КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие концептуальных подходов в педагогической психологииКак мы видели, содержание предметного анализа образовательной реальности во многом зависит от состава тех категорий, которые положены в основу представлений о психике человека. Изучение таких учебных дисциплин, как «общая психология» и «история психологии», уже, наверное, показало, что говорить о единстве взглядов по данному вопросу пока не приходится. По сути дела, вся психологическая наука представляет собой конгломерат нескольких научных концепций и школ, существенно отличающихся друг от друга в понимании как объекта психологического анализа, так и ее предмета. Все это нельзя не учитывать при рассмотрении содержания педагогической психологии. Такое многообразие подходов и взглядов по ключевым вопросам не является прерогативой только психологической науки. Научное знание в принципе многообразно. Например, даже в такой «точной» науке, как физика, мирно уживаются «корпускулярная» и «волновая» теории света, теории И. Ньютона и А. Эйнштейна и т. д. Сущность этого многообразия коренится в самой структуре научного знания и объясняется наличием такого ее элемента, как методология. Традиционно методология понимается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Тем самым методология, с одной стороны, представляет собой достаточно самостоятельное научное знание. С другой стороны, по отношению к любой другой отрасли науки оно способно выступить в роли руководящей и направляющей силы, задающей основной вектор развития. В силу этого методологию нельзя рассматривать как часть той или иной отрасли науки - это достаточно самостоятельное направление исследований, которое призвано давать ответы на следующие ключевые вопросы. · Что представляет собой объективная реальность и каким образом в ней может быть выделен интересующий нас объект? · Что представляет собой научное познание и какие понятийные средства могут быть использованы по отношению к данному объекту? · Во имя чего осуществляется научное исследование и каковы могут быть способы использования полученных результатов? Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что основу методологического знания составляет философия как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. В рамках любого философского учения всегда существуют определенные представления о бытии (онтология), о путях и средствах познания (гносеология или эпистемология) и учение о ценностях человеческой жизни (аксиология). Каждая их этих составных частей философского знания и берет на себя ответственность за решение ключевых вопросов научного поиска. Свое непосредственное выражение в рамках научного знания это находит в том, как решаются вопросы о выборе объекта, предмета и ценностного отношения исследователя. В частности, онтологическая составляющая того или иного философского учения задает психологической науке определенный тип представлений о психике как объекте исследования. Гносеологическая составляющая призвана, прежде всего, дать ответ на вопросы о том, какова должна быть общая схема познания в психологии для того, чтобы она отвечала критериям научности. Аксиологическая составляющая философского учения ориентирует исследователя в тех ценностях и целях, достижение которых является наиболее значимым для интересов общества на данном этапе исторического развития. Опираясь на используемую нами графическую модель научного знания, понимание соотношения философских учений и содержания частных наук (в данном случае психологии) можно представить следующим образом (рис.).
Рис.Место методологии в структуре научного исследования
Основной теоретический пункт всякого философского учения вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. Исследование и решение этих и других вопросов породило целый ряд философских учений. В силу методологического принципа релятивизма каждое из этих учений дает свою версию ответов на ключевые вопросы миропонимания. Соответственно многообразными являются и методологические предпосылки построения той или иной отрасли частного научного знания (рис.).
Рис. Многообразие научных взглядов в рамках одной науки Недаром в свое время Л. С. Выготский писал: «Возможность психологии как науки есть методологическая проблема, прежде всего. Ни в одной науке нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут....Ни одна наука не представляет такого разнообразия и полноты методологических проблем, таких туго затянутых узлов, неразрешимых противоречий, как наша» [21, с. 417-418]. В этом случае при решении любого частного вопроса психологии как отрасли научного знания необходимо помнить о необходимости рассмотрения его методологических предпосылок. Это во многом обусловлено тем, что психология, как известно, несколько «выбивается» из общего ряда наук, прежде всего, своим объектом исследования. Отличие «души», «психического» от всех других элементов объективного мира состоит в ее «нематериальности». Это означает, что психику невозможно увидеть, потрогать, отобразить, измерить и т. д.. К ней неприменимы традиционные процедуры научного познания. В силу этого вопрос об объекте и предмете психологического познания превратился в ключевой для построения любой психологической концепции. В зависимости от его решения строилась вся последующая система понятийных представлений психологической науки. Все названные подходы можно систематизировать с точки зрения того, как они относятся к пониманию объекта психологического анализа. Отправной точкой целого ряда таких подходов служит тело человека как носитель его жизненной силы. Недаром первые психологические взгляды предлагали искать «душу» в теле человека, представленную там в виде тончайшей материи «пневмы». Дальнейшие направления поисков осуществлялись в двух «противоположных» направлениях. Одни исследователи предпочитали все глубже уходить в биологическую структуру человека, связывая психическое со все более сложными физиологическими системами: нервная система, мозг, системы переработки информации. Другой подход стремился вывести психическое за рамки телесности и поместить его в определенном социальном пространстве: поведение человека, отношения между телесным и социальным, внешняя социально--символическая деятельность, общественная предметная деятельность индивидов. Для психологического рассмотрения каждого такого «объекта» предлагалась своя система предметных понятий, основанная на анализе общества, культуры, языка. Это привело к появлению в рамках целостной отрасли науки многообразия подходов в понимании отправных точек исследовательской деятельности. В психологии такое многообразие методологических подходов нашло закрепление в разработке целого ряда достаточно самостоятельных теоретических концепций. К ним в первую очередьотносятся: ассоцианизм, бихевиориоризм, психоаналитическая теория, культурuо-историческая теория, гештальтпсихологuя, деятельностный подход, когнитивная психология. За каждым таким подходом стоит определенное философское учение о мире, которое и делает данные взгляды научными. В итоге основные вехи концептуальных поисков в рамках психологической науки можно представить следующим образом (табл.).
Таблица Основные концептуальные подходы, используемые в педагогической психологии
Соответственно и в педагогической психологии сохраняются определенные различия в рассмотрении одних и тех же вопросов с различных методологических позиций. Многообразие указанных подходов и используемых в них понятийных средств создает определенные трудности при рассмотрении тех или иных аспектов образовательного процесса. Данный фактор необходимо учитывать при работе с материалом книги.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |