Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и особенности изменения форм государства

Чрезвычайные государственно–правовые режимы в законодательстве Российской Федерации

Чрезвычайные государственно–правовые режимы устанавливаются при наличии реальной угрозы конституционным устоям государства. Носят временный характер. В этом заключается главное отличие вводимого1 Эта особенность правоприменительного процесса чрезвычайного на основе чрезвычайного законодательства одного из видов особых правовых режимов (чрезвычайное положение, военное положение, военное время, режим проведения контртеррористической операции) от разновидностей антидемократических политических режимов (фашистский, тоталитарный, деспотический, милитаристский...), представляющих собой применяемую на постоянной основе совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Основными чертами, характерными для устанавливаемых на период чрезвычайных ситуаций особых правовых режимов (чрезвычайное и военное положение), которые предусматриваются законодательством Российской Федерации, являются следующие:

- основаниями их установления выступают два обязательных условия: фактические (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридические (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона);

- первичным и основным источником формирования особых правовых режимов являются нормы международного права;

- по правовому воздействию на общественные отношения они носят комплексный характер и одновременно могут содержать в себе несколько специальных правовых режимов (отраслевых, функциональных), отменять или ограничивать их действие;

- их введение прямо или косвенно предусматривается текстом Конституции Российской Федерации и конкретизируется специальным федеральным законодательством;

- порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Федеральным Собранием), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций);

- правом на их введение обладает только Президент РФ своим указом в рамках реализации конституционных полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего;

- указ Президента Российской Федерации обязательно должен отражать определенные законодательством вопросы (обстоятельства принятия такого решения, дата и время его действия, границы территории его действия и т.д.);

- основаниями введения являются угрозы личности, обществу, или государству, предусмотренные федеральными законами;

- продолжительность их действия носит временный характер – фиксированный (чрезвычайное положение) или неопределенный, но с обязательным указанием на необходимость устранения условий, послужившим основанием их введения: восстановление конституционного строя, подписание акта о капитуляции, ликвидация непосредственной угрозы, до ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д. (военное время, военное положение, конфронтационный вид федерального вмешательства);

- изменяются критерии типологизации органов исполнительной власти, а также их системное и структурно – штатное построение;

- на период их действия в рамках действующего законодательства фактически устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице федеральных (или создаваемых ими) органов власти;

- между федеральным центром и субъектами Российской Федерации происходит изменение не только в предметах ведения, но и в объеме полномочий в рамках прежних подходов к подобному разграничению;

- у ряда федеральных министерств и ведомств появляются дополнительные полномочия;

- при необходимости создаются новые органы государственного управления, наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;

- изменяются процессуально – процедурные основы деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц1;

- ужесточаются меры юридической ответственности и предусматривается формирование новых составов правонарушений;

- более высокий характер угроз определяет конституционное право государства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юридических лиц;

- объем вводимых ограничений может носить последовательно постепенный характер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;

- их введение рассматривается законодательством как крайняя мера, применяемая государством в целях предотвращения, пресечения, или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение особых правовых режимов осуществляется при помощи механизма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые акты, в которых определяется роль и место министерств и ведомств2 по ликвидации возникших угроз; - в качестве административно-предупредительной меры, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций, способных повлечь за собой введение в действие федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», как показывает международная практика, целесообразно предусмотреть возможность введения экономических санкций («замораживание» активов противостоящих государств, штрафные санкции и т. д.)3.

Следует подчеркнуть, что государство, реагируя на угрозы чрезвычайных ситуаций посредством введения временных ограничений определенного вида на ряд конституционных прав и свобод помимо обеспечения общественной безопасности отражает не только свою сущность, но также зрелость гражданского общества и степень уважения к гражданам.

Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных случаях и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государства оказывают и другие условия. Среди них следует отметить следующие:

1. Исторические традиции (сохранение монархического строя в Великобритании, Швеции, Японии и других странах).

2. Стремление найти оптимальный вариант общественного развития (например, за последние 200 лет во Франции в далеко не бескровной форме четырнадцать раз изменялся конституционный режим).

3. Условия и формы образования государства (федеративные формы государств США, Канада, ФРГ, Австралия).

