Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и условия преступности несовершеннолетних

 

Американский ученый З. Уилсон отмечал, что социальное поведение можно рассматривать с точки зрения биологических законов, воплотившихся в дарвинском учении о естественном отборе.[19] (Сам Ч. Дарвин утверждал, что и особенности поведения, точно так же, как и физические особенности организма, должны иметь биологическое объяснение). Особенности поведения, по мнению Уилсона, - это фактор, обеспечивающий их носителю какие-то репродуктивные или адаптивные преимущества, точно так же, как физические особенности организма. Например, он утверждал, что черты нашей общественной жизни – нуклеарная семья, взаимоотношения мужчин и женщин, родителей и детей, агрессивность и альтруизм, склонность к объединению усилий и много многое другое – все это можно объяснить одним единственным фактором – биологическим воспроизводством.[20] Именно в этом смысле все мы – марионетки своих генов. Однако со всей ответственностью следует сказать, что биологический взгляд на человеческие поступки не только недостаточен, но в определенных отношениях опасно искажает картину.

Теоретически, когда каждый находится в абсолютно идентичной среде, все различия будут обусловлены генетическими факторами. И наоборот, в группе генетически идентичных лиц (что, вообщем-то, очень сложно представить) все различия должны быть связаны с влиянием окружающей среды. Применяя эти теоретические соображения к реальной жизни, можно утверждать, что в тех случаях, когда люди живут в абсолютно разных условиях, влияние генетических факторов будет меньше, чем когда условия жизни людей одинаковы. Об этом свидетельствуют данные, полученные в результате наблюдения за многодетными семьями. В одинаковых условиях воспитывались дети, но вырастали и вступали в жизнь разные по существу юноши и девушки, некоторые из них уже имели преступный опыт.

Генетические факторы и факторы внешней среды взаимодействуют друг с другом, и их нельзя рассматривать изолированно. Кроме того, влияния окружающей среды могут, по существу, изменить биологические конституциональные моменты. Окружающая среда может замедлить или, наоборот, облегчить реализацию внутренней предрасположенности индивида, его потенциальную возможность. И в то же время внутренняя потенциальная возможность претерпевает изменения, возникшие в результате взаимодействия со средой. Иными словами, генетически заданные свойства в большинстве случаев играют роль основного фактора в генезисе преступного поведения. Однако сила этого фактора будет изменяться в зависимости от уровня влияния окружающей среды, и в каждый момент развития эти взаимные влияния ведут к изменениям внутренней предрасположенности, которые, в свою очередь, будут сказываться на последующих взаимодействиях (но уже в других поколениях).

Таким образом, можно сделать вывод, что причины преступного поведения несовершеннолетних всегда лежат в плоскости психического и детерминированы они, в первую очередь, внутренней потенцией (возможностью) среагировать на ту или иную жизненную ситуацию определенным образом. Но это вовсе не означает, что негативные свойства и качества человека, данные ему природой (биологически), непременно (т.е. причинно) приведут к преступному поведению (возможность – это не неизбежность!). Поэтому возникает крамольная мысль: а есть ли причины преступного поведения вообще? Потому что, согласившись с мнением, что в основе преступного поведения лежит причинность, мы вынуждены признать, что возникает роковая неизбежность, так как эти причины есть у каждого из нас, условиями всегда богата наша действительность: значит, преступность объективна и неистребима. Но мы не хотим так думать и считаем, что в механизме любого поведенческого акта (и, конечно же, преступного) задействована свобода воли личности, благодаря которой человек поступает иногда иррационально, вопреки логике и природным инстинктам.

Говоря об условиях, способствующих преступности несовершеннолетних, в первую очередь, следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Общее ухудшение экономического положения страны привело к тому, что в последние годы негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, существенно ослабили, прежде всего, родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивающий хоть как-то их развитие.

За время реформ уровень жизни населения России, и без того, мягко говоря, невысокий, сократился на 30%, что существенно увеличило число семей, оказавшихся в условиях абсолютной бедноты, имеющих доходы значительно ниже прожиточного минимума. В настоящее время до 40% всех детей живут в бедных семьях.[21]

2. Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно женщин, привели к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях жизни. Только органы МВД РФ ежегодно направляют в суды почти 23 тыс. дел о лишении родительских прав. Примерно столько же – органы опеки и попечительства.

Наблюдается рост жестокого обращения с детьми, унижение человеческого достоинства, психическое и физическое насилие все чаще прослеживаются как в семьях, так и в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, детских домах и интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (70% всех детских травм – семейно-бытового характера). Ежегодно, спасаясь от жестокого обращения, кончает жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. из детских домов и школ-интернатов. Примерно 25-27 тыс. подростков становятся жертвами преступных посягательств. Органами внутренних дел ежегодно разыскиваются более 24 тыс. без вести пропавших несовершеннолетних.

