Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4. Общественное развитие




Общественный прогресс. Прогресс (лат. progressus – движение вперёд, успех) – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Социальный прогрессглобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Прогресс есть равномерное развитие следующих трех составляющих:

- социальной – процесс приближения общества к свободе, справедливости и равноправию, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению;

- материальной – процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей;

- научной – процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение.

Эволюция и революция как способы развития общества. Эволюция (от лат. evolutio – «развёртывание») – естественное постепенное развитие общества, занимающее длительные временные отрезки. В итоге, на фоне параллельно развивающихся процессов, эволюция может привести к отставанию и последующим закономерным проблемам. В том числе, общество начинает саморегулироваться посредством ненормативных (незаконных) методов. Поэтому в социуме существует возможность форсирования событий с помощью реформ. Реформа (от лат. reformo – «преобразовываю») – преобразование, вводимое законодательным путем, позволяющее ускорить процесс общественного развития в соответствии с актуальными проблемами и одновременно предотвратить возможность революции. Как правило, реформы не производят коренных преобразований общества, а лишь постепенно, иногда не существенно изменяют его. Ибо в обществе всегда есть те, кого, в силу их социально-экономического благополучия (верхние и частично средние слои населения) или элементарной непросвещенности (низшие слои населения) устраивает текущее положение вещей, т.е. они консервативны в своих социально-политических и социально-экономических настроениях. Революция (от позднелат. revolutio – поворот, переворот, превращение, обращение) – радикальное, коренное, принципиально качественное преобразование общества, имеющее значительные издержки и риски таковых в виде недовольства значительной части населения, чьи интересы будут резко и грубо нарушены; такие социальные потрясения приводят к социальной дестабилизации и нередко к вооружённому противостоянию внутри страны (гражданской войне). Таким образом, в деятельность государства входит непрерывное своевременное и продуманное реформирование общества и его отдельных сфер для недопущения отсталости, ненормативной саморегуляции, предотвращения революций, гражданских войн. Эти последствия и неадекватное реформирование могут привести к социальной деградации. Социальная деградация (от лат. degradatio, буквально – снижение) или социальная регрессияпроцесс ухудшения характеристик общества с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение общественных основ вследствие внешнего и внутреннего воздействия по законам природы и времени. При этом необходимо понимать, выражаясь словами Ленина В.И.,: «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперёд, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично[1], ненаучно, теоретически неверно».

НТП и НТР. Материальную основу развития общества составляют научно-технический прогресс (НТП), который особенно ярко выражается в научно-технической революции (НТР).

Научно-техническая революция (НТР)коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Научно-техническая революция в узком смысле – коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, начавшиеся в середине XX в., лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Не существует унифицированного представления о вехах (этапах) НТР. Основываясь на позиции Э. Тоффлера, Д. Белла можно выделить:

- аграрную (неолитическую [1]) революцию (при переходе к земледелию около 10 тыс. лет назад);

- индустриальную (промышленную) революцию (при переходе от ручного труда к машинному в конце XVIII вв. после создания универсальной паровой машины в 1774 г. Джеймсом Уаттом);

- информационную революцию (при переходе к обществу, в котором технологическая и бизнес-информация – становится ключевым экономическим ресурсом, на ряду со средствами её обработки, хранения и передачи – информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)); так первая ЭВМ (электронно-вычислительная машина (информационный, а не аналоговый компьютер)) была создана в 1941 г. Конрадом Цузе.

Дополнительный толчок НТП был получен благодаря научно-технологическим достижениям в области электричества и химии в XIX в. и появлению конвейерного производства в начале XX в.

Сама по себе информационная революция также имеет более глубокие корни. Информационные революции (по А. И. Ракитову): 1) появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка, 2) изобретение письменности, 3) изобретение книгопечатания, 4) изобретение телеграфа и телефона и изобретение компьютеров и появление Интернета.

Важными характеристиками НТР являются:

- универсальность и глобальность;

- экспоненциальный рост научно-технических инноваций;

- повышение наукоёмкости производства, что предполагает повышение квалификации персонала;

- милитаристический детерминизм НТР.

В качестве критерия измерения темпов НТП предлагается: 1) количество инноваций, 2) имеющиеся в распоряжении человечества технические возможности и 3) структура занятости населения.

Существует два основных подхода к изучения развития общества: линейно-стадиальный (постоянное развитие общества, разделённое на стадии) и циклический (теория локальных цивилизаций).

Цивилизация как особая стадия развития общества. Дефиниция цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) имеет разные толкования, среди которых наиболее конкретными следует считать две:

- цивилизация – это стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня культуры, при котором появляется государство;

- цивилизация – это локализованное во времени и пространстве общество на определённом культурно-историческом и социально-экономической (формационном) этапе формации и культурно-историческим; локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и т.д. Он разделял три стадии развития общества: дикость – варварство – цивилизация.

Критерии цивилизации: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, система экономических отношений, основанная на разделении труда, социальная стратификация, культуры (включая религию) и менталитета.

На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание.

При этом существует ряд закономерностей:

- новая цивилизация зарождается, как правило, на базе старой цивилизации в период её угасания;

- развитие цивилизации исходит из интенсивной геополитической экспансии (захват и освоение дополнительных территорий) и географического (климатического) детерминизма; так цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды: 1) общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя; 2) социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс;

- расцвет цивилизации связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов, остановкой качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному;

- на этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома; ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии; в итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания;

- внешние факторы стихийного или антропогенного порядка могут прервать естественный цикл развития цивилизации и уничтожить её;

Типология цивилизаций. Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций:

- космогенная;

- техногенная или индустриальная;

- постиндустриальная или информационная цивилизации.

