Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические цели самостоятельной работы




ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного занятия, активизации студентов является соответствующая организация и управление самостоятельной учебной работой. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что студенты приобретают знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:

• профессиональная самостоятельность;

• профессиональная мобильность;

• способность работать в коллективе.

Все эти качества развиваются при самостоятельной работе.

Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную преподавателем активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны -форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

• в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и
задаче;

• формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для
решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания
к знанию;

• вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное
систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке
научной и общественной информации при решении новых познавательных и
профессиональных задач;

• является важнейшим орудием педагогического руководства и управления
самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе
профессионального обучения.

Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью.

Современные педагоги-исследователи считают, что в настоящее время «во главу угла» ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «преподаватель впереди студента» должна поменяться на позицию «студент впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять его в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, но без непосредственного его участия. Кроме этого студент самостоятельно должен и может заниматься на занятиях. Согласно последним рекомендациям по методике действенного вовлеченного обучения, студент должен 70% времени на занятиях работать самостоятельно. Самостоятельная работа имеет целью проработку пройденного материала во время занятий, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (работа с книгой, подготовка докладов, выполнение курсовых работ и дипломных проектов, поиск необходимой информации, конструирование, учебная и научно-исследовательская работа).

Самостоятельная работа - это не только закрепление и углубление знаний, но и самостоятельное изучение, и усвоение материала. Вот почему существуют в системе профессионального образования такие формы обучения, как экстернат и заочное обучение, развиваются дистанционные технологии обучения.

Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:

• позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале; позволяет студенту вырабатывать свои
убеждения и взгляды;

• позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу,
целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в
распределении времени;

• у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний:

• у студента вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и методы общения с
людьми для достижения поставленной цели.

В монографии П.И. Пидкасистого выделено пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации. Второй уровень - самостоятельная работа по образцу.

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).

Четвертый уровень - самостоятельная эвристическая работа.

Пятый уровень — творческая (исследовательская, опытническая) работа. Каждый из этих уровней объективно существует в педагогической практике, и давать самостоятельное задание студенту уровнем выше, чем он способен выполнить - это в лучшем случае напрасно потерять время на учебном занятии.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе. На первом курсе необходимо научиться правильно ставить учебные цели при самостоятельном изучении материала, анализировать прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их учат приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого.

 

Руководство преподавателем самостоятельной работы студента постепенно переходит в самоорганизованную работу. Для лучшей организации самостоятельной работы ее необходимо мотивировать (для чего и чему способствует выполняемая работа).

Давая самостоятельные задания студентам, преподаватель должен учитывать их психологические особенности. Самостоятельная работа студентов обязательно должна быть заслушана (прочитана) и оценена.

При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед студентами цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультации (оказание помощи в организации работы), установить критерии оценки.

Памятка по самостоятельной работе для студентов:

• -внимательно прочитайте тему;

• -перечислите ваши действия по выполнению задания;

• -составьте план работы, выделяя главные разделы;

• -в каждом разделе наметьте основные положения;

• -пронумеруйте их;

• -в конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.

При выполнении самостоятельной работы студенты проходят следующие этапы:

• определяют цель работы;

• конкретизируют проблемную ситуацию;

• делают оценку собственных знаний для выполнения задачи;

• планируют и выполняют работу.

При планировании и организации самостоятельной работы студентов необходимо помнить, что выбор и формулировка дидактических целей должны соответствовать видам самостоятельной деятельности студентов как в рамках учебного занятия, так и внеаудиторной работы.

1. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

2. Углубление и расширение теоретических знаний;

3. Формирование умений использовать справочную, правовую, нормативную документацию и
специальную литературу;

4. Развитие познавательных способностей и активности студентов;

5. Формирование у студентов самостоятельности мышления, способности к саморазвитию,
самосовершенствованию и самоактуализации;

6. Развитие исследовательских умений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.