Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод фокус-групп




Метод социологического прогнозирования.

Метод экспертной оценки.

Анализ документов (традиционный и контент-анализ).

Эксперимент, его разновидности.

Наблюдение, его виды.

Опрос и интервью.

ПЛАН.

Рекомендованная литература:

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Минск, 2000.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 3-е изд. – М., 2003.

4. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М., 1998.

5. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004.

6. Пузиков В.Ш., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.

7. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. 2-е изд. – М., 2001.

1). Существует много методов сбора социологических данных: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент, метод экспертной оценки, социологического прогнозирования, метод фокус-группового исследования.

Метод опроса очень популярен, так как его легко организовать, это дешево, информация всегда содержательна. Но могут иметь место и негативные факторы:

- личность респондента (он не всегда обладает хорошей памятью, высоким уровнем культуры),

- качества самого социолога (он может не найти контакт с опрашиваемым),

- присутствие посторонних,

- несоблюдение анонимности.

Основные виды опроса: анкетный опрос и интервью. Они бывают сплошные и выборочные, массовые и экспертные, индивидуальные и групповые, устные и письменные. Социолог может так же применять одноразовые и многоразовые, очные и заочные, стандартизированные и нестандартизированные виды опросов. Специфика опросных методов в том, что в них реализуется система – вопрос – ответ, с последующей обработкой результатов.

Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапа, когда заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводная, содержательная и заключительная (паспортичка). Самое сложное дело – правильно сформулировать вопросы анкеты. Есть основные вопросы, вопросы-фильтры, контрольные, наводящие, контактные вопросы. Встречаются так же буферные, прямые и косвенные, открытые и закрытые вопросы, шкальные, альтернативные, вопросы-меню.

Оптимальное время заполнения анкеты – 35–45 минут (25–30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование (на микровыборке из 100 человек). Обычно анкетирование проводится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, наконец, просто на улице.

По способу распространения анкеты делятся на

- раздаточные (социолог вручает анкету и ждет ее заполнения);

- почтовые (через почту);

- прессовые (через печатный орган);

- телетайпные (посредством телетайпа).

По типу исследовательских задач они бывают: глубинные, фокусированные (по конкретной ситуации), стандартизированные (статистические данные), социометрические (о малых группах).

По уровню компетентности респондентов: массовые (мнение неспециалиста), симптоматические (знание информации без осмысления), экспертные (опрос специалистов).

Социологическое интервью – это наиболее глубокий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. Важен контакт с тем, кого опрашивают. Интервью подразделяются на свободные, где наиболее важно строго фиксировать ответы и формализованные – беседа по жестко определенному опроснику. Третий вид – сочетает и первый и второй (полустандартизированное интервью).

2). Социологическое наблюдение – один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать в купе с другими методами (с опросом, например). Наблюдатель должен осознать свою роль, суметь найти общий язык с наблюдаемыми, быть не навязчивым. Процесс наблюдения делится на три стадии: подготовительный, полевой и заключительный.

При невключенном наблюдении наблюдатель находится вне изучаемого объекта, он не задает вопросов, при включенном он находится в контакте с наблюдаемыми (оно бывает скрытым и открытым). Лабораторное наблюдение осуществляется в искусственно созданных условиях, полевое – в реальной жизненной среде. Систематическое наблюдение проводится по графику, при эпизодическом наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации строго не учитывается. Случайное наблюдение, когда ничего заранее не оговорено и фиксируются интересные факты. Эпизодическое наблюдение проводится время от времени. При стандартизированном наблюдении точно определены объект исследования, состав элементов и цели наблюдения. При нестандартизированном намечен только объект исследования. При контролируемом – наблюдение ведется по заранее составленному плану. Неконтролируемое наблюдение проводится без строгой программы. Результаты наблюдения фиксируются в карточках наблюдения, где указывается дата, время, кто проводил наблюдение и регистрируется какая-либо ситуация. Например, в карточке указывается пять граф – порядковый номер, ситуация (митинг или собрание), элементы поведения (возбужденное, спокойное), сила проявления реакции в баллах (от 1 до 6), и примечания. Для фиксации результатов наблюдения ведется дневник, потом составляется шифровочный код и данные обрабатывает ЭВМ. Анализ данных социологического исследования на ЭВМ начинается с выбраковки некачественно заполненных бланков, проверяют правильность ответов на вопросы, если респондент не ответил на 15 % основных вопросов, ставится отметка «нет ответа». Если нет данных о респонденте или бланки заполнены неразборчиво, анкета изымается. Допущенные к обработке материалы нумеруются, передаются кодировщикам, которые на каждый открытый вопрос составляют 5 вариантов шифров-кодов. Кодировки вводят в машину, при этом смена кодов или его потеря могут вызвать сбой в работе ЭВМ. Социологическая информация обобщается в виде табуляграмм. Если опрашивается до 70 человек или анкета невелика (до 20 вопросов) обработку можно сделать и вручную, на калькуляторе.

3). Эксперимент – такой метод исследования, с помощью которого путем управления ситуацией проверяются и испытываются гипотезы о причинных связях. Он основан на создании модели рассматриваемого явления. Для него характерно: активное вмешательство исследователя, планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, контролирование за всеми существенными факторами, возможные комбинации с другими факторами.

Структура социального эксперимента может быть такова:

1. Экспериментатор – исследователь или их группа, которые проводят эксперимент.

2. Экспериментальный фактор – система условий, вводимая социологом.

3. Экспериментальная ситуация – она создается в соответствии с программой исследования.

4. Экспериментальный объект – группа лиц, принимающих участие в эксперименте.

Соответственно выделяются и этапы исследования (теоретический, разработка программы, реализация программы, анализ и оценка результатов).

По характеру процедур эксперименты бывают реальные и мысленные, когда проверяются не реальные явления, а информация о них. При проведении модального эксперимента проверка гипотез производится не на реальных объектах, а на натурных моделях. Знаковые модели мысленных экспериментов – математические, статические, кибернетические.

Разновидность мысленного эксперимента – «экс-пост-факто», проведенный в 30 годах ХХ века американским социологом Э.Христиансеном и направленный на проверку следующей гипотезы: чем выше уровень образования, тем успешнее человек включается в экономическую деятельность.

По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты, проективные и ретроспективные (направленные в будущее или в прошлое), одно и многофакторные.

По характеру логической структуры они бывают параллельные (существует экспериментальная и контрольная группы) и последовательные (контрольная группа отсутствует). По характеру ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. Проводить экспериментальное исследование сложно, поскольку трудно устранить влияние отношений, находящихся за чертой эксперимента и добиться его чистоты.

4). Анализ документов – важная область социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе.

Документы можно классифицировать по разным основаниям: письменные (вербальные и статистические), фонетические, иконографические – по способу фиксации информации. По статусу источника документы делятся на неофициальные и официальные, по критерию авторства – индивидуальные и коллективные, по опосредованности – первичные и вторичные, по спонтанности появления – на заданные и самопроизвольные.

С целью преодоления субъективизма в подходе к документам, был разработан контент-анализ. Первые программы для анализа текстов на ЭВМ были разработаны в 60 годы в США под руководством
Ф. Стоуна. Контент-анализ – это метод качественно-количественного анализа массива документов с целью получения информации об объективной реальности. В тексте выделяются ключевые понятия. Элементами контент-анализа являются: отдельное слово, суждение, персонаж. Потом определяют частоту их повторения. Большая роль при такой работе принадлежит кодировщику, у которого есть инструкция и кодировочная карточка, таблица контент-анализа (список категорий и присвоенные им коды). Существуют разные способы для анализа документов. Есть специальные коэффициенты, например, коэффициент Яниса предназначен для вычисления баланса положительных и отрицательных оценочных суждений относительно объекта исследования. Для определения объема выборки в контент-анализе применяется метод Н.Н. Чурилова – по нему порог насыщения – 30–35 газет, 200–600 отдельных текстов для одного источника.

