КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные структуры управления
Содержание лекции Содержание лекции Брайла Наталья Васильевна Гуринов Анатолий Иванович Симанкина Татьяна Леонидовна Болотин Сергей Алексеевич Основы организации и управления в строительстве Конспект лекций по дисциплине составители: (заслуженный рабоботник ВШ, профессор, д.т.н. по спец. «Технология и организация строительства»)
(доцент, к.т.н. по спец. «Технология и организация строительства»)
(доцент, к.т.н. по спец. «Информационные технологии»)
(доцент, к.т.н. по спец. «Технология и организация строительства»)
Санкт-Петербург 2013 г. Лекция 1. Строительные объекты и субъекты управления ими. Методы и системы управления в строительстве. 1.1 Основные понятия и принципы организации строительства. 1.2 Участники проектирования, строительства и эксплуатации объектов. 1.3 Общие функции и нормативно-правовое управление строительством. 1.1. Основные понятия и принципы организации строительства. Организация строительства – это область производственно-хозяйственной деятельности, направленная на создание недвижимых объектов, их техническое обслуживание в период эксплуатации, а также их ликвидацию, посредством управления совместной деятельностью во времени и в пространстве всех участников строительного и других сопутствующих процессов. Основной задачей организации строительства является достижение наилучших результатов в создании строительной продукции при минимальных издержках производства и с учетом требований к безопасному ведению работ и охране окружающей среды. В качестве основных общепринятых критериев эффективности организации строительства обычно используют уменьшение затрат на строительство и сокращение его общего срока. Решение вопросов организации строительства носит комплексный характер, определяемый социальными, правовыми, экономическими, техническими и технологическими факторами. На рис.1 показана схема, отражающая место организации строительства в иерархической системе «базис-надстройка».
Рис. 1. Место организации строительства в системе «базис-надстройка» Как показывает общественная практика, в социальной подсистеме формируется заказ на развитие и совершенствование правовой системы, например, в форме законов, кодексов, поправок к ним, нормативно-правовых актов и т.д. и т.п. Правовая подсистема, в свою очередь, обеспечивает создание нормативной базы регулирования социальной среды, например, через Федеральный закон (ФЗ) №214 «О долевом строительстве…», ФЗ «О техническом регулировании» и т.п. В дальнейшем правовая подсистема непосредственно воздействует на экономическую подсистему в виде влияния на затраты в строительстве, а также на его качество и своевременное достижение результата. При этом «снизу» на организацию строительства влияет развитие техники (машины, механизмы, оборудование, инструменты) и выполняемая технология работ. Таким образом, все выделенные на схеме подсистемы влияют на подсистему организации строительства. Нижнюю часть указанных подсистем относят к базису (техника и технология как производительные силы), а верхнюю часть к надстройке (производственные отношения). Принципы организации строительного производства: - специализация, кооперирование и комбинирование производства, то есть выполнение отдельных видов работ специализированными подразделениями, обладающими соответствующей техникой, квалифицированными кадрами, работающих на договорных началах или при слиянии отдельных организаций в рамках одного предприятия; - централизация организации, планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью с возможностью предоставления самостоятельности его подразделениям; - постоянное повышение производительности труда; - обеспечение эффективного использования ресурсов при требуемом качестве продукции, её договорной цены и установленного срока ввода объектов в эксплуатацию; - комплексная механизация, автоматизация и роботизация строительных процессов; - индустриализация строительства, предполагающая превращение строительной в монтажную площадку, с целью сокращения трудоемкости процессов; - рационализация организации материально-технического снабжения, обеспечивающая своевременность и комплектность поставок; - постоянное совершенствование производственных отношений при соблюдении законов, правил охраны труда и безопасности в строительстве и требований к экологической безопасности. Резюме. Эффективное выполнение основной задачи организации строительства на основе выше перечисленных принципов делает рассматриваемую область достаточно сложной как в научном, так и практическом отношении. Строительство, как отрасль материального производства, во многом отличается от промышленного производства следующими специфическими особенностями: - неподвижный характер строительной продукции и, соответственно, необходимость перемещения рабочих относительно нее (эта особенность создает большие трудности в обеспечении непрерывности и ритмичности производства, и, следовательно, оказывает влияние на стабильность производственного процесса); - размеры строительной продукции во много раз превышают антропометрические характеристики человека; - зависимость от природно-климатических условий окружающей среды, в результате чего рабочие подвергаются атмосферным воздействиям, сезонным колебаниям и суточным изменениям температуры и освещенности; - высокая материалоемкость и большие затраты труда и транспортных средств на доставку материалов и погрузочно-разгрузочные работы; - длительность производственного цикла и его высокая стоимость; - высокая опасность производства и психологические нагрузки, что заставляет тщательно прорабатывать охрану труда и безопасность работ. 1.2. Участники проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Участниками строительства могут быть как юридические, так и физические лица, имеющие в соответствие с законодательством необходимые разрешения и права на осуществление организационно-производственной деятельности. При этом участники строительства могут быть как субъектами, так и объектами управления. Под субъектами управления понимают тех – кто или что управляет, а под объектами тех – кем или чем управляют. Инвестор (вкладчик) – это лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в проект любого назначения с целью получения прибыли. Девелопер является специализированным инвестором, вкладывающим средства в развитие городских или пригородных земель (инженерная подготовка территории, прокладка инженерных коммуникаций и т.