Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование судейского корпуса и профессиональная этика судей

Понятие «судейский корпус» не употребляется в законодательстве. Вначале оно стало использоваться в общественно-политической печати, а затем в юридической литературе. Под судейским корпусом надо понимать совокупность лиц, занимающих судейские должности./ 36, с. 2/ К ним относятся судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, включая председателей судов, их заместителей и членов судов. В судейский корпус входят также судьи, находящиеся в отставке.

Существует три способа формирования судейского корпуса:

1) избрание судей;

2) назначение органами или должностными лицами государства;

3) смешанный способ, когда судьи одних звеньев судебной системы избираются, а судьи других назначаются, либо когда в один и тот же суд одна часть судей назначается, а другая избирается.

В современных государствах используются различные варианты. На первый взгляд альтернатива выбора и назначения судей не должна существовать, поскольку выборы являются наилучшим способом утверждения легитимности власти. Но исторический опыт заставляет критически относиться к неограниченному использованию системы выборов./ 40, с. 65/ Судья должен подчиняться закону и тем самым не зависеть от лиц, его избравших. Равное для судьи – установить истину по рассматриваемому делу и вынести законное и обоснованное решение. Избиратели должны адекватно оценивать судью, соблюдающего закон. Но у них неодинаковый уровень правосознания. Отсюда их мнение может быть противоположным. По той же причине им сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предлагаемых на должность судьи. Поэтому система выборов судей при замещении судейских должностей не может быть господствующей. Она способна быть вспомогательной, дополняющей систему назначения судей органами государства. В свою очередь, использование системы назначения судей не безупречно, страдает рядом недостатков: подбор судей, исходя из их политических убеждений; затрудненность доступа граждан к тому, чтобы занять должность судьи.

И все-таки система назначения судей, ограниченная требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, и правом представлять к назначению лишь наиболее достойных лиц, имеет больше преимуществ, чем избрание судей. Она является еще более ценной, когда сочетается с системой выборов судей.

Для упрочения независимости суда нужен дифференцированный подход к комплектованию судейского корпуса. Исходным здесь является то, какие суды образуют судебную систему.

Определение способа замещения судебных должностей в Верховном Суде государства является особенно важным, поскольку он ближе всех остальных судов находится к законодательной и исполнительной власти и может влиять на политику государства, не говоря уже о том, что путем руководящих разъяснений законодательства, закрепленных в постановлениях, обязательных для всех правоприменителей, может воздействовать на судебную практику./ 35, с. 6/ Поэтому применительно к ним надо использовать систему выборности судей избирателями или парламентом на определенный срок.

Что касается судей остальных судебных инстанций, то они должны быть назначаемы главой государства. Это в какой-то мере обеспечит их независимость от местных государственных и общественных структур. Именно эти суды рассматривают основную часть юридических дел и от качества их работы в значительной мере будет зависеть правопорядок в государстве.

В Республике Беларусь комплектование судейского корпуса происходит путем назначения судей Президентом Республики Беларусь, а для назначения судей высших судебных инстанций государства при этом необходимо согласие Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст.84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики рационального собрания назначает на должность судей Верховного Суда и судей Высшего Хозяйственного Суда, а также назначает на должность Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов.

Президент Республики Беларусь назначает шесть судей Конституционного Суда (другие шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания) и с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного Суда.

Президенту Республики Беларусь принадлежит право освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда. При этом согласия Совета Республики не требуется.

В соответствии со ст. 99 Кодекса, судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Общие требования к кандидатам на должность судьи были установлены Законом (ст. 62). Так, судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

В принятом Кодексе устанавливаются требования к кандидату на должность судьи. В соответствии со ст. 94 Кодекса: «Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.»

Это общие требования, предъявляемые к кандидатам в судьи низшего звена судебной системы. Однако эти требования недостаточны для судей вышестоящих судов. Кандидаты на должность судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет, а судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

· лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

· лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

· лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Лица, желающие занять должность судьи (кандидаты на должность судей), сдают квалификационный экзамен квалификационной комиссии, которые создаются:

· при Верховном Суде Республики Беларусь – для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

· при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь – для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции Республики Беларусь и иных специалистов в области права.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а заместителями председателей экзаменационных комиссий – представители Министерства юстиции Республики Беларусь.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением.

Квалификационная коллегия судей дает оценку деловым и морально-психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда.

Специальная подготовка на должность судьи общего или хозяйственного суда включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции Республики Беларусь совместно соответственно с Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

Кроме профессиональных требований к кандидатам на должность судьи, в законодательстве содержатся также нравственные требования к кандидатам на должность судьи, где указывается, что судьей может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Эти общие нравственные требования конкретизированы в Кодексе чести судьи Республики Беларусь, принятом на Первом съезде судей Республики Беларусь, который состоялся 5 декабря 1997 г., где изложены нормы поведения судьи как во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности./ 26 /

Кроме требований нравственного характера, в законодательстве содержатся также иные требования, обеспечивающие независимость судей.

Судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, не могут заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или преподавательской, не связанной с занятием штатных должностей, осуществлять предпринимательскую деятельность, быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям, преследующим политические цели. Судьи не имеют право материально поддерживать политические партии и движения, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать на съездах политических партий и движений./ 38, 15/

Назначенные на должность судьи приносят присягу, содержание которой для судей общих и хозяйственных судов закреплено ст.101 Кодекса.

Судья общего или хозяйственного суда приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения на должность. При этом, судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь приводятся к присяге Президентом Республики Беларусь, а судьи областных (Минского городского) и Белорусского военного судов приносят присягу в Верховном Суде Республики Беларусь в присутствии судей Верховного Суда Республики Беларусь и председателей соответствующих судов. Судьи районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов приносят присягу соответственно в областных (Минском городском) и Белорусском военном судах в присутствии председателей и судей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, начальников управлений юстиции соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов, председателей соответствующих районных (городских), специализированных и межгарнизонных военных судов. Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов приносят присягу в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь в присутствии судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей соответствующих хозяйственных судов.

На церемонию принесения присяги судьями общих и хозяйственных судов приглашаются представители Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Министр юстиции Республики Беларусь (его заместитель), председатель Республиканского совета судей (его заместитель), члены квалификационных коллегий судей, а также представители средств массовой информации и иные лица.

На церемонию принесения присяги судьями военных судов приглашается также Министр обороны Республики Беларусь (его заместитель).

Присяга судей общих и хозяйственных судов приносится в торжественной обстановке перед Государственным флагом Республики Беларусь. Началом церемонии присяги является оглашение указа Президента Республики Беларусь:

· о назначении на должность судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов – Председателем Верховного Суда Республики Беларусь (его заместителем);

· о назначении на должность судьи районного (городского), специализированного и межгарнизонного военного судов – соответственно председателем областного (Минского городского), Белорусского военного судов;

· о назначении на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда – Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (его заместителем).

После оглашения указа Президента Республики Беларусь присягающий судья зачитывает текст присяги, подготовленный на специальном бланке.

Судья общего или хозяйственного суда приносит присягу следующего содержания:

«Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в должность судьи, торжественно клянусь перед народом Республики Беларусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции Республики Беларусь, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи».

После этого судьей подписывается акт о принесении присяги, который хранится в его личном деле. После приведения к присяге судье вручаются удостоверение судьи, форменная одежда (мантия) и Кодекс чести судьи Республики Беларусь.

Судья общего или хозяйственного суда в период осуществления своих полномочий приводится к присяге один раз.

В период деятельности судьи с целью объективной оценки уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их при осуществлении правосудия проводятся очередные и внеочередные аттестации. Общие положения об аттестации и квалификационных классах судей регулируются гл. 10 Кодекса.

