Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, метод, система курса «Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности ОВД»

Лекция 1. Понятие, метод, система курса «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД». Понятие, содержание, система прав человека. Конституционно-правовое положение личности в России

Дополнительная литература

Основная литература

Библиографический список

Вопросы и задания для обсуждения

1. Почему и в каком году был основан Самарский политехнический институт, ставший с 1992 г. Самарским государственным техническим университетом?

2. Вспомните, с чем было связано возрождение политехнического института в 30-е годы ХХ в., почему он был переименован в 1992 г. в технический университет?

3. Когда началась подготовка экономистов в Самарском политехническом институте, и для чего был открыт инженерно-экономический факультет в 90-е годы ХХ в.?

4. Вспомните заведующих кафедрой Национальная и мировая экономика на разных этапах ее развития;

5. Для чего потребовались государственные образовательные стандарты (ГОСы) в 90-е годы ХХ в. и Федеральные государственные стандарты (ФГОСы) 2009 г.?

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080101 Экономическая безопасность. – М., 2011. -40 с.

2. Нестеров А.А. Принципы организации высшего образования. – Самара, СамГТУ, 2011.- 109с.

1. Артюшкин В.Н. К 95-летнему юбилею основания СамГТУ // Инженер, 2009. 29 июня.

2. Курятников В.Н. Быть по сему. – Самара, 2004. – 224 с.

3. Лашко С.И., Левченко Л.В. Модернизация высшего образования в Европе и России // Экономические науки. 2005. № 2 (11).

 

Методические пособия:

Нестеров А.А. Основы высшего образования // Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий со студентами направления «Экономика». – Самара, 2011.

 


[1] Артюшкин В.Н. К 95-летнему юбилею основания СамГТУ // Инженер, 2009, 29 июня. См. также: Быть по сему / Сост. В.Н. Курятников. – Самара, 2004.

[2] Артюшкин В.Н. К 95-летнему юбилею основания СамГТУ // Инженер, 2009, 29 июня.

[3] Его нынешнее название – Санкт-Петербургский государственный ун-т.

[4] Приказ Министерства образования и науки от 21.12.09 г., № 747.

[5] Приказ Министерства образования и науки от 21.12.09 г., № 747.

[6] Приказ Министерства образования и науки от 21.12.09 г., № 747.

[7] См. там же.

[8] Приказ Министерства образования и науки от 21.12.09 г., № 747.

Современный политический процесс, связанный с вовлечением граждан в управлении делами общества и государства, невозможен без должного уровня правовой культуры, правовой грамотности и правомерного поведения. Воспитание и образование в духе приверженности идеям прав человека играет важнейшую роль в формировании правового сознания и социально-правовой активности общества, его отдельных групп и личностей. Особенностью современного кризиса в России является то, что государство при сохранении обязанности гаранта прав и свобод человека и функций главного правозащитника практически не участвует в формировании правосознания своих граждан. В мировой практике существует три «приводных ремня», позволяющих обеспечить устойчивость и безопасность функционирования государства и общества: религия, воспитание в системе образования, средства массовой информации.

Запрет государственной идеологии, закрепленный в Конституции РФ, вместо запрета огосударствления партийной идеологии привел к тому, что государство отказалось, а общество оказалось не готово единолично и эффективно решать задачу формирования и воспитания человека и гражданина. Предлагают даже признать ошибочным такое положение, ставшее нормой Конституции РФ (ч.2 ст.13).[1]

В настоящее время в России институт прав и свобод человека и гражданина развивается не так быстро, как этого хотелось бы, и подчас противоречиво. Российские граждане пока что не ощутили в полной мере плодов правовой реформы. В своей повседневной жизни они чуть ли не каждый день сталкиваются с разрывом между буквой закона и его практическим воплощением. Человек в нашей стране еще не защищен от правовой безграмотности и даже просто нежелания должностных лиц и организаций соблюдать законы.

В общественном мнении также наблюдается явная недооценка права, низкая правовая культура, правовой нигилизм. Этому способствуют рост преступности, нарушение принципов законности должностными лицами, в том числе и органами правоохраны, отсутствие надежного правового механизма защиты и охраны прав и свобод, чести и достоинства гражданина и личности. Поэтому необходимо изучение прав свобод человека и гражданина в деятельности ОВД.

В ходе изучения курса будет рассматриваться сложный комплекс проблем прав человека: природа, сущность, генезис прав человека, их роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством. Особое место занимают вопросы обеспечения прав человека. Раскрываются конституционные, судебные, административно-правовые способы охраны и защиты прав человека и гражданина. Опыт России в данной области сопоставляется с практикой защиты прав человека в современном мире.

