Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние преступности в сфере потребительского рынка

Такая устойчивая динамика прироста преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности непосредственно связана с повышением активности деятельности хозяйствующих субъектов непосредственно во внешнеэкономической сфере, что само по себе отражает общую интенсивность процессов развития рыночной экономики.

Состояние преступности во внешнеэкономической деятельности

Год Количество выявленных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности
   
   
   
   

 

Наряду с непоступлением в бюджет государства значительных сумм таможенных платежей и различных видов налогов при осуществлении противоправных внешнеторговых сделок, оно несет колоссальные потери от незаконного вывоза денежных средств за рубеж, а также от несвоевременного перевода из-за границы денежных средств полученных от торговых операций. Сюда же следует отнести возможности подделки таможенных и иных документов, получения банковских кредитов под фиктивные контракты.

Известно, что большая часть потенциальных капиталовложений переводятся за границу с использованием зарубежных банковских и иных структур, где депонируется на счетах. Так, например, по оценкам Центрального Банка Российской Федерации поток иностранной валюты, переправляемой из России за рубеж, составляет в среднем от 1,5 до 2 млрд.долларов ежемесячно. Однако. По экспертным оценкам эта сумма на много превышает указанные цифры.

Беспрецедентных масштабов достиг безлицензионный, беспошлинный экспорт стратегических ресурсов (нефти, каменного угля, товарной железной руды, цветных и редких металлов и др.), для вывоза которых используются все возможные способы. Благоприятными условиями для проведения незаконных операций по экспорту, служит: высокая степень конкуренции на экономическом рынке предприятиями, занимающимися соответствующим видом предпринимательской деятельности, раздел и передел сфер влияния между крупными предприятиями, наличие огромного числа конкурентов в этой сфере деятельности.

Ослабление контроля в золотодобывающей промышленности и алмазобриллиантовом комплексе страны создали благоприятные условия для роста незаконных сделок с валютными ценностями, хищений золота и драгоценных камней, развития других негативных явлений.

 

 

Состояние преступности в финансово-кредитной сфере

 

Год Количество выявленных преступлений в финансово-кредитной системе Привлечено к уголовной ответственности
     
     
     

Наибольший прирост характерен для преступлений в финансово-банковской сфере – 65 %. Высокий показатель интенсивности именно в этом сегменте общественных отношений соответствует характеру и способу совершаемых финансовых операций, поскольку данная сфера регулирует отношения по поводу перемещения и перераспределения денежных средств. Субъекты финансово - кредитной сферы сосредотачивают у себя значительное количество высоколиквидных капиталов для оказания широкого спектра услуг, что и создает предпосылки для совершения различного рода операций, с использованием денежных средств.

Следует отметить, что преступность в сфере финансово – кредитных отношений превратилась в масштабное явление именно за годы реформ. Если в 1991 г. в этой сфере было выявлено 310 преступлений, в 1992 г. - 1, 1тыс., в 1993 г.-5,5 тыс[4]. (в последующие годы тенденция в увеличении сохранялась), то в 1998 г. – 36961 тыс. преступлений. Криминальные посягательства в данной сфере отличаются большим разнообразием, особой изощренностью, высокоинтеллектуальным характером, быстрой адаптацией преступников к новым формам предпринимательской деятельности, банковским документам, новым электронным платежным средствам, валютным и таможенным технологиям.

В данную сферу также входят преступления, совершаемые на рынке ценных бумаг, также имеющие высокую общественную опасность. Это объясняется значительным числом потерпевших и огромным материальным ущербом, причиняемым в данной сфере мошенническими действиями. С началом развития финансово-кредитной системы Российской Федерации возросло число противоправных деяний, связанных с хищением капитала, как представителями субъектов финансово-кредитной системы, так и их клиентами и третьими лицами.

 

Год Количество выявленных преступлений в сфере потребительского рынка Привлечено к уголовной ответственности
  2 989  
  3 540  
  6 398  
  7 298  

Одним из наиболее криминогенно «зараженных» секторов экономики является потребительский рынок. Статистика объективно свидетельствует, что специфика потребительского рынка способствует формированию механизма совершения преступлений экономической направленности.

Динамика рассматриваемых преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка не оставляет сомнений в том, что и в ближайшие несколько лет здесь сохранятся достаточно высокие криминальные показатели. Произошло значительное возрастание мошеннических операций. Остаются распространенными такие способы завладения товарами и денежными средствами, как заключение фиктивных договоров от имени несуществующих фирм на покупку и реализацию товаров. Появились и получили распространение такие способы завладения материальными ценностями, как получение товаров под фиктивные либо поддельные банковские гарантии и векселя, привлечения средств граждан для оказания фиктивных услуг. Незаконное производство и оборот алкогольной продукции – одна из серьезных проблем потребительского рынка. Скорость оборота капитала здесь выше, чем в наркобизнесе, что, естественно, не может не привлекать к этой сфере криминальные структуры.

В последние десятилетие ощутимо растет такой вид преступлений, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Фальшивомонетчики активно используют современную технику и технологии, обеспечивают массовый выпуск фальсификаций различного номинала.

Характеристика полученных данных позволяет говорить о прекращении значительного числа уголовных дел из всего массива уголовных дел за отсутствием события или состава преступления, за не доказанностью вины обвиняемого и по иным основаниям. Это во многом обусловлено несовершенством действующего законодательства, а также недостаточным уровнем специальных юридических и экономических знаний у работников следственных и оперативных подразделений, раскрывающих и расследующих дела данной категории. Определенная часть сотрудников указанных подразделений испытывает сложности, связанные с толкованием тех или иных конструктивных признаков составов преступлений, общетеоретических вопросов уголовного права, поверхностным изучением общеобязательных руководящих указаний пленумов Верховных судов РСФСР и РФ и т.п. От правильного применения уголовно-правовых норм в следственной и судебной практике во многом зависит обоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности, назначение им справедливого наказания.

Подводя итог рассмотрения этого вопроса, хотелось бы отметить, что изучение современного состояния преступлений в сфере экономической деятельности позволит сформировать представление о причинах и условиях возникновения данных преступлений, его формах и границах, проблемах правоохранительных органов, деятельность которых направлена на предупреждение, раскрытие и расследование этих преступлений. Все это обеспечит возможность выработки конкретных мер по предупреждению и пресечению фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и нейтрализации их последствий.

  1. Характеристика факторов, обуславливающих преступность в сфере экономической деятельности.

Характеристика факторов преступности в сфере экономической деятельности в значительной степени зависит от общих оценок и процессов социального развития. На определение факторовпреступности в сфере экономической деятельностивлияет тип экономики, рынок, происходящие политические, экономические, социальные противоречия и многие другие обстоятельства.

Рассмотрим более подробно отдельные обстоятельства, обусловившие существование и появление новых преступлений в сфере экономической деятельности.

Переход к рынку в нашей стране в самом начале реформ (начало 90-х годов) был связан с тем, что экономические отношения в отдельных случаях подвергались процессу деструктивности. Отсутствие четкой программы социально-экономических преобразований и ряд других обстоятельств обусловили возникновение и воспроизводство в сфере экономической деятельности безнормности поведения как устойчивого и массового явления. Периоды коренных социальных изменений всегда характеризовались большим ростом преступности. Выдающийся социолог и криминолог Э. Дюркгейм объяснял этот феномен проявлением аномии, т.е. безнормности (безнормативности) поведения. Именно во времена социальных переворотов в значительной мере ослабевает чувство ответственности перед обществом. В такой ситуации человек не признает ограничений, установленных государством. Он склоняется к выполнению своих притязаний часто противозаконными методами[5]. В этой связи велико воздействие так называемого субъективного фактора на ход всех российских социальных преобразований.

О субъективном характере свидетельствует тот факт, что лица, находящиеся у власти, располагали возможностью выбора с учетом объективных реалий вариантов развития российского общества при обязательном использовании элементов рыночных отношений. Один из вариантов основан на принципах социального реформизма, предполагающего, что изменением социально-экономического устройства, а значит, переделом отношений собственности (в данном случае - введением рыночного типа отношений в стране, где более 70 лет существовали иные социально-экономические отношения, иные отношения собственности, иные ценности), необходимо создание определенных предпосылок гражданского общества и правового государства. Провозгласив курс на переход к рыночной экономике, государство в лице новой политической власти оказалось неспособным наладить действенное регулирование социально-экономических процессов, включая решение ряда принципиально важных с позиции сохранения экономического и социального равновесия задач.

Массовый характер стали приобретать такие виды криминального предпринимательства, как хищения денежных средств по подложным платежным документам, незаконное получение и не целевое использование льготных кредитов, валютные спекуляции на бирже, перевод капиталов в теневую экономику и зарубежные банки для последующей их легализации (отмывания).

Наряду с этим, в огромных масштабах расхищалось государственное имущество совместными усилиями чиновников аппарата государственной власти. «Уже в годы реформ, при участии или непростительном бездействии органов государственной власти появились новые способы перетекания богатства к избранным – перепродажа бюджетных средств и льготных централизованных кредитов, присвоение чужих денег через механизм неплатежей, фактически захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности и т.п.»[6].

Проводимый процесс приватизации предоставил частным лицам возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национального имущества в своих личных интересах. Фактически первый этап приватизации легализовал и узаконил теневое распределение капитала. В результате этого были созданы беспрецедентные условия для внедрения в экономические отношения преступных элементов, подкупа служащих аппарата государственной власти и управления, колоссальный всплеск коррупционных взаимоотношений.

«Буквально на глазах приходила в упадок финансовая система. В, этом, конечно, нет прямой вины тех, кто в те годы руководил Министерством финансов и Центральным Банком. Командная система была устроена так, что бездарно и расточительно распоряжалась ресурсами и финансами. Эти и иные процессы были свойственны распаду тоталитарной системы и её замену экономическими методами регулирования, создание основ рыночной инфраструктуры, приватизации»[7]. Авторами также указывается то обстоятельство, что реформы носили вынужденный характер и без них Россия стояла бы перед угрозой полного разрушения экономики

«Новая Российская элита», осознавая происхождение своих капиталов, вывозила их за рубеж, тем самым, инвестируя западную экономику и получая там свою прибыль. «Страна несет потери из-за слабого контроля над вывозом ресурсов. Сказываются общая экономическая неустойчивость и прорехи в валютном контроле, из – за чего значительная часть экспортной выручки оседает за рубежом на счетах российских предприятий»[8]. Вместе с тем необходимо указать, что на смену планово-распределительной системы экономики, пришел механизм финансово-экономического регулирования товарно-денежных отношений, усилился инвестиционный процесс, укрепились позиции рубля, который стал надежным платежным средством для осуществления внутригосударственных и внешнеэкономических сделок.

Непринятие при введении, рыночных отношений необходимых, мер, которые сумели бы противодействовать преступности в сфере экономической деятельности, в частности, несформированность адекватной правовой среды, как механизма защиты самих рыночных ценностей, а также в некоторых случаях не учтения зарубежного опыта привело к вышеуказанным негативным обстоятельствам.

Раскрывая причинный комплекс, необходимо отметить, что преступления в сфере экономической деятельности в целом детерминированы системой общих факторов, с другой стороны, данные преступления обладают собственным комплексом причин и условий, влияющих на противоправные посягательства в области экономических отношений.

Характеристика причинного комплекса преступлений в сфере экономической деятельности обладает следующим комплексом факторов на основе разделения их на экономические, политические, правовые, психологические. При этом необходимо отметить, что данные сферы социальной жизни тесным образом взаимосвязаны и не существуют в изолированном друг от друга виде.

Социально – экономические:

§ Отсутствие развитости экономических отношений;

§ Криминализация экономических отношений, связанная с существованием теневой экономики;

§ Вывоз капитала («утечка капитала», «бегство капитала»);

§ Существование оффшорных финансовых юрисдикций;

§ Расслоение населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России;

§ Отсутствие системы социальных гарантий и социального обеспечения.

Социально-экономические факторы выступают детерминантой, прежде всего, правовых норм и всей правовой системы в целом, поскольку правовые нормы возникают на основе уже сложившихся социальных отношений; при этом они должны преобразовывать эти отношения, не вступая в противоречия с объективными тенденциями их развития, то есть уголовно-правовые запреты должны быть социально обусловленными и реальными.

Социально – политические:

Связь между политикой и преступностью в сфере экономической деятельности более тесная, чем предполагается большинством криминологов. Это объясняется, прежде всего, тем, что в годы экономической стабильности связь политики с преступностью практически не заметна и становится очевидной в период экономического хаоса, бесконтрольности и беззакония[9].

В современной России ведущим криминогенным фактором следует признать деградацию политической власти, которая выражается в криминальности политической элиты.

Выделим наиболее существенные факторы:

· Отсутствие стабильной политической власти;

§ Коррупция в государственных органах, в частности, в органах финансового контроля;

§ Инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан;

§ Необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам;

§ Совмещение государственной службы с управлением коммерческими организациями;

§ Политизация экономической организованной преступности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дисциплинарное производство в органах внутренних дел | Социально – правовые
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.