4. Особенности внутриполитического развития страны (соотношение граждан определенной национальности в общей численности населения страны и степень их пропорционального представительства в органах государственной власти).

5. Позиция мирового сообщества в лице международных организаций (военная операция международной коалиции во главе с США и стран – членов НАТО под кодовым названием «Буря в пустыне» против Ирака за его вторжение на территорию Кувейта; экономическая блокада Кубы и Югославии (позже против нее будет применена военная сила, которая повлечет за собой распад страны с федеративным устройством на ряд самостоятельных государств); режимы торговли, устанавливаемые экономически развитыми странами с другими государствами, связанные с разным подходом к налогообложению их товаров; предоставление кредитов и т.д.).

6. Распад мировой системы социализма. Этот фактор оказал определяющее воздействие на характер содержательной составляющей форм государств, находящихся на различных континентах. Абсолютная часть государств социалистического типа переориентировали свой политический, экономический и государственный строй на признаваемые нормами международного права базовые правовые положения, к которым следует отнести: признание института частной собственности; развитие рыночных отношений; принцип разделения властей; создание реальных условий по обеспечению конституционных прав и свобод человека; взаимная ответственность в отношениях между государством и гражданам; возможность непосредственного участия населения в управлении делами государства через периодически проводимые выборы, референдумы и т. д.

Не пожелавшие изменить свои идеологические и иные принципы государства (КНДР, Куба) под влиянием мощных внешних факторов с целью дальнейшего выживания все–таки вынуждены были внести определенные компромиссные коррективы в проводимую ими политику.

Например, Национальная ассамблея Кубы внесла поправки в конституцию страны, повлекшие за собой отказ от: диктатуры пролетариата; признания марксизма–ленинизма как официальной идеологии кубинского общества. Официально стали признаваться права на частную и смешанную собственность. Затем появились законы: об иностранных инвестициях, разработанный с учетом современных международных норм права; о свободных экономических зонах и промышленных парках.

Вместо распавшихся СССР и вслед за ним Совета экономической взаимопомощи в проведении экономической политики Куба стала ориентироваться на страны Евросоюза, Канады, Мексики и Венесуэлы. Это позволило уже к 1998 году создать на территории Кубы около 350 совместных предприятий. Ежегодный объем инвестиций в экономику страны достиг 2,5 млрд. долларов.

 

7. Поражение в войне. Любой итог войн отражается на формах участвующих в них государств, но чаще всего это касается потерпевших поражение. Например, поражение Германии и ее союзников во второй мировой войне повлекло за собой комплекс демократических преобразований, в том числе и изменение форм государственного правления. Для этого в самой Германии был проведен комплекс мероприятий, получивший название «денацификация». В частности, он предусматривал: ликвидацию национал-социалистической партии; роспуск всех нацистских учреждений; запрет на ведение любой нацистской деятельности и пропаганды; уголовное преследование лиц, виновных в военных преступлениях против мира и человечности; освобождение нацистов со всех руководящих постов; отмена фашистского законодательства; изъятие нацистских доктрин из системы народного образования и т. д 3.

В стране усилиями победивших союзников проводилась активная просветительская работа. В принудительном порядке немцев возили в концлагеря, чтобы они собственными глазами увидели преступления, совершаемые своими соотечественниками. Самым мощным фактором искоренения нацизма стали экономические успехи Германии и повышение уровня жизни населения.

 

8. Демократизация общества – как веление времени. Примером такого последовательного процесса следует считать демократические преобразования, происходящие в Омане, традиционно относящемуся к одному из консервативных арабских режимов Персидского залива. Пришедший к власти еще в 1970 году султан Кабус Бен Саид провозгласил своей целью создание современного государства, основанного на демократических институтах, но с учетом национальной специфики и приверженности традициям ислама. Эта специфика выражается в том, что в стране нет политических партий и профсоюзов. Выборы проходят на индивидуальной основе. Военнослужащие в голосовании участия не принимают.