Ухудшение экономического положения привело к тому, что отрасли обслуживающей сферы постоянно снижают объемы представляемых семьям социальных услуг. Они становятся практически недоступными из-за их платности и роста цен. Дети не могут посещать клубы, спортивные секции, кружки, отдыхать в оздоровительных лагерях и санаториях. В итоге их досуговая сфера все чаще приобретает криминальные формы. В этой связи в криминологической литературе прочно прижился такой термин как «досуговая преступность». Криминологические исследования свидетельствуют, что с 16 до 24 часов совершается свыше 80% всех «досуговых» правонарушений.

4. Следующие условия, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними, - бесконтрольность родителей за поведением своих детей, предоставление ребенка самому себе, равнодушие к его интересам, неучастие в его учебном процессе и многое другое – все это формирует «трудного» в педагогическом смысле подростка, который может проявить склонность вначале к мелким (игре в карты на деньги, выпивке и пробованию наркотиков, краже и т.д.), а затем к более серьезным правонарушениям. В связи с этим криминологи отмечают, что образ жизни, поведение и отношение самих родителей к своим обязанностям являются одним из важных факторов в формировании и воспитании личности несовершеннолетних.

5. Условием, способствующим правонарушениям несовершеннолетних, могут быть недостатки и просчеты в деятельности органов внутренних дел, в первую очередь, тех подразделений, на которые непосредственно возложены задачи профилактики преступлений среди молодежи. Это, прежде всего, недостатки в организации подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) органов внутренних дел по своевременному выявлению подростков-правонарушителей, неблагополучных семей; просчеты и откровенно слабая работа оперативных аппаратов криминальной милиции по своевременному выявлению преступлений несовершеннолетних, разложению антиобщественных группировок подростков; недостатки в планировании мероприятий, направленных на раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних; слабое взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями.

6. Некоторые криминологи относят второгодничество к причине противоправного поведения несовершеннолетних. Эта позиция в корне ошибочна. Второгодничество как следствие действия многих причин и условий (психофизических и социальных) не может объективно продуцировать преступное поведение. Однако нет сомнения, что неуспеваемость присуща правонарушителям, но является ли она условием проступков и преступлений? На наш взгляд, плохая учеба не может способствовать правонарушениям, наоборот, противоправное поведение подростков способствует неуспеваемости и второгодничеству.

7. Психологи отмечают, что в ранние годы дети ищут себе кумиров, стараясь на них походить не только внешне (одеваться, подражать манерам и т.п.), но и поступками. Культивируют этих героев, в основном, средства массовой коммуникации (телевидение, видеофильмы и т.д.), отрицательное влияние которых очевидно. Думается, что их разрушительная сила природных задатков, индивидуальности в личности не соотносима ни с чем.

8. Подражание в поведении криминальным авторитетам, слепое копирование их норм поведения, манер общения является одним из элементов комплекса условий противоправного поведения несовершеннолетних.

Показатели уголовной статистики свидетельствуют, что в городах совершается преступлений несовершеннолетними почти в 2 раза больше, чем в сельской местности, и этому способствуют следующие условия:

9. Ослабление семейных связей и отсутствие возможности у родителей, длительное время находящихся на работе, в полной мере контролировать поведение детей.

10. Концентрация в городах преступных элементов, чья деятельность направлена и на вовлечение подростков в преступные занятия.

11. В городах больше возможности для установления связей между лицами с антиобщественным поведением, объединение их в группы.

12. Характерная для несовершеннолетних «анонимность» от взрослых времяпрепровождения.

13. Легкость смены местонахождения в черте города, привлекательность этих обстоятельств для концентрации антиобщественных элементов в городах.

14. Несовпадение предпочитаемого места проведения досуга и места постоянного проживания, особенно это обстоятельство проявляется при массовом расселении семей, дети которых возвращаются к прежним местам жительства для проведения досуга.

15. Наличие в городах широких возможностей добыть материальные средства противоправным путем.

16. Расположение и сосредоточение в городе «злачных» мест, которые провоцируют и соблазняют подростков на противоправное поведение.

17. Отсутствие присущей сельскому жителю близости к природе, подростки вырастают более «черствыми», безжалостными, без сострадания к окружающим их сверстникам.

18. Недостаточная зависимость от мнения окружающих, что в большей мере выражено в деревнях, селах.

19. Город требует больших затрат на организацию досуга несовершеннолетних, чем село, отсутствие индустрии времяпрепровождения несовершеннолетних также способствует их правонарушающему поведению.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность несовершеннолетних преступников | I. Международные и отечественные нормативные акты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.