Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по психологической коррекции личностной сферы детей с церебральным параличом




На ранних этапах обучения и развития личности ребенка с церебральным параличом одной из основных задач является формирование представлений об окружающем мире, навыков самообслуживания. Большие возможности развития личности ребенка с церебральным параличом открывает трудовое обучение, так как труд не только готовит к жизни и доступной профессии, но и способствует восстановлению нарушенных болезнью функций, ослаблению дефектов умственного и физического развития. Приобретая трудовые навыки и умения, дети получают возможность всестороннего развития. Детям с церебральными параличами очень непросто заниматься трудовой деятельностью и особенно сложно доводить работу до конца. Здесь огромное значение приобретает положительная мотивация деятельности ребенка. Однако мотив, желание трудиться и преодолевать себя остается достаточно серьезной проблемой для детей в возрасте после 10 лет. К этому времени у детей с церебральными параличами часто формируется потребительское, индивидуалистическое отношение к жизни, полное отсутствие интереса к какому-либо виду деятельности. И наоборот, дети 5-6 лет обычно с большим интересом вступают в процесс трудовой деятельности.

В процессе трудовой терапии решаются специфические задачи:

· компенсация недостатков опорно-двигательного аппарата — укрепление моторики рук, развитие координации и дифференциации движений;

· компенсация недоразвитости эмоционально-волевой сферы детей, формирование самостоятельности, наблюдательности, привычки к трудовым усилиям и целенаправленной деятельности;

· коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности;

· формирование уверенности в себе, развитие личностного потенциала, повышение самооценки;

· формирование определенных (доступных ребенку) трудовых навыков;

· расширение представлений об окружающем мире, о различных материалах, способах их обработки, повышение познавательной активности детей;

· воспитание любви к труду как форме существования человека, формирование эстетического воспитания окружающего мира и жизни;

· подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со своими возможностями и способностями, адекватная оценка своих достоинств и недостатков, уровня своих притязаний.

Для решения этих задач необходимы следующие условия:

1. Эмоциональный фон:

• спокойный доверительный тон;

• полное отсутствие отрицательных оценок;

•сравнение результатов работы ребенка только с его личными достижениями, а не с достижениями других детей;

• соблюдение для каждого ребенка его индивидуального ритма работы;

• необходимость найти для каждого ребенка дело, доступное для выполнения и интересное ему.

 

2. Формирование у ребенка уверенности в себе, чувства полноценности:

• необходимо избегать упоминаний о болезни;

• не использовать терминов «больная, слабая, неумелая» рука, только «правая» и «левая» рука;

• нельзя открыто проявлять чувство жалости к ребенку;

• необходимо оказывать ребенку некоторую помощь в выполнении задания, главное — научить ребенка доступным ему приемам работы;

•постоянно и систематически включать ребенка в процесс самооценки, что способствует формированию фактора самовоспитания.

 

Чтобы работать с такими детьми, педагог должен обладать огромным терпением, действовать в соответствии с принципом «пошагового» обучения, который предполагает длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Очень важно, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах.

Методом социальной адаптации детей с детскими церебральными параличами является также и творческая реабилитация.

В вопросе воспитания, развития и обучения детей с церебральными параличами сегодня на первый план выходит социальная адаптация. Главной ее задачей становится приспособление ребенка к жизни, активизация резервных и компенсаторных способностей, и конечной целью выступает интеграция в обществе детей с церебральными параличами.

Под социальной адаптацией понимается возможность привести индивидуальное сознание в соответствие с нормами и принципами, господствующими в социальной группе. По существу — это обучение общению. Таким образом, общение является главным инструментом социальной адаптации. Общение — один из основных факторов психического развития человека.

Л. С. Выготский утверждал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота, паралич или умственная отсталость — вызывает как бы социальный вывих. Такой ребенок с первых дней рождения, как только замечается в нем этот недостаток, даже в собственной семье приобретает особую социальную позицию. Специфическими условиями развития и отклонения личности чаще всего является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения».

Формирование коммуникативных навыков составляет важнейшее звено в развитии ребенка, в его адаптации в обществе.

Современные исследования психологии и педагогики говорят о том, что творческое начало есть в каждом человеке вне зависимости от возраста, деятельности, врожденных способностей. Одна из основных идей теории психологической природы творчества и воображения русского и советского психолога Л. С. Выготского связана с утверждением творческого характера деятельности человека. «Зародыш творческого воображения, — пишет Л. С. Выготский, — проявляется в играх животных. Что же говорит о детях! Игра — это не просто воспоминания о пережитых впечатлениях, но и творческая их переработка, сознание новой реальности».

Творческий потенциал находится под большим влиянием среды — условий домашнего воспитания, обучения, общественной системы. Но творческий потенциал необходимо выявлять, предсказывать, развивать. Творчески мыслит тот, кто хочет мыслить.

Принципы и идеи творческого воспитания, приспосабливаясь к «особым условиям» и «особым детям», рождают новые формы и новые методы, например, творческую реабилитацию. В основе творческой реабилитации лежит концепция развития через мотивацию.

Детям с церебральными параличами присущи такие черты, как инфантилизм, индивидуализм, безынициативность, пассивность к собственной реабилитации. Их бывает не так-то просто побудить к активной деятельности, к саморазвитию. Причем не только мотивация рождает творчество, но и творчество рождает мотивацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.