Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие концептуальных подходов в педагогической психологии

Как мы видели, содержание предметного анализа образовательной реальности во многом зависит от состава тех категорий, которые по­ложены в основу представлений о психике человека. Изучение таких учебных дисциплин, как «общая психология» и «история психологии», уже, наверное, показало, что говорить о единстве взглядов по данному вопросу пока не приходится. По сути дела, вся психологическая наука представляет собой конгломерат нескольких научных концепций и школ, существенно отличающихся друг от друга в понимании как объекта психологического анализа, так и ее предмета. Все это нельзя не учитывать при рассмотрении содержания педагогической психологии.

Такое многообразие подходов и взглядов по ключевым вопросам не является прерогативой только психологической науки. Научное зна­ние в принципе многообразно. Например, даже в такой «точной» на­уке, как физика, мирно уживаются «корпускулярная» и «волновая» теории света, теории И. Ньютона и А. Эйнштейна и т. д.

Сущность этого многообразия коренится в самой структуре науч­ного знания и объясняется наличием такого ее элемента, как методо­логия.

Традиционно методология понимается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Тем самым методология, с одной стороны, представляет собой дос­таточно самостоятельное научное знание. С другой стороны, по отно­шению к любой другой отрасли науки оно способно выступить в роли руководящей и направляющей силы, задающей основной вектор раз­вития.

В силу этого методологию нельзя рассматривать как часть той или иной отрасли науки - это достаточно самостоятельное направление исследований, которое призвано давать ответы на следующие ключе­вые вопросы.

· Что представляет собой объективная реальность и каким обра­зом в ней может быть выделен интересующий нас объект?

· Что представляет собой научное познание и какие понятийные средства могут быть использованы по отношению к данному объекту?

· Во имя чего осуществляется научное исследование и каковы мо­гут быть способы использования полученных результатов?

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что основу методологи­ческого знания составляет философия как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. В рамках любого философского учения всегда существуют определенные представле­ния о бытии (онтология), о путях и средствах познания (гносеология или эпистемология) и учение о ценностях человеческой жизни (аксио­логия). Каждая их этих составных частей философского знания и бе­рет на себя ответственность за решение ключевых вопросов научного поиска.

Свое непосредственное выражение в рамках научного знания это находит в том, как решаются вопросы о выборе объекта, предмета и ценностного отношения исследователя. В частности, онтологическая составляющая того или иного философского учения задает психоло­гической науке определенный тип представлений о психике как объек­те исследования. Гносеологическая составляющая призвана, прежде всего, дать ответ на вопросы о том, какова должна быть общая схема познания в психологии для того, чтобы она отвечала критериям науч­ности. Аксиологическая составляющая философского учения ориен­тирует исследователя в тех ценностях и целях, достижение которых является наиболее значимым для интересов общества на данном этапе исторического развития.

Опираясь на используемую нами графическую модель научного зна­ния, понимание соотношения философских учений и содержания част­ных наук (в данном случае психологии) можно представить следую­щим образом (рис.).

 

 

Рис.Место методологии в структуре научного исследования

 

Основной теоретический пункт всякого философского учения ­вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материально­му, субъективного к объективному. Исследование и решение этих и других вопросов породило целый ряд философских учений. В силу методологического принципа релятивизма каждое из этих учений дает свою версию ответов на ключевые вопросы миропонимания. Соответ­ственно многообразными являются и методологические предпосылки построения той или иной отрасли частного научного знания (рис.).


 

Рис. Многообразие научных взглядов в рамках одной науки

Недаром в свое время Л. С. Выготский писал: «Возможность психологии как науки есть методологическая пробле­ма, прежде всего. Ни в одной науке нет стольких трудностей, неразре­шимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии - самый трудный из всего, что есть в мире, наиме­нее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут....Ни одна наука не представляет такого разнообразия и полноты методологических проблем, таких туго затянутых узлов, неразрешимых противоречий, как наша» [21, с. 417-418].

В этом случае при решении любого частного вопроса психологии как отрасли научного знания необходимо помнить о необходимости рассмотрения его методологических предпосылок. Это во многом обус­ловлено тем, что психология, как известно, несколько «выбивается» из общего ряда наук, прежде всего, своим объектом исследования. От­личие «души», «психического» от всех других элементов объективно­го мира состоит в ее «нематериальности». Это означает, что психику невозможно увидеть, потрогать, отобразить, измерить и т. д.. К ней не­применимы традиционные процедуры научного познания.

В силу этого вопрос об объекте и предмете психологического позна­ния превратился в ключевой для построения любой психологической концепции. В зависимости от его решения строилась вся последую­щая система понятийных представлений психологической науки. Все названные подходы можно систематизировать с точки зрения того, как они относятся к пониманию объекта психологического анализа.

Отправной точкой целого ряда таких подходов служит тело человека как носитель его жизненной силы. Недаром первые психологические взгляды предлагали искать «душу» в теле человека, представленную там в виде тончайшей материи «пневмы». Дальнейшие направления поисков осуществлялись в двух «противоположных» направлениях. Одни исследователи предпочитали все глубже уходить в биологиче­скую структуру человека, связывая психическое со все более сложны­ми физиологическими системами: нервная система, мозг, системы пе­реработки информации.

Другой подход стремился вывести психическое за рамки телесности и поместить его в определенном социальном пространстве: поведение человека, отношения между телесным и социальным, внешняя социаль­но--символическая деятельность, общественная предметная деятель­ность индивидов. Для психологического рассмотрения каждого такого «объекта» предлагалась своя система предметных понятий, основан­ная на анализе общества, культуры, языка.

Это привело к появлению в рамках целостной отрасли науки мно­гообразия подходов в понимании отправных точек исследовательской деятельности. В психологии такое многообразие методологических подходов нашло закрепление в разработке целого ряда достаточно самостоятельных теоретических концепций. К ним в первую очередьотносятся: ассоцианизм, бихевиориоризм, психоаналитическая теория, культурuо-историческая теория, гештальтпсихологuя, деятельност­ный подход, когнитивная психология. За каждым таким подходом сто­ит определенное философское учение о мире, которое и делает данные взгляды научными. В итоге основные вехи концептуальных поисков в рамках психологической науки можно представить следующим обра­зом (табл.).

 

Таблица

Основные концептуальные подходы,

используемые в педагогической психологии

Психологическая концепция Философское учение Представление об объекте Представление о предмете исследования
Ассоцианизм (ассоциативная психология) Механицизм и сенсуализм Отношение организма к среде Ощущения, ассоциации, интроспекция
Психоанализ Иррационализм Отношение между телесным и социальным Ид, Эго, Супер-эго
Бихевиоризм Утилитаризм Поведение человека Стимул, реакция, подкрепление
Гештальтпсихология Системный подход Индивидуальное сознание Образ, структура, реорганизация, инсайт
Культурно-историческая теория Марксизм Межличностные отношения, опосредованные знаками Натуральные психические функции; культурно-психические функции, интериоризация
Деятельностный подход Исторический материализм Общественная предметная деятельность индивидов Чувственная ткань, значение, личностный смысл
Когнитивная психология Гносеологизм Информационный обмен в рамках субъект-объектных отношений Сенсорная информация, знание, поведение

 

 

Соответственно и в педагогической психологии сохраняются опре­деленные различия в рассмотрении одних и тех же вопросов с различ­ных методологических позиций. Многообразие указанных подходов и используемых в них понятийных средств создает определенные труд­ности при рассмотрении тех или иных аспектов образовательного про­цесса. Данный фактор необходимо учитывать при работе с материа­лом книги.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В педагогической психологии | Лекция 1. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.