д.) с последующей продажей обустроенных им участков для строительства недвижимых объектов. Застройщик – юридическое или физическое лицо, официально заявившее о намерении осуществить строительство определенного объекта недвижимости на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности или аренды. Заказчик – юридическое или физическое лицо, которое непосредственно планирует строительство, организует подрядные торги, заключает договоры подряда с проектировщиком и подрядчиком, обеспечивает финансирование и контроль в процессе производства работ, а также приемку законченных строительством зданий и сооружений. Инвестор, застройщик и заказчик могут быть в одном лице. При наличии внешнего инвестора заказчик выступает как его уполномоченный. Проектировщик – это лицо, разрабатывающее по договору с заказчиком проектную документацию на новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение. При этом генпроектировщиком является организация, выполняющая основную часть проектных работ, а для выполнения отдельных частей проекта привлекаются специализированные организации. Подрядчик – это лицо, выполняющее комплекс работ по строительству объектов различного назначения. Договор с заказчиком заключает генподрядчик, который непосредственно осуществляет строительство, отвечая перед заказчиком за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу объекта в эксплуатацию. Для выполнения отдельных специализированных видов работ генподрядчик привлекает субподрядные организации. Генподрядчик несет ответственность не только за выполнение работ, осуществляемых собственными силами, но и за работу субподрядчиков, координирует работу между ними, не вмешиваясь в их внутреннюю производственно-хозяйственную деятельность. Эксплуатирующая организация осуществляет на правах собственника или по поручению собственника техническую эксплуатацию объекта. Поставщик – юридическое или физическое лицо, производящее или поставляющее необходимую для строительства продукцию (конструкции, материалы, детали, полуфабрикаты и т.д.) Транспортная организация – юридическое или физическое лицо, осуществляющее по договорам с подрядчиками внешние и внутрипостроечные перевозки материально-технических ресурсов всеми видами транспорта.
1.3. Общие функции и нормативно-правовое управление строительством. Управлением в обобщенном понимании называется рациональная деятельность, направленная на достижение поставленной цели. При этом выделяется объект управления, под которым может пониматься либо процесс (проектирование, строительство, эксплуатация и ликвидация объекта или сооружения), либо организация, осуществляющая процесс. В течение любого акта управления в обязательном порядке реализуются следующие общие функции: · планирование связано с созданием модели достижения цели, · организация связана со структурированием и мобилизацией ресурсов, необходимых для достижения цели согласно плану, · контроль связан с определением фактического состояния объекта регулирования в заданный момент времени и сравнение его с планируемым на этот момент времени состоянием · регулирование связано с непосредственным воздействием на объект управления с целью устранения расхождения между фактическим и планируемым состоянием в заданный момент времени. Реализация регулирующего воздействия происходит в системе, состоящей из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Данные подсистемы соединены друг с другом прямыми и обратными связями. При этом под прямой связью понимается информационное воздействие от управляющей подсистемы на управляемую подсистему, а под обратной связью передается информация о состоянии управляемой подсистемы. Нормативно-правовые методы управления основаны на использовании нормативно-правовых документов, различной юрисдикции. В систему нормативно-технических документов в строительстве входят: · кодексы и федеральные законы (ФЗ), например, «Градостроительный кодекс РФ» и ФЗ "О техническом регулировании". · технические регламенты, имеющие статус (ФЗ), например, "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; · документы, принятые международным и договорами РФ, либо ратифицированные, либо введенные в действие в установленном законом порядке, например, свод документов ВТО; · постановления правительства РФ, например, от 29 декабря 2005 года № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка»; · национальные стандарты РФ (ГОСТ Р), например, ГОСТ Р 53778-2010 Национальный стандарт РФ «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; · строительные нормы и правила (СНиП), например, СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»; · стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией, например, Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; · стандарты предприятий и организаций СТП и СТО принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции, например, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ»; · руководящие документы РД принимают и утверждают органы надзора и контроля в установленном им порядке, например, РД 11-04-2006. «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации»; · своды правил по проектированию и строительству (СП). Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитии и обеспечении обязательных требований строительных норм, например, СП 48.13330.2011 «Организация строительства»; · территориальные строительные нормы принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, например, ТСН 50-302-2004 Санкт-Петербург, территориальные строительные нормы «Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге»; · технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию и услуги промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на ее изготовление, например, технические условия на присоединение к сетям водоснабжения, формируемые Водоканалом СПб. Наряду с выше перечисленными нормативно-техническими документами в строительстве фактически могут применяться федеральные и региональные нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти, затрагивающие вопросы строительства, например, закон Санкт-Петербурга от 28 июня 2010 года № 396-88 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга». Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. К обязательным положениям относят те, которые подлежат безусловному выполнению. Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен в действие на территории РФ, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора. К рекомендуемым положениям относят те нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства. Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика. В приложении к настоящему конспекту даны материалы, связанные с развитием и совершенствованием нормативной базы строительства.
1.3. Методы, системы и структуры управления строительством. В традиционной системе, когда регулирующее воздействие осуществляется между юридическими и должностными лицами, а также между структурными подразделениями и отдельными работниками используются административно-командные, экономические и социально-психологические методы управления. Административно-командные методы управления реализуются через приказы, распоряжения, различные предписания, команды и т.п. Экономические методы управления ориентированы на экономическую мотивацию трудовой и хозяйственной деятельности. Социально-психологические методы управления ориентированы на мотивацию определенного психологического состояния управляемого объекта. Реально на практике реализуются сразу все методы управления в различных сочетаниях и пропорциях. Автоматизированные системы управления определяют как человеко-машинные системы, в которых часть функций выполняется автоматически, а часть функций в «ручном» режиме, то есть традиционно. При автоматизации всех функций система управления полностью переходит в автоматическую, включающую и роботизацию строительных процессов. Контрольные вопросы: 1. Дайте понятие термину «организация строительства». 2. На каких основных принципах базируется организация строительства? 3. Перечислите специфические особенности строительного производства. 4. Перечислите основные виды документов нормативной системы строительства. 5. Перечислите этапы осуществления строительного проекта. 6. Назовите основных участников строительства и их функции. Лекция 2. Организационные структуры управления. Проекты организации строительства и производства работ. 2.1 Организационные структуры управления 2.2 Проект организации строительства 2.3 Проект производства работ.
Организационные структуры управления определяют взаимосвязь между отдельными, как правило, специализированными органами управления. При этом отличие конкретных от общих функций заключается в регламентации специализированных действий, определяемых конкретными производственными отношениями. Предприятия и организации, как самостоятельные юридические лица, определяют свою основную производственно-хозяйственную деятельность уставами. Так, например, по уставной деятельности архитектурно-проектные организации занимаются проектированием строительных объектов, а трест ГРИИ (геодезические работы и инженерные изыскания) проводит изыскательские работы, а ОАО «Строительный трест №36» проводит строительные работы. Состав предприятий и организаций, как правило, разделяется на отдельные структурные подразделения, которые не являются самостоятельными юридическими лицами. Для них производственно-хозяйственная деятельность определяется положениями «О структурных подразделениях». В свою очередь структурные подразделения состоят из отдельных работников, производственная специализация которых определяется должностными инструкциями. Таким образом, основной задачей, решаемой в рамках построения организационных структур управления, является иерархическое объединение, связывающее отдельные элементы (органы управления), на основе связей общей подчиненности, и функциональных связей. При этом связи общей подчиненности определяют соподчинение по всем вопросам производственно-хозяйственной деятельности. Например, производителю работ (прорабу) подчиняются все строительные мастера. Однако по вопросам, связанными с исполнениями обязательств перед третьими лицами (например, оплата по исполнительным листам, определенная органами правосудия), те же самые мастера функционально подчиняются бухгалтерской службе. Общим и непосредственным начальником для мастера является прораб, а функциональными начальниками могут быть инженер по технике безопасности, инженер производственно-технического отдела, сотрудник бухгалтерии и т.д. и т.п. Организационные структуры управления показаны на рис.2. В линейной структуре управления все связи между уровнями управления определяются как связи общей подчиненности, в результате чего получается, что требования к компетентности руководителя повышается с ростом уровня управления. Однако компетентность любого руководителя имеет определенный предел, который ограничивает применимость линейной структуры управления уровнем прораба или начальника строительного участка.
