Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. План Основные этапы развития экономической мысли Экономика как наука: предмет и методы Проблема ограниченности Модель КПВ Экономический рост и





Основная

Введение в экономику.

Лекция 1

План

  1. Основные этапы развития экономической мысли
  2. Экономика как наука: предмет и методы
  3. Проблема ограниченности
  4. Модель КПВ
  5. Экономический рост и экономическая эффективность
  6. Экономические системы

Литература

  1. Столяров, В. И.Экономическая теория [Текст] : учеб. для студентов учр. высш. проф. образования / Столяров Владимир Ильич. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2011. - 512 с. ; 22 см. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат.
  1. Борисов Е.Ф Экономика. Учебник и практикум. М.:Издательство Юрайт, 2012, 596
  1. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. 2-е изд. /Г.С. Вечканов Спб.: Питер, 2010. - 448 с

 

  1. Хейлбронер Р.Экономика для всех [Текст] / Хейлбронер Роберт, Л. Туроу. - Новосибирск : ЭКОР, 1994. - 315 с.
  2. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Дело, 1992
  3. Фишер С.
    Экономика [Текст] / Фишер Стенли, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. ; ред. Сапов Г. Г. ; пер. с англ. Сапов Г. Г. - М. : Дело, 2001. - 864 с. : ил.
  4. Самуэльсон Пол Э.
    Экономика [Текст] : пер. с англ. / Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. - 16-е изд. - М. : ИД Вильямс, 2000. - 688 с. : ил.

 

Вопрос № 1

Основные этапы развития экономической мысли

 

Развитие экономической мысли представляет собой исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей.

Принято считать, что экономическая наука зародилась на древнем Востоке. В 4 тыс.до н.э. появляются первые государственные образования в виде рабовладельческих государств. Зарождаются знания о способах производства с активным вмешательством государства в экономические процессы.

Понятие экономика придумал древнегреческий философ Ксенофонт (4 в. д.н.э.). Аристотель положил начало экономическому анализу, пытаясь понять закономерности экономики.

В эпоху феодализма общественные науки, в том числе и экономика, трактовались с позиций священного писания.

Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Т.Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город солнца» и др.). Данные труды положили начало такому направлению в экономике как утопический социализм.



Таков донаучный этап развития экономических наук. В письменных источниках разных народов можно найти результаты обобщения, классификации и систематизации эмпирических (опытных знаний)

Переход к господству товарного хозяйства предопределил возникновение самостоятельной экономической науки. В отличие от эмпирического, теоретическое знание в экономической области предполагает выявление причинно-следственных связей между явлениями, процессами и построение на этой основе системы экономических законов.

Первоначально 16 - 18 века предметом исследования являлась сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем их интересов стала первая школа, возникшая в экономической теории - меркантилизм. Предметом исследований меркантилистов были поиски источников богатства ( богатством они считали деньги), объектом наблюдений стала внешняя торговля. Меркантилисты выступали за активное вмешательство государства в экономику (в частности, за проведение политики протекционизма). В России выразителями идей меркантилизма были В.А. Татищев, И.Т. Посошков, А. Оргин-Нащёкин и др.

В 1615 г. Антуан де Монкретьен опубликовал "Трактат по политической экономии", давший название будущей науке; термин "политическая экономия" происходит от греческих слов "полис" - дом, город и "экономика" - искусство ведения хозяйства. Таким образом, речь идет об искусстве ведения домашнего хозяйства, хозяйства страны и т.д.

Идеи меркантилистов подвергли критике представители другой экономической школы – физиократы (физиократия – от греч. земля, власть). Слово придумал Дюпон де Немур. Основателем школы принято считать Ф. Кенэ, который написал в 1758 книгу «Экономическая таблица». Основные идеи данной школы: источник богатства нужно искать в земле, так как только земля обладает уникальной способностью умножать богатство и только она дает чистый продукт; государственная экономическая политика должна основывать на идее либерализма.

Дальнейшее развитие товарного хозяйства способствовало формированию классической политической экономии – следующей экономической школы, которая прошла несколько этапов своего развития.

Первый этап (конец 17в. – вторая половина 18в.). Представители У. Петти (Англия), П. Буагильбер (Франция). У Петти написал «Трактат о налогах и сборах», «Политическая экономия Ирландии». П. Буагильбер – «Обвинение Франции». Каждый из них разрабатывает трудовую теорию стоимости и доказывает, что источником богатства является труд, а не торговля или земля. Объектом исследований становится производство.

Второй этап (последняя четверть 18 в.). Представитель А. Смит (Англия), его труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это центральная фигура всей классической экономической школы, так как именно он сформулировал концепцию капитализма, опирающуюся на принцип индивидуальной хозяйственной деятельности, т.е. впервые изложил теорию экономического развития на основе действия механизмов рынка. Он также обосновал идею экономической свободы – государство не должно вмешиваться в экономику, которую поддерживает естественный порядок - рыночные экономические отношения.

Третий этап (первая половина 19 в.). Представители Д. Риккардо, Т. Мальтус (Англия). На этом этапе идёт углублённая проработка концепции А.Смита, её обогащение. Т. Мальту публикует памфлет «Опыт о законе народонаселения», предметом его исследований были причины бедности и теория ренты. Д. Риккардо публикует «Начала политэкономии и налогообложения» и исследует проблемы распределения богатств.

Четвёртый этап (вторая половина 19 в.) Представители Ж. Б. Сэй (Франция) Д. С. Милль. К. Маркс. Ж.Б. Сэй опубликовал книгу «Трактат по политической экономии», популяризировал и развил классическую экономическую теорию: обосновал необходимость включения предпринимательских способностей - предпринимательства в факторы производства. Д.С. Милль издаёт книгу «Принципы политической экономии», которая до начала 20 в. использовалась как учебник в университетах Англии и США. Он сформулировал законы капиталистической экономики. В центре внимания классической политэкономии, по крайне мере до конца 19 века было исследование отдельных эконо­мических понятий - товар, стоимость, деньги и т.д. и сведение их в логическую систему. С определенными оговорками и марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса - 19 век, В.И. Ленина - конец 19 - начало 20 веков) можно причислить к классической политэкономии, хотя сами К. Маркс и Ф. Энгельс четко отмежевывались от классиков. Они довели до логического завершения так называемую политэкономию труда. В их интерпретации политэкономия - это наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.



Во второй половине 19 века складываются предпосылки для смены общего направления политической экономии. Рыночная система прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным, меняется название самой экономической науки - на "экономику" ("экономикс"). Современная экономическая наука включает в себя множество течений и школ, которые укрупнено можно сгруппировать в два основных направления - неоклассическое и социал-институциональное.

Представители неоклассического направления (родоначальник - А. Маршалл) отбросили все социальные проблемы и стали изучать чистую экономику как механизм (экономические проблемы вне времени и пространства, существующие всегда). Для них главный вопрос - не что это такое, а каквзаимодействуют экономические явления. Ярким представителем неоклассической экономической школы является А. Маршалл, он создал новый тип микроэкономического анализа, предложил заменить термин «политэкономия» на «экономикс», считая, что это будет теорией соединённой с практикой, предложил поменять предмет экономической теории: не где искать источник богатств, а проблему наилучшего выбора в условиях ограниченных ресурсов. Его работа «Принципы экономической науки» до сих пор современна. В рамках этого направления находится экономическая школа – маржинализм. Представители К. Менгер, О. Бен-Бауэр, У.С. Джевонс, Л. Вальрас, А.Курно, В. Парето, Ф.Эджуорт. Маржиналисты признавали выдающуюся роль математики в экономической науке, их труды способствовали переносу акцента со сферы производства в сферу обмена, с производителя на потребителя. Они отказались от попыток определить цены товара через объективные основания, т.е. через труд и предложили определять цену субъективным путём, через субъективную предельную полезность товара для потребителя.

К неолиберализму, относящемуся к неоклассическому направлению, относят три школы: Фрайбургскую школу (В. Ойкен; Германия); Лондонскую школу (Ф. Хайек); Чикагскую школу (М. Фридмен). Представителями Фрайбургской школы являются В. Ойкен и Л. Эрхард. В.Ойкен написал «Основания национальной экономики», в которой обосновывал идею социального рынка и его основные принципы. Он отвергает современный капитализм и современный социализм и предлагает третий путь развития экономики страны – социальный рынок. Л. Эрхард публикует книгу «Благосостояние для всех» главная идея которой - экономическая свобода невозможна без политической и социальной защищенности, и социальной справедливости. Представитель Лондонской школы является Ф. Хайек. Основные его работы «Денежно-кредитная теория и торговые циклы», «Дорога к рабству», «Пагубная самонадеянность». Представители Чикагской школы М. Фридмен, И. Фишер. Представители Чикагской школы являются основателями ещё одного направления экономической теории –монетаризм, в рамках этого направления анализируется процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Экономисты этой школы поддерживают количественную теорию денег, согласно которой цены товаров определяются количеством обращающихся денег. Основные работы М. Фридмена – «Монетарная история США», «Роль денежной политики».

Современное социал-институционалое направления «подобрали» социальные проблемы и рассматривают экономику в контекстевсей социальной системы: экономика - не главное, она приравнивается к политике, культуре, все взаимосвязано и взаимообусловлено. Хозяйство рассматривается в постоянном качественном развитии, во времени и пространстве. Институционализмявляется экономической школой данного направления. Представители Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Коммонс, Д. Гэлбрейт. Т. Веблен публикует книгу «Теория праздного класса», где отмечает, что экономическая наука должна исследовать происхождение и развитие институтов. Д. Коммонс написал книгу «Правовые основания капитализма» и «Институциональная экономическая теория»; стал основателем нового направления в экономической науке теории прав собственности. Д. Гэлбрейт публикует книгу «Новое институциональное общество».

Кейнсианство является еще одной экономической школой социал-институционального направления. Имя своё она получила благодаря Д.М. Кейнсу. Он опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег» в которой доказывает необходимость государственного вмешательства в экономику, так как экономика, на основе рыночных механизмов, может выходить из состояния стабильности и приводить к серьёзным экономическим и социальным последствиям. Кейнсианство в послевоенный период разделилось на два направления. Представители первого направления- Э. Хансен, Дж.Хикс, П. Самуэльсон направили усилия на соединение макроэкономики Дж. Кейнса с микроэкономической теорией неоклассиков. В итоге была разработана концепция «неоклассического синтеза», которая обосновывала сочетание активной государственной политики по регулированию макропропорций с развитием частной инициативы на микроуровне. Представители второго направления – посткейнсианства, подвергли критике теорию предельной полезности.

В первой половине XX в. сформировалось ещё одно направление – эволюционная экономика. Эволюционный подход к объяснению экономических явлений восходит к трудам Р. Мальтуса и Ч. Дарвина. Основателем данного направления считается австро-американский экономист Й Шумпетер (его книга «Теория экономического развития» вышла в 1911 г). Все экономические явления, процессы, рассматриваются в процессе постоянного и причинно-обусловленного изменения. Настоящее рассматривается как результат прошлого и условие будущего. Предметом экономической теории развития являются непрерывно происходящие изменения. Акцент делается на поведении предпринимателей как ключевого фактора экономического развития. Представители постшумпетерианского к экономическому развитию, Р. Нельсон и С. Уинтер, в книге «Эволюционная теория экономических изменений » (1982) исследуют причины по которым технологическая конкуренция и инновации становятся движущей силой экономического развития. Они исследуют процесс технологических изменений в условиях неполноты, несовершенства и неопределённости информации, обладания знаний, недоступных всем.

Оба указанных течения (неоклассическое и социал-институциональное) в экономической теории находятся в постоянном противоборстве, но преобладает все-таки неоклассическое направление. Оно понимает экономику как науку о поиске наиболее рационального использования людьми редких и ограниченных: производственных ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

 

 

Вопрос № 2

Экономика как наука: предмет и методы

Слово экономика происходит от греческого «ойкос» - домашнее хозяйство, и «номос» правило, закон. Автор - древнегреческий философ Ксенофонт

Слово экономика многозначное.

1. Хозяйство какой-либо территории (страны, мира) т.е. единство всех субъектов (людей и организаций) и методов, с помощью которых люди создают блага, удовлетворяющие их потребности.

2. Состояние, уровень развития хозяйственной жизни; совокупность общественных отношений связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей.

3. Система наук, изучающая законы хозяйства. Экономические законы – устойчивые взаимосвязи, внутренние взаимозависимости хозяйственных явлений и процессов.

Экономические законы отражают экономические отношения, которые сложились в том или ином обществе.

Экономические отношения – это общественные отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ. Производство – это процесс создания благ. Распределение – это процесс разделения созданных благ между лицами, чьи ресурсы были использованы в производстве. Обмен – процесс перехода произведенных благ к потребителям. Потребление – процесс использования благ.

В системе экономических наук можно выделить

Экономическую теорию Конкретные экономические науки
Предмет экономической теории – это поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов для производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ для наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Изучают отдельные области хозяйственной жизни общества. Финансы и кредит, экономическая география, бухгалтерский учет и т.д.

Экономическая теория изучает экономические отношения на разных уровнях

Микроэкономика Макроэкономика
Изучает функционирование отдельных экономических элементов (домохозяйств, фирм, ситуации, которые возникают на рынках отдельных товаров, отрасли) Изучает функционирование отдельных хозяйственных систем в целом, оперируя обобщающими категориями и показателями.

В рамках экономической теории различают 2 аспекта.

Позитивная экономическая теория Нормативная экономическая теори
Это беспристрастный анализ экономической реальности. Это совокупность систематических знаний относящихся к тому, что есть или могло бы быть. Это субъективный анализ экономической реальности, рецепты действий. Это совокупность систематических знаний относящихся к тому, что должно быть.

Методы экономических наук (способы изучения явлений и процессов)

1. Статистические наблюдения – количественное наблюдение за фактами экономической жизни, имеют эмпирический характер.

2. Выдвижение и проверка гипотез.

3. Анализ и синтез

4. Индукции и дедукции.

5. Экономико-математическое моделирование – формализованное описание экономических процессов и явлений.

6. Экономическое экспериментирование.

7. Предельный анализ (маржинальный анализ) – это прием для изучения как люди, стремящиеся максимизировать чистый выигрыш, принимают решения. Исследуется, каким образом каждая дополнительная операция, совершаемая за заданный период влияет на цель, к которой стремится согласно поведенческой посылке человек. Поведение экономических субъектов (потребители, производители, государство) мотивируется желанием максимизировать чистый выигрыш = общая выгодазатраты. При этом, выигрыш не всегда имеет денежную форму.

Вопрос № 3

Проблема ограниченности

Экономические потребности – это недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы, государства и общества в целом.

Закон возвышения потребностей - потребности человека количественно и качественно изменяются в течение жизни в сторону увеличения.

А. Маслоу предложил специальную модель «Пирамида потребностей», которая охватывает всё их разнообразие.

Средством удовлетворяющие потребности выступают экономические блага.

Свободные блага Экономические блага
Имеются почти в неограниченном количестве (воздух, свет солнца, дождь) Имеются в ограниченном количестве. Их постоянно нужно создавать.

Свойства экономических благ.

1. Полезность. Предельная полезность (М.И.) – полезность дополнительной части блага, находящегося в распоряжении потребителя. Общая полезность (Т.И.) – сумма полезностей отдельных частей. ТИ = количество частей данной вещи * МИ каждой части.

Цель любого потребителя максимизировать общую полезность от потребления благ.

2. Ограниченности и редкости

3. Способности к обмену

Экономические блага

ВЕЩИ УСЛУГИ

Товар

 


РЕСУРСЫ – средства, которые могут быть использованы для производства экономических благ. Ресурсы делятся на:

материальныелюдские

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА – ресурсы, которые реально могут быть вовлечены в производство товаров и услуг (благ).  

 

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.