Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И его представления о закономерностях развития культуры постиндустриального общества

4.

Причины деградации легкой, оперной и камерной музыки различны:

- связаны с условиями жизни современного человека,

- изменения системе социаль­ных связей и отношений постиндустриального общества за послед­ние десятилетия. Так, в частности, негативные тенденции в легкой музыке — это следствие изменения культурного климата, ныне резко отличающегося от того культурного климата, который существо­вал во времена превращения капитализма в мировую систему, возникновения господства сначала торгово-промышленного, а затем финансового капитала.

А) Кризис оперы связан с тем, что возникло антагонистическое противоречие между формой и содержанием, которое в рамках данного музыкального жанра снять невозможно. Даже тогда, когда постановщики оперы обращаются к средствам современного драматического театра, или композитор, создающий оперу, использует новые музыкальные приемы, противоречие меж­ду условностью оперного действа и «расколдованным реальным ми­ром», как показывает практика, устранить не удается.

Б) известный консерватизм оперной музыки, которая в большинство своем создается людьми, не прием­лющими никаких новаций.

В) содержание даже традици­онных опер весьма далеко от сознания современного посетите­ля театра.

Причина же кризисного состояния камерной музыки, коренится в исчез­новении того слоя, представители которого одновременно были как заказчиками, так и исполнителями трио, квартетов, квинтетов, сек­стетов и т.д. Камерная музыка в основном звучала в домах дворян и просвещенных буржуа.

Сегодня численность тех, кто занимается домашним музицированием, пред­почитая его всем другим видам препровождения досуга, резко сократилась, чему причина появление нового социального типа лич­ности, ориентированной не на производство духовных ценностей, а на их потребление.

Негативную роль сыграло и изменение направленности воспи­тания в учебных заведениях, предназначенных для подготовки эли­ты общества.

5.

Размышляя о природе музыки, ее связи с типом общества, с той или иной системой социально-экономических и политических от­ношений, Адорно затрагивает проблему классовой природы музы­ки, которая до него никем не поднималась.

А) связь между мировоззренческими и политическими установками представителей того или иного класса и их музыкальными предпоч­тениями носит опосредованный характер.

Б) отсутствует прямолинейная зависимость между социальным происхождением композитора и той музыкой, которую он сочиняет.

В) вопрос о выражении в творчестве ком­позиторов ценностных установок того класса, к которому они при­надлежали по факту рождения, относится к числу весьма непро­стых.

Более того, те, кто принадлежал к высшему свету, вплоть до самого последнего времени, рассматривали сочинительство музыки как занятие, прак­тически равноценное занятиям ремесленников, и относились к нему весь­ма пренебрежительно.

Из среды дворянства не вышло ни одного крупного музыканта. Исключение составляет Вивальди, но это то исключение, которое подтверждает общее правило (Римский-Корсаков – военный офицер, Бородин - химик).

Г) это не означает, что от­сутствует какая-либо связь между классами и музыкой.

Музыка есть средство, с помощью которого осуществляется выражение самосознания того класса, который определяет парамет­ры и вектор развития духовного производства в конкретном обществе.

Она утверждает определенные ценности, предлагая слушате­лям ориентироваться на них, как на образцы, достойные подража­ния, а также формирует определенный тип мировосприятия, влияет на процесс становления базовых ментальных структур. В ней нахо­дят выражение интересы и потребности тех или иных классов.

6.

Перу Адорно принадлежит ряд сочинений, где он, продолжая традицию, заложенную Г. Зиммелем, Максом и Альфредом Веберами, П.А. Сорокиным, ка­сается общих проблем развития культуры.

1. европейская культура с ее абсолютами и ценностями пришла к концу, что подтверждается ее неспособностью поставить заслон на пути распространения фашистского варварства. Освенцим - итог развития буржуазной культуры, утратившей свое гуманистическое начало.

2. Адорно глубоко разо­чаровался в возможностях культуры вообще. Креативные возможности западной культуры утрачены, так как она на протяже­нии тысячелетий руководствовалась в своем развитии императивом рациональности. Это способствовало развитию техники, улучшению материальных условий жизни человека, но деформировало его лич­ность.

3. В результате современный человек превратился в эгоистичное, бездушное, бесчувственное существо, утратившее представление о том, ради чего оно живет, в чем его предназначение, где проходит граница между добром и злом, правдой и ложью, сакральным и профанным.

4. Особый счет предъявляет Адорно западной культуре за то, что она до основания пропитана идеологией.

5. классическое искусство идеологично, ибо оно умиротворяет и усыпляет человека, уводит его от острых социальных проблем.

Ху­дожник должен стремиться к тому, чтобы современный человек содрогнулся, увидев свой подлинный образ. Адорно приветствует та­кие художественные приемы, которые не только не вызывают со­стояния катарсиса, а, напротив, выбивают человека из колеи, рож­дают чувство дисгармонии, «разломанности» мира.

Новое искусст­во должно взрывать устоявшийся мир, показывать абсурдность его мещанского существования, от­ражать в художественной форме те антагонистические противоре­чия, которые имманентны буржуазному обществу, заставлять обы­вателя цепенеть от ужаса в предчувствии грядущих социальных ка­тастроф.

«Информационная» концепция культуры Абраама Моля (1920-1992)

Существенный вклад в развитие теоретической социологии культуры в XX в. внес Абраам Моль, один из крупнейших исследователей средств массовой коммуникации, создатель «информационной» концепции культуры.

А.Молем написано множество работ, но широкую известность ему принесла книга «Социодинамика культуры».

В центре книги Моля - исследование социальной роли средств массовой коммуникации в современном обществе, прежде всего, ра­дио и телевидения.

Моль подробно анализирует четыре доктрины, которыми руководствуются те, кто контролирует СМИ и определяет направ­ление информационной политики.

В рамках первой доктрины «демагогической»радио и телевидение рассматриваются как средство повышения эффективности производства ценностей, расширения круга потенциальных покупателей товаров и услуг.

Погружение инди­вида в «поле рекламы» позволяет «запечатлевать в умах радиослу­шателей и телезрителей некоторое число стереотипных сообщений», опираясь на которые индивид принимает решение в ситуа­ции выбора.

Вторая доктрина «догматическая» также нацелена на регуляцию поведения людей, однако не столько в сфере экономических отношений, сколько в сфере политики.

При некритическом отношении, она в конечном счете запечатлевается в структурах мозга, становится элементом системы ценностных ориентации личности.

Третья доктрина «эклектическая», или «культуралистская», преследует цель снабдить индивидов, вступающих контакт со СМИ «хорошей выборкой» из общечеловеческой культуры.

Те, кто руководствуется данной доктриной, исходят из представлений о радио и телевидении как средствах, обеспечивающих передачу потока сообщений от одного субъекта культурно-исторического процесса другому.

В рамках четвертой доктрины «социодинамической» СМИ рассматриваются как эффективный механизм ускорения эволюции культуры.

То есть каждый артефакт рассматривается с точки зрения того, способствует или нет то или иное сообщение развитию культуры, повышению ее роли в общественной жизни.

Анализ доктрин и раскрытие роли средств массовой ин­формации Моль осуществляет, опираясь на разработанную им кон­цепцию культуры, которая базируется на основных постулатах тео­рии коммуникации.

В соответствии с ее базовыми посылками про­изводство, распространение и потребление культурных ценностей рассматриваются как процесс создания и получе­ния определенного рода сообщения, несущего специфическую смысловую нагрузку и по-разному воспринимаемого тем или иным субъектом социального действия.

Культура, по Молю, это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она есть абстрактный элемент окружающего его мира.

Культура понимается им как огромное количество сообщений, упорядоченных по определенным законам «орфографии», «грам­матики», «синтаксиса», «логики» и т.д.

Анализируя процесс создания и распространения культурных ценностей, Моль приходит к умозаключению, что сегодня под влиянием средств массовой информации возник принципиально иной тип культуры.

Эту культуру Моль определяет как мозаичную, подчер­кивая тем самым отсутствие органической связи между ее элемен­тами.

Моль достаточно критично относится к «мозаичной» культуре, но считает ее появление неизбежным.

Культура общества превращается в собрание разных историй.

Поэтому, резюмирует Моль, следует свыкнуться с представлением о мозаичном характе­ре нашей культуры, то есть о целом, собранном из отдельных кусочков, признать, что это и есть культура в полном смысле слова, и попытаться определить ее характеристики.

Вывод: По убеждению А.Моля, превращение СМИ в основной инструмент формирования массового сознания ведет:

· к прогрессирующей стандартизации вкусов;

· ограничению выбора индивидами культурных образцов;

· возникновению социального типа личности, не способного к критическому осмыслению действительности.

К сожалению, практика подтвердила справедливость прогноза Моля, который сумел «заглянуть за горизонт».

Сегодня очевидно, что по мере развития СМИ возрастает воз­можность манипуляции индивидами, резко сокращается «поле свободы» личности, социальные отношения становятся все более антигуманными.

То, о чем писал Моль, свершилось, что лишний раз подтверждает глубину научного анализа, проведенного им.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Следующая типологическая группа включает в себя слушателей, рассматривающих музыку исключительно как средство развлечения | Стандартные форматы бумаги, используемые для оформления документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.