Рис. 2. Организационные структуры управления В функциональной структуре управления общий комплекс управленческих задач разбивается на отдельные специализированные функции. В пределах этих функций осуществляется управление нижними уровнями. Но, поскольку при этом нарушается принцип единоначалия, то данная структура управления в чистом виде не применяется. В качестве дальнейшего совершенствования организационных структур и перенесение их на более высокий уровень управления применяется линейно-функциональная структура. Данная структура управления оптимально сочетает в себе элементы линейной и функциональной структур. Штабная структура управления усиливает компетентность высшего уровня управления за счет дополнительного создания консультативного органа. На рис.1г этот консультативный орган (штаб) представлен двумя должностными лицами консультантом по юридическим вопросам и советником. Поскольку на организацию «штаба» требуются дополнительные затраты, то реализация данной структуры управления характерна для достаточно больших и состоятельных строительных предприятий. Для организации проектной деятельности в строительстве используется матричная структура управления. Название данной структуры управления связано с ее похожестью на матрицу, то есть на таблицу, в которой можно выделить столбцы и строки. На рис.1д показан пример управления разработки 3-х проектов, каждый из которых управляется, как бы по горизонтали, главным инженером проекта (ГИП). По «вертикали» проекты проходят через ряд функциональных отделов, которые подчинены соответствующим руководителям. Таким образом, основной спецификой матричной структуры управления является двойная подчиненность, её постоянная составляющая связана со специализацией работы, а временная - с разработкой конкретного проекта.
2.2. Проект организации строительства Организация строительного производства должна обеспечивать комплекс организационных, технических и технологических решений на достижение цели, то есть на ввод объекта в эксплуатацию. Поэтому для производительного и эффективного выполнения работ разрабатывают организационно-технологическую документацию (ОТД). Поскольку ОТД отражает динамику процесса строительства, то она в значительной степени подвержена корректировке в процессе строительства. При разработке ОТД решаются такие задачи, как выбор способов и методов строительства, подбор рабочих бригад, расстановка монтажных механизмов, доставка и размещение конструкций на стройплощадку, последовательность выполнения работ и т.д. Виды организационно-технологической документации: 1. Проект организации строительства (ПОС). 2. Проект организации работ по сносу или демонтажу объекта. 3. Проект производства работ (ППР). 4. Проект организации работ (ПОР). Проект организации строительства (ПОС) – организационно-технологический документ, разрабатываемый с целью проектного обеспечения современного организационно-технического уровня строительства. ПОС служит основой для распределения капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по этапам и срокам строительства. ПОС содержит принципиальные стратегические решения по технологии и организации работ с указанием очередности возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, определяет срок завершения строительства. Поскольку ПОС является составной частью проектной документации, то данный проект проходит согласование, экспертизу и утверждение. ПОС может разрабатываться как на отдельный объект, так и на комплекс зданий и является обязательным документом для заказчика, осуществляющего бюджетное финансирование строительства. Руководствуясь решениями, принятыми в ПОС на стадии рабочей документации, генподрядная строительная организация разрабатывает проект производства работ (ППР). Состав и объем ПОС регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Исходными материалами для составления ПОС являются: · задание заказчика на разработку проекта организации строительства; · схема планировочной организации земельного участка; · конструктивные и объемно-планировочные решения; · смета на строительство объектов капитального строительства; · план транспортной инфраструктуры района; · решения генерального плана; · сведения об условиях поставки и транспортирования грузов с предприятий, поставляющих строительные конструкции, изделия, материалы и оборудование; · данные об источниках и порядке временного обеспечения строительства водой, электроэнергией, паром и т.п.; · сведения о возможности обеспечения строительства рабочими кадрами, жилыми и бытовыми помещениями; · мероприятия по защите территории строительства от неблагоприятных природных явлений и геологических процессов. В состав ПОС включают: в текстовой части: а) характеристику района по месту расположения объекта капитального строительства и условий строительства; 6) оценку развитости транспортной инфраструктуры; в) сведения о возможности использования местной рабочей силы при осуществлении строительства; г) перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом; д) характеристику земельного участка, предоставленного для строительства, обоснование необходимости использования для строительства земельных участков вне земельного участка, предоставляемого для строительства объекта капитального строительства; е) описание особенностей проведения работ в условиях действующего предприятия, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи - для объектов производственного назначения; ж) описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи - для объектов непроизводственного назначения; з) обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства (его этапов); и) перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций; к) технологическую последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов; л) обоснование потребности строительства в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче-смазочных материалах, а также в электрической энергии, паре, воде, временных зданиях и сооружениях; м) обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций; н) предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов; о) предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля; п) перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования; р) обоснование потребности в жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве: с) перечень мероприятий и проектных решений по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда; т) описание проектных решений и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства; у) описание проектных решений и мероприятий по охране объектов в период строительства: ф) обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов; х) перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таким здании и сооружений. в графической части: ц) календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства); ч) строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |