![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Деятельность православных просветителей
И раннего Нового времени Лекция 18. Культура южнославянских народов в эпоху Средневековья План: 1. Значение христианской и византийской культурной традиции в культуре. 2. Деятельность православных просветителей. 3. Искусство и первые памятники литературы, музыки. 4. Образование. 5. Значение православной церкви в эпоху османского владычества как хранителя болгарского языка и культуры. 6. Национальная культура в период господства турок 7. Становление национального литературного языка.
Что касается христианизации, то Константин и Мефодий были уже не первыми миссионерами на этой территории. В 831 г. в Регенсбурге крестились несколько моравских князей, а в 845 г. то же проделали 14 чешских князей вместе с их дружинами. Но миссионерская деятельность тех десятилетий была тесно связана с укреплением франкского политического влияния, и, поняв это, Растислав принял меры к созданию собственного клира. Константин и Мефодий за короткое время подготовили группу кандидатов в священники. В 867 г. Константин, Мефодий и группа их учеников отправились в Рим, и кандидаты были рукоположены. Константин в 868 г. ушел в монастырь и принял монашеское имя Кирилл, в январе 869 г. умер. Папа Гардиан II разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил там главой церкви Мефодия. Но баварские епископы отрицательно отнеслись к славянской литургии, ведь собственное духовенство предоставляло мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров. Мефодия заключили в темницу и продержали там три года. После вмешательства нового папы Иоанна VIII Мефодий был отпущен, а затем, уже в сане архиепископа прибыл в Великую Моравию. Однако между Святополком и Мефодием возник конфликт: в 879 г. князь обратился к папе с жалобой, что архиепископ “учит неправильно”. Но Мефодий был оправдан. В 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной покойным Константином, и приказом, чтобы Христа славили на славянском языке, а также читали на нем в церквах Евангелие. Мефодию папа подчинил двух епископов - нитранского Вихинга и еще одного, имя которого нам неизвестно. Немец Вихинг интриговал против Мефодия, доносил на него папе, подделывал документы. Мефодий перед своей смертью в 855 г. проклял Вихинга, назначив своим преемником Горазда. Смерть Мефодия означала конец славянской миссии. Святополк уже не имел интереса ее поддерживать, ученики Мефодия были изгнаны из страны, ушли в Чехию и Болгарию. Славянская миссия продолжалась 21 год, но деятельность Кирилла и Мефодия имела большое влияние на начало славянской образованности. Константин-философ создал “глаголицу”, а в X в. в Болгарии возникла “кириллица”. Обе они происходили из разных вариантов греческого письма и долгое время использовались параллельно, особенно у восточных и южных славян. Константин перевел на славянский язык литургические тексты, написал предисловие к переводу Евангелия, в котором защищал необходимость письменности на национальных языках. Он работал над переводом всей Библии, законченным Мефодием. Так были заложены основы всей славянской письменности. Впоследствии Мефодий написал еще “Об обязанностях правителей”, его же авторство признается за памятником “Закон судный людям”. Первые жития обоих просветителей - моравского происхождения, это источники и по истории Великой Моравии. Основой языка древней славянской литературы было македонское наречие, на котором говорили в районе Солуни. Этот первый славянский литературный язык является одним из главных источников познания закономерностей развития отдельных славянских языков. Таково культурное значение Великой Моравии. После смерти Святополка в 894 г. государство стало распадаться. Святополк разделил державу между сыновьями Моймиром II и Святополком II. Но вскоре отпала Паннония, затем часть Нитранского удела, где правил Святополк младший. В 895 г. вне великоморавской территории оказалась Чехия. В 897 г. отошли от Великой Моравии и сербы. Процесс разложения державы был следствием как внутренних так и внешних причин. В частности кочевники-мадьяры в течение IX в. продвинулись на Запад и в последующие десятилетия стали нападать на славянские области. Это был союз из 8 племен. Славянские области Великой Моравии они захватили в 907 г., а позднее опустошили также и Чехию. Но моравская культура не исчезла. Мадьяры переняли от славян многие сведения и быстро адаптировались в новых местах. Ликвидация Великоморавского государства привела к политическому разъединению чехов и словаков. Чешское государство стало развиваться в западной части бывшей державы, Словакия же вошла в состав возникавшего государства венгерского. Великоморавская эпоха представляет собой один из прогрессивных этапов в истории славян, когда была создана собственная культура, равная по зрелости тогдашней западноевропейской цивилизации. Великая Моравия сыграла также важную роль в историческом развитии Европы IX в. в целом.