В 1991 году султан Омана издал указ об учреждении Консультационного совета, избираемого населением (подданными) на четыре года в составе 84 членов. Вначале его полномочия носили консультационный характер султана и правительство по социально-экономическим вопросам. Затем полномочия стали расширяться. Он стал контролировать бюджетный процесс и исполнение принятых султаном решений. В стране появилась независимые средства массовой информации (пресса), критикующие нерадивых чиновников.

Прошедшие в октябре 2007 года выборы в Совет шестого созыва свидетельствуют о все более уверенном движении Омана по пути национальной демократии. В среднем на одно место претендовало 7 кандидатов, среди которых была 21 женщина. Впервые в европейском понимании велась предвыборная агитационная кампания. Кандидаты выпускали листовки, печатали в газетах объявления, вывешивали плакаты, встречались с избирателями. Всего в выборах приняли участие около 400 тысяч человек из 2,5-миллионного населения Омана.

Руководство страны последовательно проводит курс на постепенное превращение Совета в полнокровный законодательный орган султаната – парламент Омана. Этот опыт по демократизации общества внимательно изучается другими арабскими государствами. В частности, его с учетом своих национальных особенностей собираются перенять Объединенные Арабские Эмираты.

В апреле 2008 года прекратила свое существование, насчитывающая 240 летнюю историю монархическая форма правления в Непале. На смену ей пришла демократическая республика с федеративной формой территориального устройства. Договоренность об этом было достигнуто в конце декабря 2007 года между Коммунистической партией Непала (маоистами, считавшимися ранее повстанцами) и шестью крупнейшими непальскими политическими партиями после продолжавшихся более двух месяцев жестких политических дискуссий. Правительство страны согласилось с ним.

Популярность монархии среди населения упала в 2001 году, когда наследный принц Дипендра во время приема во дворце расстрелял почти всю королевскую семью, в том числе и своего отца короля Бирендру, который пользовался большой популярностью у народа. Кроме того, Гьянендра - брат короля Бирендры пытался силой подавить в стране маоистское восстание, приведшее к большим человеческим жертвам и массовому нарушению прав человека. Весной 2006 года монарх был лишен большей части своих полномочий и привилегий. Летом – полностью отстранен от власти. В 2007 году правительство отняло у него многомиллионное денежное довольствие, а затем пришел черед и за короной.

Со второй половины ХХ века прослеживается устойчивая тенденция реализации на практике «теории ограниченного суверенитета». Роль субъекта ее реализации на законных основаниях в рамках норм международногоправа принадлежит международным организациям в лице их специализированных структур. Иногда в обход необходимости соблюдения предусматриваемых в таких случаях обязательных процедур такое право присваивают себе с одинаковым «успехом» сверхдержавы. Именно так действовали: США во Вьетнаме (60-е годы ХХ столетия) и в Ираке (с 2003г.); СССР в Афганистане (80-е годы ХХ столетия).

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития.

Идеальных понятий форм государства в мире практически не существует. Например, унитарных или федеративных государств «в чистом виде» просто не бывает. Жестких стандартов по этому вопросу у мирового сообщества нет и не может быть. Каждое государство, в зависимости от складывающейся ситуации внутри или вне его территории (дезинтеграция в отношениях между центром и отдельными регионами, угроза существующему строю, изменение роли и места в мировом сообществе и т.д.) должно учитывать зарождающиеся тенденции общественного развития. В этом случае, как свидетельствует богатый исторический опыт, возможно, иногда и необходимо движение по конституционному изменению формы государства, имеющему своей направленностью достижение необходимой оптимизации роли государства в современных условиях.

Не последнюю роль в смене форм государств играют и специальные методы (перевороты) при непосредственном участии специальных служб ведущих государств, официально проводящих комплекс мероприятий, одобренных парламентом и направленных на замену неугодных им руководителей государств.

Например, некоронованным «королем переворотов» в Африке считался француз Робер Денар 1. На его «счету» с 60-х по 90-е годы ХХ века числится более 10 успешно проведенных переворотов, в том числе в Конго, Нигерии, Анголе, на Коморских островах. Для него не существовало проблемы свержения немногочисленной группой (буквально несколько десятков человек) таких же как и он «солдат удачи» правительства любой африканской страны и поставить во главе государства нужных ему и его заказчикам руководителей. Для этого необходимы только деньги, поскольку «любая революция не происходит бесплатно».

