Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переоценка возможностей МИС




Иногда руководство ЛПУ или лица, принимающие решения в части внедрения МИС, считают, что стоит закупить соответствующее оборудование и программное обеспечение и научить пользователей нажимать на кнопки – все само собой заработает в лучшем виде.

При этом никто не отдает себе отчет в том, что само собой ничего не бывает, а внедрение новых информационных технологий потребует, на первом этапе, значительного напряжения от персонала, осмысления и освоение часто существенного изменения в привычных бизнес-процессах.

Простая замена «авторучки» клавиатурой компьютера или полный перенос привычного «бумажного» документооборота в электронный вид часто дает обратный эффект, особенно, если и «бумажный документооборот» был реализован не совсем правильно. В результате вместо обычного «бардака» появляется «бардак автоматизированный», многократно усиленный, откуда и появляются «бумажные журналы учета электронной почты», таскаемые курьером дискеты, завернутые в бумаги и т.п.

  1. Недооценка возможностей МИС

Другая крайность – это недооценка предоставляемых возможностей, незнание или нежелание знать о новых возможностях и т.п. В результате современная вычислительная техника сводится к использованию в качестве «пишущей машинки», что также не прибавляет энтузиазма занятому в этом процессе персоналу.

  1. Психологические проблемы

Врач, ведущий прием, уважаемый человек. К нему ежедневно обращаются за советом или за помощью множество людей и вдруг он превращается в «ничего не умеющего первоклассника», который должен научиться премудростям компьютерной грамотности. Далеко не каждый человек, особенно в возрасте, готов начинать что-либо «с нуля», тратить большое количество времени и сил на освоение чего-то нового.

  1. Боязнь показаться некомпетентным

Каждый документ электронной медицинской карты становится очень легко читаем любым, даже сторонним пользователем. В случае бумажной карты не у каждого заведующего отделением или главного врача хватит терпения кропотливо вчитываться в рукописи, сделанные почти нечитаемым почерком. В случае печати электронного документа каждое слово или фраза могут быть легко проанализированы, выявлены любые ошибки и пр.

  1. Незнание или непонимание возможностей, предоставляемых современными средствами автоматизации.

В результате представление об электронной медицинской карте как «Это все, что и было раньше, только вместо бумаги и авторучки – клавиатура и монитор». Соответственно, если врач не очень уверенно «общается» с компьютером, возникает еще одна «боязнь» (я и так не успеваю все полностью документировать, да еще оформлять статистические талоны, журналы учета и т.п., а на компьютере вообще ничего не буду успевать). При этом абсолютно забывается о том, что большинство указанных документов может быть сформировано автоматически, а для быстрого протоколирования результатов приема/осмотра/исследования придумано огромное множество приемов, позволяющих формировать большинство описаний, заключений, эпикризов и т.п. за считанные секунды, причем с максимальным наполнением.

Электронная медицинская карта и задачи учета медицинских услуг, медицинской статистики и т.д. часто воспринимаются вообще не связанными друг с другом. При этом не учитывается, что при правильном ведении, например, электронной медицинской карты никакая другая информация уже не нужна. Любой отчет, статистический талон или журнал учета может быть получен автоматически из данных медицинской карты и не потребует дополнительных усилий, рабочих мест, специальных операторов и т.п.

  1. Слишком «рьяное» выполнение своих обязанностей, особенно в сфере контроля, защиты данных, информационной безопасности и т.п.

Вместо серьезной работы по действительно грамотной, например, защите информации, проще всего «запретить», «отключить»… В результате даже при наличии каналов связи появляются курьеры, переносящие (перевозящие) электронные носители. Записать данные на носитель или прочитать электронную почту можно только сбегав в другой корпус к «программисту». Данные, вроде бы в электронном документообороте, перемещаются от пользователя к пользователю со скоростью курьера. Преимущества автоматизации превращаются в откровенные недостатки.

  1. Элементарная лень

Зачем лишний раз напрягаться и читать инструкции и руководство пользователя? Проще сказать стандартную фразу «ваша программа не работает» и спокойно жить дальше. Поставщик решения должен не только провести обучение и предоставить соответствующую документацию, но и «водить за ручку», лично объяснять все, что написано в документации (т.к. самому читать документацию неохота), а если этого не делается, всегда можно сослаться на плохую работу поставщика.

В итоге:

Создание соответствующей инфраструктуры, поставка самых современных, надежных и хорошо отработанных решений и даже проведение обучения – это не более половины пути в решении задачи полноценного внедрения МИС.

Прежде чем что-либо внедрять, необходимо:

- сделать нормальный рабочий проект, в котором не только указать, в каком помещении какое автоматизированное рабочее место и с каким набором функций будет установлено, но и переосмыслить все попадающие под автоматизацию бизнес-процессы

- подробно сформулировать и описать требуемые изменения в бизнес-процессах, затронутых автоматизацией [1]

- предусмотреть работы по «внедрению нового осмысления в головы конкретных исполнителей» с целью максимально эффективного использования предоставляемых автоматизацией возможностей [2].

За редким исключением ЛПУ не располагают специалистами, способными квалифицированно выполнить такое «рабочее проектирование», а это означает дополнительные затраты для оплаты соответствующих услуг либо специалиста поставщика МИС, либо специально подготовленных для такой работы людей. Но эти затраты абсолютно оправданы, т.к. экономия на этапе проектирования, как правило, выливается в гораздо большие траты на последующих этапах [3].

При проведении обучения – не только указывать последовательность действий (нажмите зеленую кнопочку, потом на кнопку ДА, потом ОК), но в первую очередь, разъяснять – «ЧТО?» и «КАКИЕ?» именно операции выполняются и «ЗАЧЕМ?», а уже потом отвечать на вопрос «КАК?».

В случае «обиженных предыдущим опытом» обязательно предусматривать «процедуры реабилитации» таких сотрудников, например, в первую очередь продемонстрировать пусть не самые главные возможности новой МИС, но именно те, которые этому работнику позволят значительно облегчить, упростить или ускорить его текущую деятельность.

Иногда самые простые приемы, например, автоматическое переключение РУС-LAT в нужном месте, автоматическая подстановка заглавных букв, автоматическая печать документа, изображение на экране «резиновых» кнопочек вместо обычных и т.п. работают на положительный имидж вновь внедряемой МИС гораздо больше, чем сложные технологические и дорогостоящие решения.

Для сопровождения МИС обязательно должен быть не столько технический специалист, способный перезагрузить компьютер, вынуть застрявший в принтере лист бумаги или поменять картридж, сколько подготовленный человек, который может даже не знать, КАК именно реализуется конкретный режим работы в данной версии МИС. Главное, чтобы такой человек знал, ЧТО такой режим работы есть, знал все остальные возможности и умел находить им применение в практической работе. Если в первом случае можно пригласить любого стороннего специалиста, причем сегодня одного, завтра другого, то во втором случае, желательно присутствие такого специалиста в ЛПУ постоянно, хотя бы на начальном этапе внедрения (до недавнего времени существовала специальность «врач-информатик», по которой готовили таких специалистов). Если нет возможности использовать собственного сотрудника, стоит выбирать поставщика МИС, способного предоставить соответствующего специалиста хотя бы на этапе первоначального внедрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.