КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность»Цель лекции – раскрыть сущность спроса и предложения, рассмотреть их взаимодействие. Тема 5. Основы теории спроса и предложения Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте натуральное хозяйство и товарное производство. 2. Назовите свойства товара и охарактеризуйте их. 3. Раскройте двойственный характер труда, воплощенного в товаре. 4. Что такое общественная стоимость? 5. Что такое деньги? Назовите и раскройте их функции. 6. Что такое прибавочная стоимость? Как она возникает?
Ключевые слова – спрос, факторы спроса, закон спроса, предложение, факторы предложения, закон предложения, рыночное равновесие, эластичность спроса, эластичность предложения.
7.1. Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. 7.2. Предложение. Факторы предложения. Закон предложения. 7.3. Взаимодействие спроса и предложения. 7.4. Эластичность спроса. 7.5. Эластичность предложения. 1. Спрос (D) – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным. На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, которую выражает закон спроса. Закон спроса – при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса и наоборот. Зависимость между ценой и величиной спроса изображается графически с помощью кривой спроса. Если спрос изменяется в зависимости от изменения цены, то говорят, что изменился объем спроса и на кривой такое изменение отражается движением точек. Схема 4. Сдвиг кривой спроса происходит тогда, когда на спрос действуют неценовые факторы. Неценовые факторы спроса: · вкусы или предпочтения потребителей; · денежные доходы потребителей; · число потребителей на рынке; · цены на сопряженные или взаимодополняемые товары (фотоаппарат и фотопленка, бензин и автомобили и др.); · потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Например, если возросли денежные доходы потребителей, это приведет к увеличению спроса и сдвигу кривой спроса вправо вверх. Если изменились предпочтения потребителей, спрос на данный товар снизится и, следовательно, кривая спроса сдвинется влево вниз. 2. Предложение (S) – этоколичество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного времени. То есть, предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам. На предложение влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которую выражает закон предложения. Закон предложения – с повышением цены возрастает и величина предложения и наоборот. Зависимость между ценой и величиной предложения изображается графически с помощью кривой предложения. Если предложение изменяется в зависимости от изменения цены, то говорят, что изменился объем предложения и на кривой такое изменение отражается движением точек. Схема 5. Сдвиг кривой предложения происходит тогда, когда на предложение действуют неценовые факторы. Неценовые факторы предложения: · цены на ресурсы; · технология производства; · налоги и дотации; · цены на взаимозаменяемые товары (сливочное и бутербродное масло, говядина и баранина и др.); · ожидания изменения цен; · число продавцов на рынке. Например, если возросли цены на ресурсы, это приведет к уменьшению предложения и сдвигу кривой предложения влево вверх. Если уменьшились налоги, предложение данного товара возрастет и, следовательно, кривая предложения сдвинется вправо вниз. 3. Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков кривых. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения называется точкой равновесия. Ей соответствует равновесная цена и равновесный объем покупок и продаж. Рыночное равновесие означает равенство объема спроса и объема предложения. Равновесная цена – это цена, при которой совпадают желаемые покупки и желаемые продажи, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товара. Схема 6. Если цена на рынке будет выше равновесной, то предложение превысит спрос и на рынке произойдет затоваривание или возникнет излишек товара. Схема 7. Если цена на рынке будет ниже равновесной, то спрос превысит предложение и на рынке возникнет ситуация дефицита. Эластичность спроса по цене Еp показывает на сколько процентов изменился спрос на товар при изменении цены на 1 %. Схема 8. Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности спроса по цене, который определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены. Реакция потребителей на изменение цены может быть различной и каждая порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, спрос с единичной эластичностью. Эластичный спрос – изменение цены на 1% приводит к большему изменению объема спроса, например на 5%. Неэластичный спрос – изменение цены на 1% приводит к меньшему изменению объема спроса, например на 0,4%. Спрос с единичной эластичностью – изменение цены на 1% приводит к изменению объема спроса тоже на 1%. Абсолютно эластичный спрос – любое изменение цены приведет либо к полному отказу от товара, либо к неограниченному росту объема спроса на него. Абсолютно неэластичный спрос – любое изменение цены не приведет к изменению объема спроса на товар. Эластичность спроса по доходу Еy показывает на сколько процентов изменился спрос на товар при изменении доходов потребителей на 1 %. Перекрестная эластичность спроса Ес показывает на сколько процентов изменился спрос на товар А при изменении на товар В на 1 %. 5. Эластичность предложения по цене Еs показывает, на сколько процентов изменилось предложение товара при изменении цены на 1 %. Мерой измерения эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения по цене, который определяется как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены. Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения. Предложение реагирует на изменение цены медленнее, чем спрос, так как фирмы сталкиваются с производственными возможностями. Выделяют три периода, в течение которых фирмы реагируют на изменение цены: - краткосрочный период, в течение которого фирма не может изменить предложение, оно абсолютно неэластично; - среднесрочный период, в течение которого фирма использует резервы и увеличивает производство, эластичность предложения становится больше нуля; - долгосрочный период, в течение которого фирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым, эластичность предложения достигает максимальной точки.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |