис, магазин Деньги, торговля, марка, реклама
Поддержание законов и правил Политические Законодатель, субъект права Общественные здания и места Флаг, кодекс, хартия
Содействие соборным отношениям, углубление веры Религиозные Пастор, прихожанин Собор, церковь Крест, алтарь, библия
Социализация людей, приобщение их к ценностям и практикам Образование Учитель, ученик Школа, колледж, учебник Диплом, степень

 

Английский ученый Г.Спенсер впервые предложил термин «социальный институт», он описал шесть институтов – промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний.

В переводе с латинского «институт» означает – установление, устройство, но со временем он приобрел узкое техническое и широкое социальное значение. Американский социолог Т. Веблен в книге «Теория праздного класса» в 1899 году писал, что эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов, которые не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.

Р. Миллс понимал институты как общественную форму определенной совокупности социальных ролей, его задачам (религиозным, военным, образовательным), образующим институциональный порядок.

П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий (социальный класс, брак).

Немецкий социолог А Гелен подчеркивает, что институты обеспечивают процедуры упорядоченного поведения людей и побуждают их идти путями, желательными для общества.

По мнению Л. Бовье социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение потребностей и целей.

Л. Томпсон определяет институт как совокупность норм и образцов поведения.

В отечественной социологии данное понятие разрабатывали С.С. Фролов, В.Ф. Анурин, М.С. Комаров и другие. В целом, суммировав все подходы, можно подытожить, что социальный институт представляет собой:

- ролевую систему (нормы и статусы);

- совокупность обычаев, традиций, правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

-совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

С понятием социального института тесно связан термин «институционализация», который означает развитие, исторические изменения социальных институтов, это замена спонтанного поведения людей на предсказуемое, регулируемое, моделируемое. Короче, институционализация – это порядок, принятый в обществе, восхождение, укрепление социальной практики. Институциональный кризис – обратный процесс, когда падает авторитет определенного института, снижается доверие к нему (неспособность института образования учить детей, медицины – лечить людей и т.д.).

Все социальные институты подразделяются на главные и неглавные, постоянно действующие и кратковременные, с наличием или отсутствием бюрократической системы управления, а так же формальных правил и процедур.

Институты возникли в глубокой древности (производству 2 миллиона лет, семье – 500 тысяч лет, государству – 6 тысяч лет, религия возникла 30 – 40 тысяч лет тому назад). Каждый институт имеет длительную историю и с течением времени претерпевал эволюцию, например, институт семьи. Взаимодействие институтов происходит через сотрудничество и конкуренцию. Экономический кризис влечет за собой кризис образования, образование, наука и культура остаются самыми престижными, но и самыми бедными институтами нашего общества, и политики, бизнесмены, церковнослужители борются за подрастающее поколение. В итоге институт образования становится ареной состязания между другими институтами общества. Конкуренция существует и между родственными институтами, например, в сфере политики (конфликт между ветвями власти 3-4 октября 1993 года в России), в сфере культуры (телевидение отбирает аудиторию у кино, театра и чтения).

Функцию социального института можно определить той пользой, которую он приносит обществу. Универсальные функции – это удовлетворение потребностей всего общество, социализация людей, закрепления и воспроизводства общественных отношений, интегративная, коммуникативная и т.п.

Есть и специфические функции, присущие тем или иным институтам в отдельности. Некоторые институты выполняют ряд функций одновременно. Функции, присущие институтам, со временем меняются.

Если институт приносит вред общество, то это называется дисфункцией. Нарастание дисфункций может привести к дезорганизации общества. (Яркий пример, ситуация в СССР и России в сфере образования, когда в 60-е годы ХХ века советские специалисты ценились во всем мире, теперь вузы выпускают людей, не умеющих аналитически мыслить; с 80-х годов ХХ века в стране появились признаки кризиса института семьи).

Функции и дисфункции бывают явными, официально заявленными и латентными, скрытыми. Явные ожидаемы и необходимы, они декларируются в кодексах. Латентные говорят о том, что из желаемого получилось. Так, например, в 90-е годы ХХ века в России шли процессы демократизации, но на самом деле уровень жизни в стране упал, выросла преступность. Другой пример, явной функцией закона, который запрещает азартные игры, может быть их прекращение, латентной же – создание подпольного игорного бизнеса. Латентные функции побочны, они могут быть и позитивными и негативными. Положительный пример – деятельность Генри Форда, который не любил профсоюзы, кредиты, мегаполисы, но стимулировал их, так понимал их значение для расцвета бизнеса. Функции и дисфункции относительны, функция может быть явной для одних и латентной для других. То же и дисфункция. Одни идут в институт, чтобы получить знания, другие, чтобы завязать знакомства. Латентные функции не наносят вреда, как дисфункции, они показывают, что пользу от любого института можно извлечь большую, чем заявляется.

2). Социальная организация (от латинского «устраиваю, придаю стройный вид) – это форма или способ совместной деятельности людей, при которой она предстает четко отлаженной, скоординированной. У каждой организации свое название, устав, цели, порядок работы, штат сотрудников.

Если организация действует слаженно, все функционируют в заданном режиме и шестеренки пригнаны к друг другу – это механическая система. При этом главную роль играет, конечно же пружина, вынуждающая вращаться всю систему.

Организации присуща иерархия, вертикальное расположение людей по рангам и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек выполняет свои цели и задачи, такая система называется административной.

Целевая структура – система официальных отношений, определенных правилами, предписаниями, инструкциями, штатным расписанием. Она состоит из:

1. распределения функций (горизонтальная организация);

2. субординации должностей (вертикальная специализация) –объем и мера ответственности за принятие решений;

3. системы коммуникаций, то есть средств и каналов передачи информации «сверху вниз» и «снизу вверх».

Все функции работника перечислены в должностной инструкции.

Первые такие структуры появились в древнем мире в армиях. Церковь так же выстраивала пирамиды в процессе становления. В православной церковной иерархии три ступени: епископат, священство и диаконство, причем считается, что на каждой ступени священнослужители равны между собой по благодати. (см. схему)

 

Белое духовенство Черное духовенство

Епископат

 

Патриарх

Митрополит

Архиепископ

Епископ

Священство

 

Протопресвитер Архимандрит

Протоиерей Игумен

Иерей Иеромонах

 

Диаконство

Протодиакон Архидиакон

Диакон Иеродиакон

 

Иерархия, и в обществе, и в организации означает подчинение вышестоящим по рангу. В обществе и государстве это король, президент, император, в организации это директор, председатель совета, главный управляющий.

Формальная организация – это выстроенная от 6низших к высшим иерархия статусов. Современное общество не мыслимо без организаций. Социальная организация напоминает собой общество в миниатюре, разница только в масштабе. См. примерную схему организации:

 

Высшая администрация

 

Линейные руководители

 

Штабные руководители

 

Низшие управленческие чины (супервайзеры)

 

Служащие и рабочие (индивидуальные контрибьютеры)

 

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько фаз (стадий):

 

1. Зарождение организации. В результате кризиса рождается инициативное движение, выдвигаются лидеры, появляются устав, распределяются роли и функции, устанавливается порядок действий.

2. Период эффективности, когда институт достигает зрелости.

3. Стадия формализации, знаменуется обюрокрачиванием. (теория рациональной бюрократии М. Вебера)

4. Период дезорганизации, когда институт теряет гибкость, ликвидируется либо реорганизуется в новый.

Таким образом, под динамикой социальных организаций и институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

- цикл жизнедеятельности от момента появления до исчезновения;

- функционирование зрелого института, выполнение функций (явных и латентных), преодоление дисфункций;

- эволюция института – изменение формы, содержания в историческом времени.

 

ЛЕКЦИЯ 10.

Социология брака и семьи(1 час)

 

2. Определение понятия «семья», ее типы и функции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тенденции в развитии культуры | Тенденция развития современных семейно-брачных отношений и гендерная социология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.