Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рынка

Рынок - это синтетическая категория, с помощью которой определяются разнообразные по содержанию и параметрам явления.

Исторически слово «рынок» характеризовало определенное место, где продавались и покупались товары. Как правило это была торговая площадь или специальное помещение, где встречались продавцы (собственники товара) и покупатели (собственники денег). Тут в результате достигнутой договоренности устанавливаются цены на товар, который в обмен на деньги переходил в руки покупателя.

Вследствие развития средств связи необходимость определенного места встречи для взаимодействия покупателей и продавцов отпадает. Участники товарно-денежных отношений получают возможность контактировать и решать свои проблемы другим способом.

«При наличии современных средств связи и транспорта продавец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже на следующий день разослать товары по почте, не вступая в физический контакт с покупателем» (Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. С.55).

Именно поэтому сегодня экономисты под термином «рынок» понимаютлюбую упорядоченную структуру, которая обеспечивает нормальное взаимодействие продавцов и покупателей.

Так Макконнелл и Брю пишут, что рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов (предъявителей спроса) и продавцов (снабженцев) отдельных товаров и услуг. (Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы: В 2 т. М.,1992, Т.1. С.81.).

Это узкое толкование категории «рынок». В широком понимании рынок означает определенный способ организации экономической жизни, для которого характерны:

* самостоятельность участников экономического процесса;

* коммерческий характер их взаимодействия;

* соперничество (конкуренция) хозяйствующих субъектов;

* формирование экономических пропорций под влиянием динамики цен и конкурентной борьбы;

* цены, которая складывается на основе спроса и предложения.

Общественное производство, которое функционирует на этих основах называют рыночной экономикой. Её антиподом является командная экономика, в которой деятельность хозяйствующих субъектов централизовано регулируется государством.

Рынок является организационной формой существования товарного производства, история которого насчитывает около 6 тыс. лет. Приблизительно столько же лет существует и рынок.

Если рассматривать эволюцию рынка с точки зрения субъектов рыночных отношений, то мы увидим, что сначала это были непосредственные производители и потребители товарной продукции. Потом по мере его развития и отделения в самостоятельные отрасли торговли и денежного обращения, активными участниками рыночных отношений стают торговые и финансовые посредники; коммерческие агенты, коммивояжеры, консигнаторы, брокеры, дилеры и др.

Эти субъекты рынка, действуя на правах физических или юридических лиц, играют всёвозрастающую роль в рыночной экономике, и не случайно. Рынок представляет собой сложный механизм выявления и согласования экономических интересов. Именно этим и занимаются торговые и финансовые посредники. Они изучают состояние дел с предложением и спросом тех или иных товаров, динамику цен, устанавливают деловые контакты, прогнозируют рыночную ситуацию и т.д. Их деятельность считается необходимой и высоко ценится в обществе. Существует даже мнение, что в рыночном механизме посреднические звенья исполняют роль управляющей системы.

Напротив, в условиях командной экономики посредническая деятельность рассматривается как второсортная, а то и вовсе нежелательная.

2.Механизмы рыночной системы: закон спроса и предложения

Чтобы ответить на вопрос: «Как работает рыночный механизм?», необходимо рассмотреть его составляющие элементы. Их четыре:

* спрос;

* предложение;

* рыночная цена;

* конкуренция.

Cпрос - это денежное выражение потребности.

Предложение - это совокупность товаров, которые представлены на рынке. Его размер определяется количеством товаров, которые предлагаются для продажи в определенный период времени по существующим ценам.

Рыночная цена - это цена, которая устанавливается на рынке. Различают:

* цену спроса (предельную максимальную цену, по которой покупатели согласны покупать товар);

* цену предложения (предельную минимальную цену, по которой продавцы ещё готовы предлагать свой товар);

* цену равновесия (это цена, при которой размер спроса соответствует размеру предложения).

Конкуренция - это процесс соперничества между отдельными производителями, поставщиками и покупателями товаров за самые выгодные условия их производства и реализации.

Закон спроса фиксирует зависимость спроса от цены. Чем выше цена, тем меньше покупают товаров. Это можно выразить графически.

 

 

P

P 1

 

P2

 
 


Q1 Q2 Q

Где - Ц - цена; Т - количество покупаемых товаров.

Из графика видно, что более высокой цене соответствует меньший спрос и наоборот. Это график называется кривой спроса.

Кривая спроса - это соотношение между рыночной ценой товара и тем его количеством, на который предъявлен спрос. Эта зависимость обратно пропорциональна.

Зависимость между рыночной ценой товара и спросом на него называется эластичностью спроса. Если изменение цены не приводит к значительному изменению спроса, то спрос называют неэластичным (рис.1). Если изменение цены ведет к значительному изменению спроса, то спрос эластичный. (рис.2).Коэффициент эластичности:

 

,

где ΔQ – изменение спроса (Q2 – Q1) Qср= (Q2 + Q1):2 – средний спрос ΔP – изменение цен (P2 – P1) Pср=(P2 + P1):2 – средняя цена   Если έ- спрос эластичный 0<έ<1 – спрос неэластичный έ=0 – спрос абсолютно неэластичный έ=- спрос абсолютно эластичный  

 

 

Закон предложения фиксирует зависимость изменения предложения от изменения цены.

Чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше товаров будет поступать на рынок. Эту зависимость также можно выразить графически.

Где - Ц - цена; Т - количество товаров, поступающих на рынок.

Из графика видно, что меньшей цене (Цп1) соответствует меньшее предложение (Т1), а более высокой цене (Цп2) соответствует большее предложение.

 

 

Ц

Цп2

 

Цп1

К

Т1 Т2 Т

 

Точка К - это тот момент, когда цена становится равна издержкам и прибыль исчезает, равно как и заинтересованность в производстве товара. Поэтому в точке К предложение товаров становится равным нулю.

Этот график называется кривой предложения.

Кривая предложения - это зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители готовы изготовить и продать.

Эластичность предложения - это зависимость между предлагаемым количеством конкретного товара на рынке и ценами на него.

Графики спроса и предложения могут быть изображены в одной координатной плоскости. При наложении графиков спроса и предложения кривые пересекутся.

 

Ц

 

 

Цо

 
 


То Т

В точке пересечения кривых спрос и предложение совпадают. Цена, при которой спрос и предложение совпадают называется ценой равновесия.

При этой цене Цо количество товаров, выносимых на рынок, равно числу покупаемых товаров То.

Рыночное равновесие и рыночная цена - под этими терминами подразумевается состояние рынка и уровень цены при равенстве спроса и предложения.

При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом, усиливается конкуренция продавцов, в результате чего цена снижается.

В условиях, когда цена ниже равновесной, спрос превышает предложение, возникает конкуренция покупателей, оказывающих давление на цену в сторону её повышения. В результате при свободной конкуренции рынок стремится к равновесию, а цена - к равновесному состоянию.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины инфляции | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.