Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология и история




Социология и философия.

И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. Вместе с тем, жестких и однозначных границ между социологическим и философским знанием не существует. Довольно просто их провести на уровне эмпирической социологии, и не всегда легко это сделать на уровне теоретической социологии, имеющей дело с широкими обобщениями.

Они имеют один объект исследования – общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и социологии. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum; а социология – in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. А для социологии характерен интерес к изучению сегодняшнего дня, объяснению происходящих событий и прогнозированию будущего.

Этнология и этнография, антропология и география, статистика и демография (на семинаре).

Подводя итог обсуждения вопроса о соотношении социологии с другими общественными науками можно кратко резюмировать, что по отношению к ним она играет роль общей теории общества. Выявляя закономерности функционирования общества и его различных подсистем, социология дает возможность другим общественным наукам достичь лучшего понимания изучаемых явлений, соотнести их с деятельностью других социальных структур и институтов и тем самым углубить понимание их собственных специфических закономерностей.

Приоритетная роль социологии в системе общественных наук объясняет усиливающийся на протяжении последних десятилетий интерес к социологии со стороны многих общественных и гуманитарных дисциплин, свидетельством чего служит появление междисциплинарных наук – социальной психологии, социобиологии, социолингвистики, экономической социологии, социальной экологии и др.

Если 19 век нередко именуют веком биологии по причине огромного интереса ученых к открытиям биологов, то с не меньшим правом 20 век можно назвать веком социологии, интерес к которой неуклонно растет.

 

3. Современная социологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний разного уровня обобщений и включает в себя:

1) фундаментальные, общесоциологические теории, методология.

2) специальные (частные) соц. теории (или теории среднего уровня)

3) конкретно-социологические исследования

Первый уровень, основой которого служит социальная философия, включает теории наиболее высокого уровня обобщения в структуре социологии. Они исследуют общество как единую систему, взаимодействия ее основных элементов, основы функционирования и развития социального организма. Особое значение этих теорий в том, что они определяют:

1- общий подход исследователя – социолога к изучению и осмыслению социальных явлений

2- направленность научного поиска

3- интерпретация эмпирических фактов (пример: марксизм)

Теории среднего уровня занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-прикладными исследованиями. Они многообразны. Фактически все более или менее значимые социальные подсистемы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология труда, социология религии, социология образования – это лишь некоторые из них. В социологических теориях среднего уровня устанавливается взаимодействие теоретических и эмпирических методов. Значение теорий этого уровня заключается в следующем:

1 – возможность создания теоретической основы для исследования без использования громоздкого понятийного аппарата общесоциологических теорий

2 – осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью общества

3 – демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах специалистов несоциологических областей знания

Третий уровень – конкретные социологические исследования. Здесь преобладает эмпирика. Теория проявляется лишь для получения эмпирических данных, используют различные социологические методы. Более подробно их рассмотрением мы займемся в курсе прикладной социологии, а сейчас конспективно.

- Выборочный метод.

- Методы сбора информации (опрос, наблюдение, метод экспертных оценок, эксперимент, контент-анализ, социометрический метод).

- Методы обработки полученных данных (близки к общематематическим).

- Социоинженерные методы.

Итак, особенность метода социологии, заключается в конкретном анализе конкретной социальной ситуации с помощью конкретного социологического исследования.

Существует три закона, обеспечивающих объективность и надежность методов:

1) Принцип эмпиризма – использование эмпирических процедур с целью установления объективной истинности полученных фактов.

2) Теоретические объяснения (обоснования) полученных данных, позволяющие раскрыть причины, и включить эти факты в систему теоретического знания.

3) Ценностная нейтральность социолога, независимость от идеологических и моральных установок в постановке проблемы, разработке гипотез и при систематизации полученных фактов.

Главная научная цель конкретных социологических исследований – добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация. Наряду с тремя указанными уровнями выделяют макро- и микросоциологию.

Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на типических образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Эти образцы можно назвать структурами, они включают семью, образование, экономическое и политическое устройство общества, религию. Люди включены в систему социальных структур и посредством их теснейшим образом связаны между собой. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений. Макротеоретики используют такие понятия как культура, соц. институт, соц. система, структура, общество. Примером макросоциологической теории может служить теория конфликта (Маркс, Дарендорф); структурный функционализм (Парсонос) – идея системы, где элементы выполняют строго предназначенные им функции.

Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах, и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на процесс возникновения и развития общества. Ученые, работающие в области микросоциологии, уверены, что социальные явления могут быть поняты только с тех смыслов, которые люди вкладывают в свое взаимодействие с другими людьми. Микротеоретики используют понятия соц. поведения, межличностного взаимодействия, мотивов, стимулов. Примером микросоциологической теории может быть Социометрия Морено: сущность человека определяется его ближайшим окружением.

Общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения и взаимодействия.

Структура личности SEL=I+ME (бессознательная часть личности, свобода)+(сознание, соотнесение себя с внешним миром).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.