Главным инструментом социологического анализа является статистика и использование ЭВМ, существует множество универсальных статистических пакетов программ для социолога, составляются социограммы, графики, таблицы, выявляются индексы (например, можно составить – графическое изображение структуры межличностных отношений в группе, выделить индекс – статус индивида и группы, показать мобильность лидеров, сплоченность, устойчивость группы).

5). Формы сбора первичной информации (анкетирование, интервью, почтовый опрос, безличностный опрос с помощью Интернет) предназначены для массовых опросов. Они направлены на то, чтобы выявит ориентацию респондентов, их отношения к явлениям действительности. Информация их во многом субъективна, но это не противоречит научности. Напротив, цель социолога – получить достоверные сведения об объекте исследования. Данными проблемами занимаются эксперты, то есть компетентные лица, имеющие четкие представления, глубокие знания о предмете исследования. При отборе группы экспертов учитывают четыре момента: род занятий, стаж работы, уровень образования и возраст. Центральный критерий отбора – их компетентность. Для того, чтобы определить, компетентны ли эксперты, применяют два способа: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов. Наиболее удобная форма самооценки экспертов – совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний и опыта по ранговой шкале (позиции – «высокий», «средний», «низкий»). Если эксперты имеют представление друг о друге, то применяют метод коллективной оценки (это характерно для ученых, политиков, экономистов, творческих людей). При методе экспертной оценке следует учитывать, что эксперт – активный участник научного исследования, он должен знать цель исследования. Основной инструментарий экспертного опроса – анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе. В последние годы широко применяется такая разновидность метода экспертной оценки как аттестация. В роли экспертов при аттестации выступают руководители коллективов, общественных организаций или специальная аттестационная комиссия.

6). Невозможно проигнорировать такой важный вопрос, как социологическое прогнозирование. Суть его в изучении конкретных перспектив развития социальных явлений. Методы прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки. Существует несколько типов или видов прогнозов:

1. Поисковые (изыскательские) выявляют, каким будет будущее, исходя из реалистических оценок тенденций развития общественной жизни в настоящее время.

2. Нормативные ориентированы на достижение в будущем определенных целей, содержат практические рекомендации.

3. Аналитические в научных целях определяют ценность разных методов и средств исследования будущего.

4. Прогнозы-предостережения делаются, чтобы предотвратить предполагаемое будущее.

Традиционное прогнозирование однолинейное, одномерное и безальтернативное. В настоящее время развивается социосинергетика, которая учитывает многовариантность, неопределенность и нелинейность. Она основана на философии нестабильности. Это сложный и еще мало разработанный метод. В целом прогнозирование –предвосхищение будущего, междисциплинарное комплексное исследование перспектив развития человечества в области экологии, демографии, экономики, научно-технического прогресса и т.д.

Часто для решения конкретных управленческих задач, для анализа конкретной проблемной ситуации применяется оперативное социологическое исследование, которое сразу же должно дать способы решения данной проблемы.

7). Популярным среди социологов является использование метода фокус-групп, когда ведется тщательно распланированная дискуссия среди небольшой группы людей в доверительной обстановке. Фокус –это сосредоточенность опрашиваемых на одном вопросе. Термин заимствован из оптической физики и обозначает общее мнение людей, которые в результате спора сходятся в одной точке зрения. Иногда опрашивают несколько групп. Фокус-групповое обсуждение стимулирует появление в группе новых идей, заказчик может наблюдать за общением и д6елать свои выводы, оно позволяет определить причины возникновения проблемы, социолог при помощи этого дешевого и оперативного метода может получить богатую информацию. Применяется метод фокус-групп в маркетинговых (ни один товар не выпускается на рынок без тестирования в фокус—группах) и политологических исследованиях. Недостатками его являются сложности компьютерной обработки, зачастую приходится прибегать к ручному подсчету, что очень трудоемко.

Таким образом, мы видим, что социологическое исследование – сложное комплексное научное дело, что подготовка соответствующих кадров необходима, особенно в нашей стране, где до недавнего времени социологии уделялось мало внимания. Нужно создать разветвленную сеть социологических служб и научно-исследовательских социологических лабораторий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.