КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансковое право. Земельное право.
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом праве. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новая экономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. А они были, как уже отмечалось, разрушены и в течение 1921 г. еще продолжали разрушаться. Отчасти это являлось даже следствием самого перехода к нэпу. Введение свободной торговли и свободных цен резко подтолкнуло инфляцию. Если с середины 1919 до середины 1921 г. курс рубля упал в 800 раз, то только за 1921 г. он упал в тысячу раз. Один довоенный рубль в конце года стоил 80 тысяч. Чтобы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно было решить давно известную всем государствам задачу - сбалансировать доходы с расходами. Прежде всего, были приняты меры к сокращению расходов, для чего уменьшили затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так и, в особенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему было невозможно. Главное - надо было наладить пополнение казны, т.е. обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств. В первую очередь для этого был использован тоже давно испытанный способ - налоги. Собственно говоря, переход к нэпу ведь и начался с введения продовольственного налога. Точнее, было введено несколько продовольственных налогов - более десятка, различающихся по конкретному объекту обложения: хлеб, мясо, технические культуры и т.д. <*>. Первоначально натуральные налоги занимали ведущее место в налоговой системе, поскольку в условиях инфляции ценность имели не бесчисленные бумажки, а конкретные продукты, без которых не могли жить ни люди, ни государство. Однако в том же 1921 г. начинаются и реформы, касающиеся денежных налогов. Надо сказать, что в начале 1921 г. еще продолжали проводиться мероприятия в духе военного коммунизма. Так, в феврале Президиум ВЦИК рассмотрел вопрос об отмене всех денежных налогов. Наркомфин разослал даже на места телеграмму о приостановлении взимания существующих налогов. Однако уже в мае Центральное налоговое управление НКФ получило задание СНК - разработать в самой простой форме систему денежных налогов <*>. Комплекс мероприятий в этом направлении наметил Декрет ВЦИК от 10 октября 1921 г. "О мерах по упорядочению финансового хозяйства" <**>. Складываются две основные системы налогов - прямые и косвенные. Прямые налоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычно составляли определенную долю от их доходов. Одним из таких налогов был подоходно-поимущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц и хозяйств. Был введен также промысловый налог, бравшийся первоначально с ненационализированных предприятий, но затем распространенный и на государственные. В 1922 - 1923 гг. была усовершенствована система налогов, взимавшихся с крестьян. В 1922 г. несколько разнообразных налогов было заменено одним, единым натуральным налогом. В 1923 г. единый сельскохозяйственный налог стал взыскиваться частично уже деньгами. Это было важное нововведение, упрощавшее взимание налогов. Директивы партии нацеливали государственные органы на использование преимущественно прямых налогов, которые помогали бороться с буржуазией, нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточивать в своих руках большие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с него взыскивало государство, притом не пропорционально, а прогрессивно. И наоборот, с государственных и кооперативных организаций, с бедняцких и середняцких хозяйств прогрессивный налог взыскивался в меньшем размере. Такой принцип был установлен еще Декретами о продналоге. Советское государство, следовательно, и в налоговой политике неодинаково подходило к эксплуататорам и трудящимся. Например, с обычного единоличника брали 18 руб. налога, а с кулака - 172 руб. в год. Был установлен специальный налог на сверхприбыль. К X годовщине Октября 35% всех крестьянских хозяйств - бедняцких и маломощных - были вообще освобождены от сельхозналога. Однако у прямых налогов есть один недостаток. Они требуют большого и хорошо налаженного налогового аппарата, который должен учитывать доходы каждого лица или организации, облагать их налогом, взыскивать этот налог, принимать меры к неплательщикам. В данный период эта работа была особенно трудной, так как буржуазия всеми силами старалась утаить доходы, уклонялась от уплаты налогов. В начале 20-х гг. у нас еще не сложился хорошо работающий налоговый аппарат. В силу этого и по некоторым другим причинам в то время существовала и другая система налогов - косвенные. Эти налоги взыскиваются не непосредственно с граждан, а через покупаемые ими товары. Существовало два вида косвенных налогов - таможенные сборы и акцизы. Покупатель, приобретая тот или иной товар, порой даже не знает, что он тем самым уплачивает налог, который входит в состав цены. Формально акциз взыскивается как бы с частного продавца, фактически его оплачивает покупатель. Косвенные налоги широко используются в капиталистических странах, поскольку они маскируют налогообложение и одинаково применяются и к бедному, и к богатому. Именно поэтому такая система налогов в принципе не устраивала Советское государство, но оно было вынуждено обстоятельствами ее применять. С 1921 по 1923 гг. вводится целая серия акцизов на товары: виноградное вино, табачные изделия, спички, сахар, чай и т.д. Государство все же старалось уменьшить недостатки косвенных налогов. Чтобы дифференцировать подход к буржуазии и трудящимся, оно по-разному облагало разные товары. Предметы роскоши, которые покупались нэпманами, облагались более высоким налогом, товары массового потребления, в которых были заинтересованы рабочие и крестьяне, - более низким. По мере налаживания финансового аппарата государство постепенно отменяло косвенные налоги. Налоги заметно пополняли казну, но с течением времени все большее значение приобретает другой источник доходов - неналоговые поступления от государственной промышленности, которая не только становится рентабельной, но и начинает приносить прибыль. В 1923 - 1924 бюджетных годах доходы от госпромышленности составили 18% в бюджете, а в 1924 - 1925 гг. - уже 26%. Была поставлена задача дальнейшего снижения налогов, особенно с крестьянства, усиления неналоговых поступлений. Капитал Запада отказал Советскому государству в займах, поэтому пришлось обратиться к своему народу за финансовой помощью. Выпустили внутренние займы. Первые из них были оригинальными, не только денежными, но и натуральными - два хлебных займа и один сахарный (1922 - 1923 гг.). Облигации хлебного займа продавались за деньги. Использовать же их можно было по-разному: получить хлеб в натуре, что в условиях инфляции имело большой смысл, получить доходы деньгами, уплатить налоги облигациями. Займы эти являлись краткосрочными, но в 1922 г. государство выпустило и денежный заем, уже долгосрочный - на 10 лет. Этот заем был добровольным для трудящихся, которые охотно поддерживали государство. Для эксплуататоров же приобретение облигаций было обязательным. Займы способствовали привлечению средств для нужд социалистического строительства. В последующие четыре года выпустили 15 займов. Еще одним способом привлечения средств для нужд государства явилось учреждение в 1922 г. государственных сберегательных касс. Наряду со всеми перечисленными, так сказать обычными, источниками средств Советское государство нашло один и экстраординарный. В начале 1922 г. оно организовало изъятие ценностей из церквей всех вероисповеданий для передачи их в фонд помощи голодающим Поволжья. Практически громадные средства, полученные от реализации золота, серебра, драгоценных камней, произведений искусства, пошли не только на приобретение хлеба за границей, но и на другие государственные нужды. Это мероприятие вызвало активный отпор как со стороны церковников, так и со стороны верующих, выливавшийся порой и в бунты, которых было насчитано около полутора тысяч. В свою очередь такое сопротивление привело к широким репрессиям против церковников вплоть до расстрела некоторых из них <*>. Распространяя займы, организуя сберегательные кассы, государство брало у населения деньги взаймы. В свою очередь, оно выступало и в роли кредитора. Так, был восстановлен государственный кредит, советская кредитная система. В 1921 г. в составе Народного комиссариата финансов учреждается Государственный банк, на который возложили прежде всего кредитование промышленности, сельского хозяйства и товарооборота. В 1922 г. организуется несколько отраслевых банков, занявшихся кредитованием ведущих отраслей народного хозяйства, - Торгово-промышленный банк, Электробанк, Банк потребительской кооперации. Перечисленные мероприятия подготовили проведение важнейшей финансовой реформы этого времени - денежной реформы. Она началась еще