Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты и субъекты смежных прав в рекламной деятельности




Авторские договоры в рекламной деятельности

Права авторов и их защита в сфере рекламы.

Объекты и субъекты авторского права в рекламной деятельности.

Введение

ПЛАН И ТЕКСТ

МОСКВА 2013

ЛЕКЦИЯ

на тему «АВТОРСКОЕ ПРАВО В РЕКЛАМЕ»

 

Автор: заведующий кафедрой, кандидат военных наук, доцент Сингилевич Д.А

 

лекции «Авторское право в рекламе»

Дата проведения: ______ ___________ 2013 г.

Лекционный поток (учебные группы): ______________________________

Место: аудитория _____ (класс ______)

Время: 90 мин.

 

Учебные и воспитательные цели:

Сформировать у студентов представления о требованиях законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

Сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых понятиях, содержащихся в ЗДА об авторских договорах в рекламной деятельности.

Стимулировать активную познавательную деятельность студентов и способствовать формированию у них творческого мышления.

Учебные вопросы и распределение времени:

Вступление: Требования законодательства об авторском праве и смежных правах. Тестовый контроль - 10 мин.

 

Основная часть:

1. Объекты и субъекты авторского права в рекламной деятельности. Права авторов и их защита в сфере рекламы. Авторские договоры в рекламной деятельности - 15 мин.

2. Объекты и субъекты смежных прав в рекламной деятельности. Права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания – 45 мин.

3. Международная охрана авторских прав - 15 мин.

Заключение: задание на самостоятельную работу, рекомендуемая литератураи порядок работы с ней - 5 мин.

Материальное обеспечение:

1. Текст лекции и раздаточные материалы по ее содержанию.

 

 

Помимо рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей к общественным отношениям, связан­ным с рекламной деятельностью, могут оказаться причастными и другие лица, результаты творчества которых привлекаются к рекламе. Вопрос о них не возникает, когда все, что включено в рекламу и сопровождает ее, сделано самими участниками рек­ламных отношений. Созданный усилиями участников реклам­ных отношений продукт в виде рекламы может, как сказано в ст. 4 Федерального закона «О рекламе», полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские и смежные права подлежат защите в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации. Все вопросы, касающиеся защиты интеллектуальной собственности прописаны в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства

Реклама - это информация. Она может представляться в форме следующих объектов авторского права, прямо указанных в Законе об авторском праве, или содержать их:

- литературных произведений (оригинальные рекламные сообщения, касающиеся физического или юридического лица, товаров, идей, начинаний, выраженные письменно или устно);

- музыкальных произведений;

- аудиовизуальных произведений (например, рекламные видеоролики);

- произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксов и других произведений изобразительного искусства (например, наружная реклама);

- фотографий (например, фотографии товара в печатных рекламных изданиях);

- других произведений, перечень которых не закрыт.

Следует отметить, что не являются объектом авторского права сообщения, имеющие информационный характер. Поэтому, если рекламное сообщение не выражено в оригинальной форме, а лишь сообщает о достоинствах товара, то оно не охраняется авторским правом.

субъекты авторского права – авторы (соавторы) и правообладатели

 

Авторское право состоит в совокупности исключительных прав личного неимущественного характера и имущественных прав. Оно распространяется как на произведение в целом, так и на его часть, которая отвечает всем предъявляемым Гражданским кодексом РФ (часть IV) требованиям и может использоваться самостоятельно.

Личные неимущественные права принадлежат автору (физическому лицу, творчеством которого создано произведение). Они неотчуждаемы и заключаются в праве считаться автором, праве на имя, праве на обнародование, праве на защиту произведения от посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Имущественные права заключаются в исключительном праве на использование произведения в любой форме и любым способом. Таким образом, никто не может использовать рекламное произведение или его часть, будь то рекламный ролик, фотография, рисунок, образ или какой-либо иной объект, без разрешения правообладателя.