Первый тип цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации). Основой техногенной цивилизации является машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений. К 1970-м гг. индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы. В связи с этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.

Следует внести ясность. Информационное общество является не только этапом постиндустриального общества, но и стадией трансформации капита­листического общества, что наглядно отражено на схеме.

Схема – Соотношение понятий «капитализм»,

«постиндустриальное общество» и «информационное общество»

Капитализм
Индустриальное общество Постиндустриальное общество и его стадии
«сервисная» «информационная» «кибернетическая»

Это вопрос в большей степени экономи­ческого порядка, но с социологи­ческим уклоном. Право собственности на экономические ресурсы в разных со­циально-экономических формациях оп­ределяло стратификацию. Так в рабовла­дельческом обществе право собст­венности на труд являлось критерием страти­фикации, в феодальном – право собственности на землю, в капиталистическом – право собственности на ка­питал. Бо­лее того, выделяют разные стадии (период первона­чального накопления ка­питала, империализм, мондиализм и др.) и формы капи­тализма (демократи­ческий, народный, государственный, коллективный и др.). Предпринимательская способность как экономический ресурс приобретает ключевую роль на «сервисной» стадии постиндустриального общества. В «информационном обще­стве» аналогичную, но не замещающую, а дополнительную роль будет иг­рать (играет) информация. Однако, в целом это отдельная проблема, отдель­ного исследования.

Таким образом, информационное общество является вторым этапом постиндустриального общества (первый этап – «сервисный») и очередной стадией развития капиталистического общества, в котором право собственности на капитал (особенно в сфере ИКТ) и предпринимательскую ренту дополняется правом собственности на информацию, а технологические возможности нивелирования пространственно-временного континуума, оцифровки и виртуализации ИКТ создают предпосылки дополнительного изменения социальной структуры, социальных институтов и про­цессов.

Таблица - Развёртывание цивилизации во времени

Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации
Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. – 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го – начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го – начало 1-го тыс. до н. э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская
Античная (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) 2-е поколение (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская
Второй исторический суперцикл (VI–XX вв.) Средневековая (VI–XVI вв.) 3-е поколение (VI–XVI вв.) Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская
Раннеиндустриальная (XVII – середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII-XX в.) 4-е поколение (XVII–XX вв.) Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская
Третий исторический суперцикл XXI–XXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI – начало XXIII в. – прогноз) 5-е поколение (XXI – начало XXIII в. – прогноз) Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, российская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская

Особенности российской цивилизация. Основными положениями евразийства, отражающими философию истории России как уникальной евразийской цивилизации и имеющими ценность для нашей логики, являются:

- Россия ни Запад и ни Восток, она есть их синтез; этот синтез обусловлен особым евразийским положением;

- доминирующим фактором в развитии России служила общинность – общая цельная общность, требующая всеобщего коллективного исторического самоопределения российского общества;

- общеобязательным императивом исторической логики развития России как евразийской цивилизации является идеократия – власть идеи, власть идеала, которой было православие (в советские годы – коммунизм); современная Конституция РФ исключает государственную идеологию, а российское общество в целом лишено гармонии и подлинной стабильности (не считая политической системы) на фоне дикого социально-экономического расслоения и культурного раскола;

- концепция «обязанности» как ключевой категории, определяющей «обязательное государство»; данная концепция противостоит либерально-демократической концепции «права» и «правового государства» на Западе, в которой «права человека» настолько абсолютизируются, что противопоставляют личность государству; фактически данная концепция воспроизводит примат единства государства и личности, так характерного для всей истории России;

- антикапиталистическая направленность евразийской логики; так революции в России в начале ХХ в. были не случайны, а обусловлены этой евразийской, антикапиталистической и одновременно антизападнической логикой Истории России (антизападнической – в смысле восстания против буржуазных ценностей Запада); при этом рамках прозападной либеральной идеологии Российская цивилизация носит догоняющий характер относительно более развитых в рыночном, инфраструктурном и демократическом отношении стран.

В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества, с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Идеи глобального общества высказывались ещё древнегреческим мыслителем Диогеном, он использовал понятие космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополии (общества мира).

Глобализация как общая тенденция развития современного общества. Глобализацияпроцесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Истоки глобализации находятся в международной торговле, развитии коммуникационных и транспортных технологий, а также демократических институтов.

Тенденции процесса глобализации:

- ослабевание суверенитета национальных государств по причинам: 1) делегирования полномочий влиятельным международным организациям, таким как ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ и МБ; 2) сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов, увеличения политического влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций); 3) упрощение миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам;

- регионализация, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства;

- вестернизация (американизация) что связано с усилившимся в XX в. влиянием США в мире; знаковыми моментами этого процесса являются: доллары, Голливуд, McDonald's (существует даже макроэкономический показатель – индекс Биг-Мака);

Негативные стороны глобализации:

- глобальное распространение локальных проблем с экспоненциальным ростом (так глобализация разрушает промышленность, способствует росту безработицы, нищеты, тормозит научно-технический прогресс и усугубляет экологическую катастрофу на планете);

- международные организации используют глобализацию и её идеологию (свободная торговля, свободный доступ к сырьевым ресурсам, мировое патентное право, использование в качестве мировых валют «бумажных» доллара и евро, вмешательство международных институтов во внутреннюю политику и т.д.) в интересах нескольких наиболее развитых государств, в ущерб большинству стран на планете;

- глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников;

- глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей («мирового правящего класса»).

 

Модуль 2. Социологическое представление об обществе.

Социология (лат. societas – общество + др.-греч. λόγος – наука) – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество в настоящем времени, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирования, функционирования и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.