Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преемственность и типологизация философских учений




Структура и особенности философского знания

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: онтологической; гносеологической; аксиологической; праксиологической; антропологической. Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология – философское учение о бытии и сущем. Гносеология – философское учение о познании. Аксиология – философское учение о ценностях. Праксиология – философское учение о действии. Антропология – философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве. Невозможно построить какую–либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Гносеология, как говорил И. Кант, возникла из потребности решить антиномию человеческой свободы, т. е. из антропологии и онтологии.

 

Дисциплины философской области

1. Логика - наука о законах и формах мышления.

2. Этика - учение о нравственности.

3. Эстетика - учение о системе эстетических ценностей, об освоении жизни по законам красоты.

4. Социальная философия - учение об обществе как целостной системе, о сущности и эволюции общества.

5. Политология - теория политики и политических отношений.

6. Философская антропология - философско-мировоззренческая концепция человека, в которой человек рассматривается как активно - преобразующее начало, творческий элемент природного и общественного мира.

7. Культурология - философская концепция культуры.

Помимо этого, сама философия разделяется на натуральную философию (это философия Природы); на социальную философию(философия общества), к ней близка философия истории(раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания).

 

Помимо основных философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с другими компонентами духовной культуры или формами общественного сознания: философия науки, философия права, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. На протяжении культурной истории человечества было создано огромное количество философских учений и систем. Несмотря на плюрализм идей и мнений, в философии четко просматривается преемственность, которая позволяет идентифицировать ту или иную концепцию именно как философскую. Преемственность выражается, прежде всего, в повторяемости проблематики. Так, например, обнаруживается преемственность идей от Платона через Р. Декарта и И. Канта к К. Г. Юнгу. Преемственность в философии осуществляется также в силу диалогического характера этого типа знания. Каждый мыслитель явно или неявно отталкивается от идей своих предшественников, вступая с ними во вневременной диалог. Диалог позволяет переформулировать проблемы, дать новые интерпретации уже известных тем. Так, например, М. Хайдеггер при создании своей версии экзистенциальной философии отталкивался от текстов древнегреческих философов, в частности, Платона. М. Хайдеггер пытался пробиться к истинному смыслу античных текстов, который был утрачен, по его мнению, в силу неадекватных их интерпретаций в последующие века. В этой связи он предложил свой собственный оригинальный вариант философии бытия. Целостность философской традиции позволяет осуществить классификацию философских учений, упорядочить многообразие идей.

Существуют различные основания типологии философских учений:

1) Так, классификацию философских учений можно составить на историческом основании. В таком случае мы имеем дело с исторической типологией, а все многообразие учений упорядочивается в следующие группы: античная философия (VI в. до н. э. – VI в. н. э.), философия Средних веков (V –XV вв.), философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.), философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.), немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.), марксистская философия, постклассическая философия и современная философия.

2) Если рассматривается регионально–цивилизационный критерий, то все философские доктрины сводятся в две группы: западная философия и восточная философия.

3) Классификация по национальному признаку определяет немецкую, французскую, английскую, американскую, русскую, китайскую и др.

4) Если критерием типологии философских учений будет последовательность в развитии идей конкретного философа, то в истории философии мы находим платонизм, аристотелизм, томизм, кантианство, гегельянство, марксизм, ницшеанство и т. п.

5) Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских систем в зависимости от выбора первоначала в системе «человек – мир», т.е. от признания первичности материи либо сознания.

Материализм признает первичным материальное начало, а вторичным – сознание. Материализм имеет следующие формы: стихийный материализм античных философов; натурфилософский материализм эпохи Возрождения, механический материализм XVII – XVIII вв. и диалектический материализм, выдвинутый марксизмом.Представители материализма – это Левкипп, Демокрит, Фалес, Гераклит, Аристотель, Ньютон, Маркс, Энгельс и др.

Идеализм признает первичным сознание, а вторичным – материю. Идеализм имеет следующие формы:1.Объективный материализм, утверждающий, что в основе мира лежит Мировой Дух, не зависящий от сознания человека.Представители объективного материализма – это Платон, Гегель, Шеллинг, Лейбниц и др.2.Вторая форма идеализма – субъективный идеализм, признающий единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта. Его представители - Фихте, Мах, Беркли, Юм, Бэкон и др.

6) Другим онтологическим принципом классификации философских учений может быть принцип единства или множественности основ бытия. В зависимости от того, одно, два или более начал рассматриваются в качестве исходных, формируются монизм, дуализм и плюрализм. В монизме в качестве исходного основания (т. е. субстанции) реконструкции действительности выступает одно начало, в дуализме – два, в плюрализме – множество. При этом монизм, дуализм и плюрализм могут пониматься и в материалистическом, и в идеалистическом духе.

Классическим примером дуализма является картезианство. Р. Декарт разделил бытие на две независящие друг от друга и совершенно равноправные субстанции: протяженную и мыслящую. Дуализм чрезвычайно неустойчив и всегда имеет тенденцию к материалистической или идеалистической форме монизма. Так, с позиции физики Р. Декарт выступает как материалист, а в его онтологическом учении прослеживаются идеи, которые соотносимы с идеалистическим монизмом. Дуалистического мировоззрения часто придерживаются ученые – представители естественных наук. Эта форма мировоззрения оказывается удобной в том случае, если необходимо совместить профессиональные, вполне материалистические знания и религиозную веру. Материализм и идеализм в философских учениях могут существовать как в монистической, так и в плюралистической форме. Примером материалистического монизма является диалектический материализм, а также в Античности – атомизм Левкиппа и Демокрита. Примером идеалистического монизма являются концепции Г. Гегеля и А. Шопенгауэра, а идеалистического плюрализма может быть философия постмодернизма.

7) Классификацию философских учений можно формировать на гносеологических основаниях. При данной классификации выделяют три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гносеологический оптимизм.

8) Философские концепции можно классифицировать также с точки зрения выделения ведущей познавательной способности. В этом случае весь спектр философских теорий можно разделить на рационализм и иррационализм и эмпиризм (о них мы будем говорить в последующих лекциях).

Таким образом, философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Но поскольку на моровоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, то философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по-иному.

 

Вопросы для закрепления материала:

1.Что является предметом философии?

2.Как исторически изменялись представления о предмете философии?

3.Какими вопросами И. Кант очертил круг философских проблем?

4.Определите понятие «культура».

5.Как соотносятся между собой культура и философия?

6. Как в истории философии менялись доминирующие сферы философского исследования?

7. Составьте классификацию философских учений на историческом основании.

 

Рекомендуемая литература. Список основной литературы

1. ЭУК по философии

2. Философия: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ,, 2002.

3. Философия: Учебное пособие для технических вузов. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002.

4.Философский энциклопедический словарь. – М.:ИНФРА – М, 2002.

5. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М.: ПБОЮЛ, 2002.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 2002.

7. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2002.

 

Список дополнительной литературы

 

1. История философии: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. История философии: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов–на Дону: Феникс,2001.

3. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов–на Дону: Феникс,1995.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М.:Гардарики,1997.

5. Гильдебранд Д. Что такое философия?.-СПб.,1997.

6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.,1990.

7. Тормасов Б. А. Философы и философия. – М.: Остожье, 1998.

8. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. – М.: Изд–во ЦТР МГПВОС, 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.