Значение курса «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД» обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, необходимо осознать, что построение правового гражданского общества во многом зависит от правильно организованного гражданско-правового образования. В цивилизованном мире обучение правам человека – одна из обширных и разработанных отраслей образования.

Так, после принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека ООН, ЮНЕСКО и иные международные организации обращаются с призывами информировать общественность о правах человека, а так же развивать систему образования в области прав человека. Формула о том, что образование – основа демократии, выдвинутая ООН, подчеркивает особую роль образовательных учреждений в этом процессе. Согласно международному пакту «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства, и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам».[2]

В 1974 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод. В 1985 г. Комитет министров Совета Европы принял Рекомендацию о преподавании и изучении прав человека в школах. В 1993 г. был разработан и утвержден Всемирный план действий по обучению правам человека и демократии, а 1995-2004 годы провозглашены Генеральной Ассамблеей ООН Десятилетием образования в области прав человека.

В рамках Хельсинского процесса на Московском совещании Конференции по человеческому измерению ОБСЕ в 1991 г. государства-участники приняли на себя ряд обязательств в области обучения прав человека.

В России обучение правам человека также введено в систему высшего и среднего образования. В ВУЗах РФ «Права человека» в качестве учебной дисциплины изучаются в соответствии с обязательствами Российской Федерации перед международным сообществом, провозгласившим 1995-2004 гг. Десятилетием образования в области прав человека.:На это направлен и Указ Президента РФ от 29 ноября 1991 г. № 2131 «Об изучении Конституции РФ в образовательных учреждениях».

В ВУЗах МВД курс «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД» введен в соответствии с директивой министра внутренних дел, на основании рекомендаций Интерпола.

Значение курса «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД» обусловлено и чисто практическими причинами. Проблема прав и свобод в России обусловлена низким уровнем экономического развития, нестабильностью в социально-политической и правовой сфере, отсутствием эффективных форм правового воспитания граждан, правовым нигилизмом. Все это приводит к тому, что население нашей страны практически не знает своих прав, не умеет их использовать и не требует от государства и его представительных органов их уважения и соблюдения.

Для того чтобы права и свободы, провозглашенные Конституцией, воплотились в повседневной жизни, государственные органы должны добросовестно выполнять свои обязанности, возложенные на них законом.

Предмет курса «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности ОВД» - это права и свободы человека, закономерности их исторического развития, способы применения в праве различных государств, универсальные механизмы их гарантий, а также экономические, социальные, политические, культурные и иные факторы, оказывающие влияние на права и свободы человека в деятельности ОВД.

Цели курса:

изучение проблем прав и свобод человека и гражданина применительно к деятельности ОВД;

-повышение правовой культуры сотрудников ОВД, формирование их правосознания;

-достижение сотрудниками ОВД глубокого понимания как своих прав, так и прав иных людей, общественных интересов, а так же обязанностей государства перед своими гражданами.

Исходя из целей, основными задачами курса являются:

- формирование у сотрудников ОВД понятий о правах и свободах человека и гражданина;

-формирование представления о правах человека как необходимом условии свободы и равенства;

-усиление у сотрудников ОВД чувства уважения к людям, их правам, чести и достоинству;

- изучение способов охраны и защиты прав человека в России и выработка навыков защиты прав и свобод от любого беззакония и произвола;

- формирование правовой культуры, правовой грамотности и правомерного поведения, преодоление правового нигилизма и низкой правовой культуры;

- соблюдение принципов законности и гуманизма в деятельности органов государственного управления, в том числе ОВД.

Учитывая значимость общепризнанных прав человека, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры защиты прав и свобод сотрудниками ОВД:

-раскрыть конституционные, судебные, административно-правовые способы такой защиты;

-изучить систему международно-правовой защиты прав человека;

-рассмотреть особенности обеспечения прав граждан в ходе административной, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной деятельности ОВД.

Итак, правовое воспитание и правовое образование – это одно из основных условий успешной демократизации общества и создания правового государства, в котором обеспечивается верховенство прав человека и гражданина, всеобщность и добровольность исполнения закона. Реформы, проводимые в России, сопровождаются обострением социально-экономических и политических проблем, ростом численности преступлений и правонарушений. Особую актуальность в этих условиях приобретает обеспечение прав и свобод человека органами исполнительной власти, в том числе и органами внутренних дел. Поэтому введение изучаемого курса в программу обучения в учебных заведениях системы МВД является закономерным следствием происходящих в стране процессов.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных вопросов, следует определиться с понятийным аппаратом и основными принципами общепризнанных прав человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бакалавров и специалистов экономики | Генезис прав человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.