Культурная политика Карла 1У Развитие чешской культуры при Карле IV внесло столь богатый вклад в европейскую цивилизацию, что еще и в наше время созданные в XIV в. духовные ценности служат человечеству. В предшествующие периоды культурная деятельность ограничивалась украшательством королевского двора, Карл же стал проводить культурную политику. Он был меценатом и организатором культурной деятельности в стране. Внес он вклад в культуру и своим личным творчеством, владел пятью языками. Карл считал культуру составной частью политики, видел в культуре и науке потенциал политического противовеса претензиям шляхты на власть. В знаниях и образованности он видел силу, способную пропагандировать господствующую систему управления, создавать для нее благоприятный социальный климат. Именно поэтому в 1348 г. в Праге был создан первый в империи университет. Карлу нужны были кадры для государственного управления. Образованные юристы и другие специалисты позволяли королю в меньшей мере, чем прежде, пользоваться услугами представителей шляхты. Университет стал вообще идеологической опорой короля. Образование стало доступно и светским лицам, тогда как раньше оно было монополией духовенства. Университет был организован по образцу Парижского и Болонского, отличался определенной демократичностью. Относительная свобода академической дискуссии в рамках схоластического метода способствовала развитию идей и вообще мышления и имела огромное значение в период общественного брожения и критики существующих порядков. В 1366 г. Карл подарил в Старом месте Праги дом университету для 12 магистров и их учеников, предоставил для содержания этой коллегии несколько деревень, подарил значительное количество книг. Все это подробно описано в хронике Крабице из Вайтмиле. Поднялось и школьное образование. Только в Праге насчитывалось 25 школ, имелись они и в каждом королевском городе. Карл заботился также о развитии литературы, искусства, музыки, научного творчества, сосредоточил в Чехии лучшие культурные силы Европы. Литература эпохи Карла IV представлена многими жанрами: светская и духовная лирика, студенческая поэзия, сатирические произведения ремесленников, дидактические и философские сочинения, политические аллегории. Все это существовало на чешском и латинском языках параллельно. На чешский переводились с ряда языков описания путешествий, нравоучительные и вероучительные трактаты. В 60-х гг. Х1У в. был осуществлен перевод на чешский язык Библии. Бартоломей из Хлума собрал в одном произведении научную терминологию - медицинскую, географическую, астрономическую, грамматическую, теологическую. Магистры Пражского университета писали схоластические, гомилетические, дидактические, апологетические сочинения, возник ряд произведений в области права. Особенностью развития литературы во второй половине XIV в. была ее чехизация и усиление светского элемента. Многие произведения проникнуты патриотизмом, национальным самосознанием. Для развития чешского языка этой эпохи характерно возникновение новых слов - они составили до трети всего словарного состава. Но продолжался расцвет и латинской письменности, и немецкого литературного творчества. В особом направлении развивалась историческая проза. Она находилась под сильным влиянием и личным контролем Карла IV. Историография актуализировалась и носила пропагандистский характер. Хроники писались только на латинском языке и предназначались для узкого круга читателей. Выбирая хронистов, Карл давал им материал и сам участвовал в создании хроник. Так, в хроники Бенеша Крабице из Вайтмиле и Пржибика Пулкавы из Раденина Карл внес “Святоовацлавскую легенду” и “Автобиографию”. Возникли также хроники Франтишка Пражского, аббата Опатовицкого монастыря Неплаха, Джованни Мариньолы. Однако хроники этой эпохи не достигали уровня аналогичных произведений предшествующего периода (Збраславской хроники и др.) и не имели существенного влияния на дальнейшее развитие историографии в Чехии. Это было связано с суровой цензурой Карла. В XIV в. возникла чешская драма, как правило, религиозного характера, если судить по названиям произведений, но по существу веселая и озорная. Расцвета достигло музыкальное искусство. В нем преобладал грегорианский хорал. О расцвете церковных хоров заботились лично епископ Арношт из Пардубиц, да и сам Карл. В 1347 г. возник Эмаусский монастырь, где практиковалось славянское литургическое пение. Большого развития достигла народная духовная песня, не связанная правилами римской литургии. Поощрялась игра на органе. При дворе существовали оркестры, давались концерты, устраивались музыкальные праздники. Инструментальная музыка проникла в большие города. В целом музыка эпохи стала основой позднейшей музыкальной традиции. Выдающиеся произведения были созданы в архитектуре, скульптуре, в настенной и станковой живописи, в книжной иллюминации. Десятки королевских и шляхетских замков, крепости, готические храмы, светские строения сохранились вплоть до нашего времени в Чехии, Моравии и других землях короны. С 1344 г. началось строительство Святовитского кафедрального собора в стиле классической южнофранцузской готики. Прибывший в Прагу в 1356 г. по приглашению Карла IV Петр Парлерж стал создателем специфического готического стиля, распространившегося по всей Восточной Европе. В Праге до 1399 г. существовала его мастерская, объединявшая архитекторов, скульпторов, художников. Парлерж продолжал строительство Святовитского храма, возвел в 1357 г. мост через Влтаву (Карлов мост), Староместскую мостовую башню и другие постройки. Карл IV строил и города. В Праге насчитывавшей тогда 40 тысяч жителей, Карл IV основал и построил Новый город. Важнейшей замковой постройкой, уникальной по своему характеру и назначению, был Карлштейн, произведение высокой готики французского стиля. Он возведен в 1348-1365 г. и предназначался для хранения императорских коронационных драгоценностей и святых мощей. Станковая живопись черпала свое содержание из Библии, житий святых. Особенно развился Марианский культ. Мастер Теодорих создал 130 изображений святых для часовни Св. Креста на Карлштейне. Его произведения - вершина позднеготического искусства. В Южной Чехии работал анонимный творец Тржебоньского алтаря, также создавший шедевр готического искусства. Еще один крупный центр находился в Моравии. В Праге развивалось искусство миниатюрной иллюминации, т.е. украшения рукописей. Оно культивировалось в монастырских и капитульных скрипториях. Украшались в основном Библия и некоторые книги для интимного чтения: молитвенники, часовники, духовные сборники назидательного характера. При этом начинается переход к реалистической манере изображения фигур, индивидуализации форм тела, пропорций. Чехия стала центром культурной жизни Европы. Но ценности создавались преимущественно в сфере церковной жизни. Особенностью чешского культурного развития была тесная связь с французской и итальянской культурой. Успехи культуры этой эпохи объясняются не только особенностями личности Карла IV, но и наличием высокообразованных его советников, политических и культурных деятелей и меценатов, объединенных международными контактами с центрами европейской культуры. Вокруг таких людей возникали группы и братства ученых, литераторов, художников.
1. Чешская культура в эпоху Средневековья. Культура в Чехии Послебелогорский период Первый из двух слоев чешской культуры был представлен народной песней, устной и письменной чешской словесностью, народным театром. Формы этого слоя примитивны, в нем нет произведений непреходящего значения. Второй слой - наднациональный, создававшийся умственной и художественной элитой всех входивших в государство народов. Такая культура обладает определенной идеологической направленностью, официальным характером и способностью воздействия на культуру народную. Именно наднациональная культура создала в Чехии ценности общечеловеческого значения. Это - храмы и дворцы, мосты и гидротехнические сооружения, планировка городов и методы их застройки, парковая культура, живопись и т.д. Образовательная функция этой культуры сохраняется до нашего времени, идеологическая же функция отошла на задний план. Развивавшаяся в Чехии официальная культура не может считаться чешской. Чешский язык не использовался ни в литературном творчестве, ни в науке, где преобладал латинский. Люди искусства редко были представлены лицами чешской национальности, это - выходцы из многих стран Европы; чешская же интеллигенция эмигрировала или была истреблена. В послебелогорский период основным типом средней школы стали в Чехии иезуитские гимназии, хорошо организованные и материально обеспеченные. Были и школы других орденов, например, пиаристов. Иезуиты овладели также Пражским и Оломоуцким университетами. В 1654г. Пражский университет, официально объединенный с Клементинской коллегией иезуитов, стал именоваться Карло-Фердинандовым. Профессорами философского и теологического факультетов были только иезуиты. Духу контрреформационного католицизма были подчинены также юридический и медицинский факультеты. Господствовала схоластика, естественные науки сильно отставали по уровню преподавания от лучших примеров в Европе. В Европе XVII-XVIII вв. особенно больших успехов достигла физика. Широко использовался экспериментальный метод, прогрессировала механика, влиявшая на другие области физики и вообще на естественные науки. Наступил век великих открытий Галилея, Торичелли, Паскаля, Ньютона. Была полностью опровергнута аристотелевско-птолемеевская геоцентрическая система строения вселенной, утвердился гелиоцентрический принцип. Это стало основой материалистического мировоззрения. В Пражском же университете продолжала господствовать геоцентрическая система, основой физики оставалось учение Аристотеля.
Томаш Пешина из Чехорода
Живопись В области живописи выдающимся мастером был Карел Шкрета-Шотновский (1610-1674), творчество которого делится на духовное и светское. Он создал многочисленные алтарные композиции и картины на библейские сюжеты, выполненные по заказам иезуитов, протекцией которых художник пользовался до конца жизни. Светская живопись Шкреты - почти исключительно портреты, отличающиеся большой реалистичностью. Музыкальная культура
Наука в Чехии в период Просвещения Гелазий Добнер Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения Йозеф Добровский (1753-1829)
Поможем в написании учебной работы
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также:
|