Таким образом, формирование судейского корпуса – многоэтапный и длительный процесс, целью которого является выбор наиболее достойных кандидатов на занятие должностей, связанных с осуществлением наиболее значимых государственно-властных полномочий. Однако, нормы, опосредующие поведение судьи в различных сферах общественной жизни, содержатся и в нормативных актах, устанавливающих требования к профессиональной этике представителей данной профессии.

Как уже упоминалось выше, на Первом съезде судей Республики Беларусь, который проходил 5 декабря 1997 г., был принят Кодекс чести судьи Республики Беларусь, который устанавливает правила поведения этического характера. Они являются обязательными для каждого судьи, независимо от занимаемой должности, распространяется также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.

В Кодексе чести судьи отмечается, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь судьи независимы и подчиняются только закону. При осуществлении правосудия они должны руководствоваться законом и своей совестью. В их обязанности входит показывать пример законопослушания. Судья всегда должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утвердилась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Он не должен использовать свое служебное положение в личных целях, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу кроме преподавательской и научно-исследовательской. В установлении и осуществлении личных финансовых и деловых связей судья должен проявлять особую осмотрительность, чтобы избегать случаев отстранения от исполнения служебных обязанностей по мотивам заинтересованности в исходе дела. Он не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели, поддерживать их материально или иным способом.

Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, связанной с выполнением служебных обязанностей, за исключением информации, полученной в открытом судебном заседании.

Согласно статье 2 Кодекса Чести, судья независим и подчиняется только закону. Никакие ссылки на «высшую справедливость» и целесообразность, чьи-либо интересы и другие обстоятельства не могут признаваться приоритетными по отношению к Конституции Республики Беларусь и другим принятым в соответствии с ней актам законодательства. При осуществлении правосудия судья должен руководствоваться законом и своей совестью.

Судья всей своей деятельностью и поведением должен способствовать формированию у должностных лиц и граждан чувства уважения к Конституции Республики Беларусь, показывать пример законопослушания.

Правила поведения, обеспечивающие независимость, объективность и беспристрастность судьи содержатся в 3-ей статье: Всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия.

Судья не должен допускать влияния на свою деятельность то осуществлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Добросовестное выполнение судьей служебного долга должно иметь для него преобладающее значение. Судья должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы оно ни было для него неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности.

В общении с людьми, при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством. Судью должны отличать вежливое, корректное обращение, терпение, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать собеседника и понять его позицию, взвешенность и аргументированность при принятии решений. К такому же поведению судья призван побуждать своих коллег, работников аппарата суда, иных граждан.

Согласно статье 6-ой Кодекса, судья не вправе делать публичные комментарии, высказывать публично свое мнение по делам, поступившим в суд, находящимся в производстве самого судьи или других судей, а также по рассмотренным делам до вступления в законную силу состоявшихся по ним решений.

Судья не должен использовать для целей, не связанных с судопроизводством, или предавать гласности информацию, полученную в связи с осуществлением своих полномочий.

Согласно Конституции Республики Беларусь судья не может осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской

Кроме этого, судья не вправе участвовать в просветительской и благотворительной деятельности, если это может повлиять на осуществление им должностных полномочий. Судья не должен, пользуясь своим служебным положением, выступать вне суда в качестве арбитра или иного посредника в разрешении конфликтов и споров.

Судья обязан постоянно заниматься повышением своей профессиональной квалификации, поддерживать знания на уровне, необходимом для надлежащего выполнения служебных обязанностей по осуществлению правосудия.

Судья может участвовать в деятельности, направленной на совершенствование законодательства, судебной системы, судоустройства и судопроизводства.

Судья должен проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, свидетелей, других участников судебного заседания. Он не должен выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой) свое отношение к тому или иному участнику судебного заседания.

Судья не должен оставлять без внимания нарушения норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей.

Таким образом, во всех случаях судья должен продуманно осуществлять любой свой поступок, предвидеть его возможные последствия, соотносить его с нормами нравственности и общественной морали.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Правовой и социальный статус судей и народных заседателей | Тема 5. Судебная система (общие положения и развитие)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.