Возможна ли трансформация идей о реализации мечты большевиков по поводу построения коммунизма как разновидности правового государства? Автор отвечает на это утвердительно, ссылаясь на факты, а не только на гипотетическое стремление человечества время от времени возвращаться к неудачным общественным экспериментам, наполняя их новыми, соответствующими духу времени идеями 2. Далеко не всегда эти идеи носят только теоретический характер. Имеются случаи использования их в практике государственного строительства.

В начале ХХ века о победе социалистических идей в мировом масштабе мечтал В.И. Ленин со своими единомышленниками. Предпринимались попытки научного обоснования при определённом раскладе сил необходимости создания Соединённых Штатов Европы. Неоднократные попытки навязывания силовыми методами чуждых типов «демократий» в различные периоды времени, но с одинаковыми результатами, как это было отмечено выше, имели место во Вьетнаме, Афганистане и других регионах мира.

В тоже время, следует отметить, что изначальное понятие «социализм» имеет общие корни с другим понятием – «социальная политика государства». Если в понятие «социализм» вкладывать не смысл политического учения (В.И. Ленин, И.В. Сталин) и внедряемую ими практику государственного строительства в СССР и других «социалистических» государствах, то любое современное демократическое государство можно характеризовать как социалистическое, т. е. социальное. В этих государствах высокий уровень жизни населения, свобода идеологического выбора. В них создана и эффективно действует система реализации гражданами предоставляемых конституцией прав и свобод. Например, студентам Сорбонны на кафедре экономической и социальной истории читают лекции, в которой Францию сравнивают со «своего рода советской республикой, которая преуспела» 1.

На смену «экспорта революций» пришла пора экспорта американского понятия демократических ценностей и идеалов. В первые годы ХХI века стала прослеживаться устойчивая тенденция к созданию на территориях бывших республик, входивших в состав СССР вначале «революционных ситуаций», а затем и успешному совершению«революций». В 2003 г. произошла «революция роз» в Грузии, в ноябре 2004 г. – «оранжевая революция» в Украине, а в начале 2005 г. и в Киргизии. Поводом для этого послужили результаты выборов по избранию президента страны, с которыми была не согласна проигравшая сторона.

Как правило, инициатором организации протестных выступлений является оппозиционная к официальной власти сторона, которая совместно (или под патронажем) с «демократическими силами» других государств и, это является обязательным условием, при их непосредственной помощи системного характера (политической, идеологической, финансовой, организационной и иной), зовет своих сторонников «на баррикады».

При этом действия протестующих удивительным образом отличаются внутренней дисциплиной, согласованностью, последовательностью и массовым характером 2. Такие методы действия оппозиции носили настолько наступательный, тактически и стратегически точный характер, что официальные власти этих государств не решились на введение предусматриваемого конституциями режима чрезвычайного положения.

В мае 2005 года Президент США Дж. Буш официально объявил о создании специального корпуса поддержки новых демократий. Уже предприняты конкретные организационные меры. Проект создания подкреплялся конкретной строкой расходов в бюджете страны на 2006 год в размере 100 миллионов долларов. Еще 24 миллиона долларов предполагалось выделить на аналогичную деятельность государственному департаменту США. В свою очередь, конгресс США решил создать специальную комиссию конгресса, предназначенную следить за развитием демократического процесса в мире и при необходимости давать правительствам разных стран «ценные советы».

Характеризуя предназначение и методы действий создаваемого корпуса президент США Дж. Буш отметил, что он «должен быть всегда готов к разворачиванию своих программ в разных точках земли в считанные дни - а не за несколько месяцев или лет. Если где – то на земле возникает кризис и нужна помощь – Соединённые Штаты Америки будут готовы» 1.

По официальным данным, администрация Дж. Буша за первый срок своего правления уже потратила 4,6 млрд. долларов на распространение в других регионах мира своих демократических ценностей 2. Предполагается, что во время пребывания у власти на второй срок администрация США намерена увеличить свои расходы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы политического (государственного) режима | Лекція 4.2 Математичне забезпечення. Типові задачі
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.