в конце 1921 г. с замены денежных знаков на новые, образца 1922 г. Обмен производился из расчета 1 новый рубль на 10 тыс. старых. В 1923 г. были выпущены еще одни новые денежные знаки, которые обменивались на знаки 1922 г. по курсу 1:100. В это же время появились банкноты - червонцы, обеспеченные золотом, иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. В 1923 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был ограничен, а с 1924 г. - совсем прекращен. Советский бюджет сбалансировался. Конечно, через несколько лет дефицит бюджета снова появился, но он уже не превышал норм, существовавших даже в наиболее развитых странах. Большое значение для советского финансового права имело образование СССР. Договор об образовании Союза ССР установил единство бюджета для всей страны. Бюджеты союзных республик стали составными частями общесоюзного. В интересах населения Конституция СССР разрешила вводить республиканские и местные налоги только с санкции Союза. Были установлены единые денежная и кредитная системы. Бюджет Союза строился таким образом, чтобы оказывать максимальную помощь отсталым национальным районам. Русский народ сознательно шел на жертвы, чтобы помочь своим инонациональным братьям. Так, в Закавказье было установлено до 1924 г., что все доходы республики идут в казну ЗСФСР. Финансовые льготы для нее сохранились и после 1924 г.: за ней были сохранены все доходы от прямых налогов. Поэтому доля ЗСФСР в бюджете Союза 1924 - 1925 гг. значительно выше, чем доля РСФСР и УССР в расчете на число населения и значение в экономике страны. Составляя 4% населения Союза, закавказские народы получали 7,5% бюджетных поступлений. Соответственно отличались и расходы на душу населения: в среднем по Союзу - 2 руб. 81 коп., а по ЗСФСР - 5 руб. 39 коп. Аналогично поступили и с бюджетами новых среднеазиатских республик - Узбекской и Туркменской. Суммы общесоюзных налогов целиком оставались в их казне. За исключением РСФСР, бюджеты всех союзных республик многие годы сводились с дотацией из общесоюзного бюджета. В 1924 - 1925 гг. доля собственных доходов Туркменской ССР в ее бюджете составляла лишь около 10%. Даже такая крупная республика, как Украина, покрывала за счет собственных средств меньше 40% расходной части своего бюджета. Земельное право. Переход к новой экономической политике потребовал четкого правового регулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины. Крупнейшими законодательными актами рассматриваемого периода являются земельные кодексы. ЗК РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. В этой редакции он действовал на всей территории РСФСР, за исключением автономных республик и областей, для которых были составлены специальные редакции, учитывающие их особенности. В 1923 - 1925 гг. подобные кодексы были утверждены в Украинской, Грузинской, Белорусской ССР. В основном кодексы союзных республик содержали те же нормы, что и ЗК РСФСР. Однако имелись и некоторые различия как в содержании, так и в форме. Например, в ЗК УССР, который состоял из четырех, а не трех, как ЗК РСФСР, частей, фиксировались особые нормы о предоставлении различных льгот комитетам незаможных крестьян. Земельные кодексы исходили из принципа национализации земли. Они определяли правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особо выделяются первые, которые в совокупности составляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половины статей Кодекса РСФСР посвящено правовому режиму именно этих земель. Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владение и пользование. Владение землями сельскохозяйственного назначения было обусловлено ведением трудового хозяйства, т.е. хозяйства, основанного на труде владельцев земли. Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали, согласно закону, все граждане РСФСР, способные ее обрабатывать. Ограничения в трудовом землепользовании коснулись только бывших помещиков. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 марта 1925 г. они подлежали выселению из местностей, где у них раньше были поместья, но при желании заниматься сельским хозяйством им предоставлялось право наделения землей в пределах трудовой нормы в других губерниях из земель колонизационно-переселенческого фонда. Поскольку собственником земли являлось государство, распоряжение ею для самих землепользователей было весьма ограничено и находилось под контролем государственных органов. Земельные кодексы допускали трудовую аренду земли в случае временного ослабления крестьянского хозяйства вследствие стихийного бедствия, недостатка рабочей силы (например, в случае ухода члена крестьянского двора в Красную Армию, болезни). Сдавать землю в аренду можно было лишь в случае индивидуального пользования землей, срок аренды был ограничен восемью годами (при четырехполье). Разрешалось использовать в земледельческих хозяйствах и наемный труд, который должен был носить характер вспомогательного, т.е. применялся при участии всех трудоспособных членов хозяйства в работе наравне с наемными работниками. Труд последних охранялся законом. Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья 90 ЗК РСФСР предлагала следующие способы землепользования: общинный (с уравнительными переделами земли между дворами), участковый (с неизменным размером земельных участков каждого двора в виде чересполосных, отрубных или хуторских участков) и товарищеский (с совместным пользованием землей членами общества, составляющими сельскохозяйственную коммуну, артель или товарищество по общественной обработке земли). Законодательство давало подробную характеристику всех форм землепользования, особо останавливаясь на коллективных. По мере созревания условий для перехода к массовой коллективизации сельского хозяйства земельное право устанавливало новые льготы для кооперативных хозяйств. Общие начала землепользования и землеустройства от 15 декабря 1928 г. последовательно проводили в жизнь идею содействия коллективным формам ведения хозяйства. Определенные особенности в конце 20-х гг. имело земельное законодательство республик Средней Азии, где в это время проводилась земельно-водная реформа. Восстановление и развитие народного хозяйства выдвигало проблему охраны окружающей среды. Уже в 1921 г. был принят Декрет СНК РСФСР "Об охране памятников природы, садов и парков", передавший дело учреждения заповедников и заказников, необходимость создания которых диктовалась нуждами науки, Наркомпросу. Лесной кодекс РСФСР рассматривался как логическое продолжение Земельного кодекса. Согласно Лесному кодексу все леса составляли единый государственный фонд, разделявшийся на леса общегосударственного и местного значения. Леса местного значения оставались в пользовании местных Советов, на которые возлагались организация лесопользования и охрана леса. Леса общегосударственного значения разделялись на леса собственно государственные и леса особого назначения. Кодекс перечисляет виды лесов особого назначения, выделяя среди них защитные леса. Что же касается лесов общегосударственного значения, то Кодекс подчеркивал необходимость ведения планового хозяйства, планирования не только размеров рубок, но и работ по лесовозобновлению и уходу за лесом. На Украине был принят Закон о лесах, который по объему содержащегося в нем нормативного материала вполне может рассматриваться как кодекс. Лесное хозяйство страны страдало существенными недостатками, на которые указывало Постановление СНК СССР от 2 февраля 1928 г. "О мерах к упорядочению лесного хозяйства": чрезмерной эксплуатацией лесов в малолесных районах и недостаточной их эксплуатацией в лесистых районах, что вызвало гибель лесных запасов, кроме того, крайне слабо развертывались лесовосстановительные работы. Особое внимание обращалось на неудовлетворительное положение дела в лесах местного значения. Чтобы улучшить состояние земли и вовлечь в хозяйственный оборот неудобные и бросовые земли, СНК РСФСР 5 июня 1925 г. принял Декрет "О лесомелиоративных работах", которым предусматривались меры по расширению и планомерному развитию лесомелиоративного дела. Во второй половине 20-х гг. было положено начало правовой охране недр. Положения о недрах земли, принятые в 1920 и 1923 гг., регулировали гражданско-правовые отношения, возникавшие в связи с разведкой и эксплуатацией подземных ресурсов. Впервые со всей ясностью вопрос об охране недр был поставлен в Горном положении Союза ССР. Осуществление горнопромышленного надзора возлагалось на ВСНХ. Развитие промышленности выдвинуло и задачу правового регулирования санитарно-гигиенических условий в городах и поселках. В начале 20-х гг. особое внимание обращалось на санитарную охрану курортов. Были приняты также меры к санитарной охране источников водоснабжения городов, рабочих поселков и других населенных пунктов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |