Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порты и морские пути

Суша

Участки суши описываются следующими терминами:

Остров (island) – небольшой (сравнительно с материком) участок суши, окруженный со всех сторон водой, имеющий, как правило, почвенный и растительный покров (в отличие от скал и камней).

Атолл(atoll) низменный коралловый остров в виде сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну

Скала(rock) отдельное, небольшое по площади, выступающее из воды резкое возвышение морского дна, состоящее из твердых пород. Характеризуется резкими и острыми изломами поверхности, отсутствием почвенного и растительного покровов и крутыми склонами.

Камень небольшая гладкая скала или обломок твердых пород вблизи берега. Бывают подводные, надводные и осыхающие. Осыхающие камни – это камни, при приливе скрываются под водой, а при отливе выше уровня воды.

Шхеры скопление множества островов, скал, надводных и подводных камней в прибрежном водном районе.

Опушка шхер внешняя (мористая) зона шхер.

Архипелаг группа островов, близко расположенных друг к другу и обычно рассматриваемых как одно целое. Водные пространства между островами этой группы меньше, чем пространства, отделяющие архипелаг от других групп островов.

Берег(coast, shoe)– часть побережья, взаимодействующая с морем в настоящее вре мя.

Береговая линия(coast line) условная граница между берегом и водным объектом при заданном уровне водного объекта. На морях с приливными явлениями береговая линия определяется по следу полной воды, а где нет приливов – по урезу воды при среднем уровне моря.

Прибрежье - полоса моря, прилегающая к суше.

Побережье полоса суши, примыкающая к водному объекту, рельеф которой носит следы современного и древнего взаимодействия с водным объектом.

Полуостров (peninsula) – значительная по площади часть материка или острова, далеко выдающаяся в море.

Мыс(cape) – оконечность любой части суши, выдающаяся в море.

Входной мыс – мыс, за которым берег образует залив, бухту, пролив, фиорд и т.п.

Коса - низкое и узкое наносное ( песок, ракушка, гравий, галька) образование, вытянутое от мыса параллельно общему простиранию берега или направленное в глубь заливов.

Береговой бар (не путать с устьевым баром)- узкая, обычно не связанная с берегом наносная полоса суши, образованная и перемещенных в сторону берега со дна моря наносов, вытянутая вдоль берега и отгораживающая лагуну от моря. Бары могут тянуться на большие расстояния или быть разорванные на ряд уединенных островов.

Стрелка - низкое и узкое наносное образование, выступающие от берега в сторону моря.

Перешеек – суженная часть суши, соединяющая более крупные её части, вплоть до целых материков.

 

Порт(port) прибрежная акватория, естественно или искусственно защищенная от волнения, заносимости и наносного льда, и прилегающая к этой акватории полоса берега (портовая территория), оборудованная причальными сооружениями и устройствами для швартовки судов под грузовые операции. Бывают порты торговые, рыбные, военные и порты – убежища.

По географическому положению различают береговые. Устьевые и островные порты. По влиянию приливов на устройство портов выделяют порты открытые, закрытые и смешанного типа.

Открытый порт – порт не изолированный никакими закрывающими его от моря устройствами (шлюзами, воротами и т.п.).

Закрытый порт – порт, имеющий отдельные бассейны и гавани, которые отделены от моря дамбами со специальными устройствами (шлюзами, воротами и т.п.) для приема судов. Внутри таких бассейнов и гаваней уровень воды сохраняется постоянным по высоте.

Рейд (road)– участок водного пространства у берега или среди островов, используемый для стоянки на якоре или на бочках, а в некотором случае для разгрузки судов.

Аванпорт – рейд, находящийся за пределами или внутри акватории порта (за пределами внутренних гаваней), защищенный искусственными сооружениями или имеющий естественное укрытие.

Гавань(harbour) – часть акватории порта, вполне защищенная от волнения, окаймленная портовой территорией и предназначенная для стоянки судов и производства грузовых операций.

Иногда гаванью называют небольшой порт, обычно расположенный в в естественно укрытом месте – в заливе, бухте и т.п.

Бассейн(dock basin) – часть акватории порта, образованная причалами, пирсами и молами и предназначенная для стоянки судов и грузовых операций. Если бассейн изолирован от влияния приливов дамбой со специальными устройствами (шлюзами, воротами и т.п.), его называют приливным бассейном, доком или мокрым доком.

Ковш – портовый бассейн, врезанный в берег.

Причальный фронт порта или причальная линия порта - совокупность всех береговых причалов порта

Дамба(dam) – гидротехническое сооружение в виде укрепленной насыпи (вала) на берегу или вблизи берега, предназначенное для предохранение берега от затопления и размывания морем, защиты каналов и рейдов от волнения и заносов, регулирования течения рек и соединения различных участков суши между собой.

Внешнее оградительное сооружение – сооружение в виде дамбы или стены, возвышающейся над уровнем воды для защиты акватории порта от волнения, течений, заносимости и льда.

Волнолом(breakwater) - не связанное с берегом внешнее оградительное сооружение.

Мол(mole) – связанное с берегом внешнее оградительное сооружение. Мористая оконечность называется головой, а береговая в месте сопряжения мола с портовой территорией – корнем.

Пирс(pier) или погрузочный мол – широкая дамба, выступающая от берега во внутренней акватории порта и служащая для швартовки судов и грузовых операций.

Причальное сооружение – обобщающий термин, охватывающий все конструктивные виды набережных и других обделок, служащих для причала судов.

Набережная – синоним термина «причальное сооружение».

Набережная стенка, или стенка – причальное сооружение со сплошной вертикальной передней гранью.

Эстакада – сквозная (сваях или колоннах) конструкция, вытянутая вдоль берега (продольная эстакада) или расположенная под углом у нему (поперечная эстакада), служащая для швартовки судов и грузовых операций. Эстакада может так же служить как путепровод, для пересечения каналов, железнодорожных путей.

Причал береговой(berth) - участок берега портовой территории, предназначенный для непосредственной швартовки судов и производства грузовых операций. Причалы устраиваются у береговой линии, по периметру погрузочных молов, пирсов, эстакад.

Терминал - участок порта, включающий один или несколько смежных причалов, предназначенных для переработки одно вида груза.

Причал рейдовый – участок акватории (защищенного рейда) порта, предназначенный для грузовых операций на плаву с судов на лихтеры или плашкоуты.

Шлюз(lock) – сооружение в виде камеры, куда вводится судно для подъема или спуска судна с одного уровня воды на другой.

Проход - стесненный, но доступный для сквозного плавания участок водного пространства между берегами, островами и навигационными опасностями. В отличии от пролива проход всегда судоходен. В проливе могут быть несколько проходов.

Узкость (shallow water) – очень узкий и сложный в навигационном отношении проход.

Морской канал(sea canal) – искусственно прорытый в морском дне канал для прохода судов через мелководье и обозначенный средствами навигационного оборудования. Различают следующие элементы морского канала: ось – средняя (осевая) линия морского канала; правая и левая стороны, считая по ходу судов в порт с моря; бровки – верхние ребра стенок канала; колено – прямолинейный или почти прямолинейный участок морского канала между поворотами.

Фарватер (fairway) – безопасный путь плавания судов среди различного рода препятствий (между островами, подводными опасностями, в минных полях и т.п.), обозначенный средствами навигационного оборудования. Элементы фарватера: ось - его средняя (осевая) линия; ветвь – фарватер, отходящий в сторону от главного.

Рекомендованный путь – указанный в каком-либо навигационном пособии путь судна, проверенный на практике как наиболее безопасный и выгодный для плавания в данном районе.

Якорное место – небольшой участок водного пространства у берега, удобный для постановки судов на якорь.

Плес – сравнительно обширный и безопасный для плавания район, расположенный среди островов, скал, банок и других препятствий и допускающий свободное маневрирование судна. Иногда под этим термином понимают расширенные части водных пространств, нешироких водных проходов.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Навигация и лоция являются составляющими науки судовождения и одной из определяющих в профессии судоводителя
  2. Как наука навигация и лоция имеют интересную и длительную историю.
  3. Навигация и лоция является одной из важнейших в комплексе дисциплин подготовки судоводителей.
  4. Знание навигационно-гидрографической терминологии позволяет судоводителю ориентироваться в том потоке информации, который он использует в своей повседневной деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рельеф морского дна | Экономический анализ как наука и практика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.