Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма: определение, ее основные признаки и черты




Экономическая теория в качестве субъекта хозяйственной деятельности исследует категорию «фирма» (ит. Firma - предприятие), содержание которой достаточно многоаспектно.

Фирма – это экономический субъект, деятельность которого связана с производством товаров и услуг и направлена на максимизацию прибыли.

Научные подходы к «фирме»:

К. Маркс – фирма как итого развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин.

Ф. Найт – фирма как результат минимизации риска и неопределенности.

Р. Коуз, О. Уильямсон – фирма как необходимость уменьшения трансакционных издержек. Основа фирмы – пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.

Фирма – это экономическая единица, основной субъект хозяйственных отношений, деятельность которого направлена на максимизацию прибыли. Современная институционально-правовая практика трактует ее как организационно-правовую форму предпринимательской деятельности граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц).

Основополагающие (системообразующие) факторы организации - кооперация, основанная на внутрифирменном разделении труда, реализация функций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала (ресурсов).

Признаки, отличающие одну форму от другой, включают:

- количество участников хозяйственного объединения;

- форма собственности применяемого капитала;

- способ распределения прибыли и убытков;

- форма управления;

- источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;

- пределы имущественной ответственности.

Основные организационно-правовые формы предпринимательских фирм включают:

Индивидуальное предпринимательство: предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), в том числе и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Совместное предпринимательство: хозяйственные товарищества: полное, на вере (или коммандитное, или смешанное); хозяйственные общества: с ограниченной ответственностью, с дополнительной (субсидиарной) ответственностью; производственные кооперативы.

Корпоративное предпринимательство: акционерные общества (открытые, закрытые).

Государственное предпринимательство: унитарные предприятия (не наделенные правом собственности): - казенные (федеральные) - на праве оперативного управления; - муниципальные - на праве хозяйственного ведения.

Количественные параметры типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками - типом собственности. Мелкие - индивидуальные предприятия и полные товарищества (партнерства, кооперативы), общество с ограниченной ответственностью; средние и крупные - АО.

Наибольший интерес для экономической науки представляет изучение фирмы как производственного субъекта, определяющего предложение товаров на рынке. Поэтому принято выделять следующие специфические черты фирм:

- самостоятельность принятия решений;

- стремление к максимизации прибыли;

- использование различных комбинаций ресурсов для производства товаров;

- определение предложения товаров при реализации своей продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству;

- формирование доходов собственников ресурсов;

- реализация предпринимательских подходов к решению производственных и организационных проблем;

- выполнение задач, связанных с управленческой структурой организации труда.

Таким образом, основная функция фирм состоит в привлечении, соединении и эффективном использовании ресурсов для производства и предложения товаров, удовлетворяющих общественные потребности, на рынке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.