Правообладателем может являться автор, его работодатель, иной правопреемник на основании Гражданского кодекса (например, наследники) или договора. Обычно правообладателем в отношении рекламного произведения является рекламодатель. Однако для того, чтобы он обладал имущественными правами и был правообладателем, необходимо, чтобы автор был его работником с соответствующими служебными обязанностями либо с автором (рекламопроизводителем) был заключен авторский договор. Следует отметить, что авторами аудиовизуального произведения (например, видеоролика) являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения, специально созданного для этого произведения. Нередки случаи, когда рекламодатель не может защитить свои права в силу того, что не урегулировал свои отношения с автором(ами) или рекламопроизводителями при создании рекламы.

Выделяют договоры на создание рекламы и договоры на распространение рекламы. К первым относят договор подряда на выполнение рекламы и авторский договор заказа в зависимости от того, является ли выполненный рекламный продукт результатом творческой деятельности рекламопроизводителя, либо рекламодателя. При этом к договору подряда на выполнение рекламы применяются общие гражданско-правовые нормы о подряде. Что же касается авторского договора заказа, то основу составляют нормы законодательства об интеллектуальной собственности. В договоре должна предусматриваться обязанность рекламопроизводителя именно рекламный продукт. Многие отечественные рекламные фирмы в целях ослабления своей ответственности указывают в договорах, что они изготавливают не рекламу, а рекламную информацию, т.е. некий полуфабрикат, порядок использования которого определяет сам заказчик. Это одно из негативных следствий отсутствия законодательного регулирования данных отношений. К тому же необходимо в тексте договора предусматривать ответственность рекламопроизводителя перед третьими лицами в случае нарушения авторских прав последних. В части четвертой ГК РФ дается определение: по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

По договору на распространение рекламы исполнитель (рекламораспространитель) обязуется совершить в определенной сторонами форме и порядке действия по распространению соответствующих сведений о рекламируемом объекте или лице в целях привлечения интереса к этому объекту (лицу), а заказчик (рекламодатель) обязуется оплатить стоимость оказанных услуг. Условия договоров на распространение рекламы зависят от наименования услуги, способа выполнения, объема услуг. В настоящее время становиться необходимым правовое регулирование договора на оказание PR-услуг. PR становится неотъемлемой частью стратегии организаций по повышения ее конкурентоспособности. Грамотно проведенная PR кампания позволяет организации занять доминирующее положение на рынке. Тем не менее, в законодательстве РФ такого понятия нет, кроме того, некоторые PR-стратегии нарушают правовые нормы, но, тем не менее, широко применяются, т.к. нет ответственности.

Поскольку использование организацией PR-технологий позволяет занять доминирующее положение, но PR-методы не защищаются законодательством об авторских и смежных правах, то для защиты необходимо использовать правовые нормы о коммерческой тайне.

Таким образом, в договорах на оказание услуг по рекламе и с ней связанных очень важно устанавливать ответственность рекламопроизводителя или рекламораспространителя как перед самим рекламодателем, так и третьими лицами, например, за нарушение положений авторского права. При этом также необходимо учитывать, что рекламораспространитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по общим правилам гражданского законодательства, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

В четвертой части ГК предусмотрено изменение сложившейся договорной практики, а именно:

распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав, благодаря которому исключительные авторские права могут быть навсегда в полном объеме изъяты у автора;

если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным;

несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально указано в ГК РФ, повлечет признание договора недействительным, за исключением случаев, когда сам Кодекс допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы;

при нарушении условий о выплате вознаграждения за предоставление прав на использование произведения правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от такого договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

закрепляется право автора требовать исполнения обязательства по использованию произведения, что возможно в случаях, во-первых, специально предусмотренных договором, а во-вторых, также в случае заключения издательского лицензионного договора.

Смежные права регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Объектами смежных прав являются исполнительская деятельность артистов; фонограммы; передачи организаций эфирного вещания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.