Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурализм

Неофрейдизм

Идеи одного из представителей социологии классического периода Зигмунда Фрейда (1865 – 1939) оказали значительное влияние на современное направление в социологии – неофрейдизм.

Основное внимание неофрейдисты: К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм акцентируют на анализе личности в обществе, её социокультурных компонентах.

К. Хорни, например считала, что неврозы у личности порождаются культурными условиями, в которых личность живёт. Жизненные условия в каждой культуре вызывают у человека некоторые страхи, порождаемые внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (враждебность, несправедливость, зависимость), культурными традициями (табу, запреты, обычаи). Эти страхи навязываются каждому индивиду. Цель терапии – проработать последствия тревожности пациента в культуре с тем, чтобы путём изменения и улучшения его отношения к себе и другим людям, он мог осознать свои истинные чувства и желания.

Э. Фромм при исследовании личности значительное внимание уделял этическим вопросам. Он считал, что ошибкой классического психоанализа является в том, что Фрейд пытался сделать психологию «естественной» наукой, оторвав её от проблем философии и этики. Он считал, что причиной неврозов является «моральный конфликт». Успех психотерапии зависит от осознания личностью своей моральной проблемы и её разрешения.

 

Структурализм появился вследствие перенесения подходов и методов структурной лингвистики на другие отрасли знания, в том числе социологию. Основателем структурной лингвистики и, таким образом, структурализма является швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр (1857-1913).

Структурализм исследует различные стороны общественной жизни (язык, мораль, право, искусство, литература) как целостные структуры или знаковые системы, элементы которых связаны друг с другом в соответствии с правилами семиотики, поэтому данная теория значительное внимание уделяет анализу языка как явления культуры.

Семио́тика, или семиоло́гия») — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Для семиотического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем: 1) синтактика посвящена изучению синтаксиса знаковых систем, т.е. структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем; 2) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла – основной ее предмет представляют интерпретации знаков и знакосочетаний; 3) прагматика изучает отношение между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения. Одна из важнейших проблем семиотики состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования взаимосводимы.

Самыми главными для структурализма являются утверждения о том, что:

ñ социальные и культурные явления не имеют субстанциальной природы, а определяются своей внутренней структурой (отношениями между их частями, соотношением между знаками) и своими отношениями с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах.

ñ эти системы суть системы знаков, так что социальные и культурные явления – это не просто объекты и явления, но объекты и явления, наделенные значением.

Слово имеет практический смысл лишь в предложении — т. е. в соотнесении с другими лингвистическими знаками, в зависимости от предложения слово может принимать различное значение; само высказывание может по разному восприниматься в различных ситуациях и контекстах — т. е. в соотнесении с иными символическими системами — моралью, правом и т.д.

Для структурализма в общем виде характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Структурный анализ должен быть направлен на создание модели рассматриваемого явления – системы правил, задающих возможные комбинации и конфигурации и демонстрирующих отношение ненаблюдаемого к наблюдаемому. Так как структурализм объясняет значение, ссылаясь на системы, не осознаваемые субъектом, из этого следует, что он трактует сознательные решения как скорее следствия, нежели причины. Например, субъект рассматривается не сам по себе, а как продукт социальной и культурной систем во всем их многообразии.

Ведущими принципами структурного анализа социальных явлений служат законы структурной лингвистики. Поэтому важнейшей из знаковых систем, согласно структурализму, является язык.

Язык рассматривается структуралистами как основная сфера проявления социальности, как показатель коллективного воображения, восприятия, сознания, эстетических установок, бытового поведения. Вводятся понятия "языка" визуальных образов, мифов, знаков, материального производства. Язык как обмен информацией является, согласно С. самым ранним и основополагающим фактором становления общества, включая природный союз человеческих существ в символический мир культуры.

Видным представителем структурализма является французский учёный Ролан Барт (1915-1980). Одной из наиболее значительных его работ является исследование массовой культуры «Мифологии», где он проанализировал знаковые системы различных элементов действительности, таких как мода, автомобили, стриптиз, моющие средства, игрушки и т. д. Эти явления он рассмотрел как «общие представления», знаковые системы, функция которых - «мистификация», искажение настоящей природы современного капиталистического общества. На первом уровне французское вино — это всего лишь хорошее вино. Однако как знак вино имеет ещё и иное, производное, значение, поэтому вино есть не только одним из многочисленных напитков, но и знаком высокого уровня жизни во Франции (Барт описывал французское общество 50-х годов), символом престижа; совместное употребление вина превращается в некое подобие ритуала, формирующее чувство социальной солидарности на основе отделения своего социального круга от менее зажиточных слоёв населения. Таким образом, на втором уровне объект или явление утрачивает первоначальное значение, превращается в миф, подменяющий реальность, имеющий собственное значение, при этом воспринимаемый как нечто абсолютно естественное, обычное и повседневное. Всё современное общество, согласно Барту, оказывается пропитанным подобными мифами, созданными массовой культурой. Человек оказывается не самостоятельным активным деятелем, а субъектом существующим и производящим практики в рамках подобных структур.

Существенный вклад в развитие структуралистского подхода внес французский мыслитель Мишель Фуко (1926-1984), посвятивший многие свои работы исследованию систем мышления. Основное внимание автор уделяет рассмотрению так называемых эпистем - исторически изменяющихся структур, которые определяют условия способности мнений, теорий либо даже наук в каждый исторический период. Иными словами, эпистема - структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе.

Фуко выделяет в европейской культуре нового времени три «эпистемы»: 1) ренессансную − XVI век; 2) классическую − рационализм XVII − XVIII веков; 3) современную − с конца XVIII − начала XIX веков и по настоящее время.

1. Ренессансная (XVI век) — эпистема сходства и подобия, когда язык ещё не стал независимой системой знаков. Он словно бы рассеян среди природных вещей. Он смешивается и переплетается с ними.

2. Классическая (XVII—XVIII века) — эпистема представления. Язык превращается в автономную систему знаков и почти совпадает с самим мышлением и знанием. в этой связи именно всеобщая грамматика языка даёт ключ к пониманию не только других наук, но и культуры в целом.

3. Современная (с начала XIX века) — эпистема систем и организаций. Возникают новые науки, не имеющие ничего общего с ранее существовавшими. Язык оказывается обычным объектом познания. Он превращается в строгую систему формальных элементов, замыкается на самом себе, развёртывая уже свою собственную историю, становясь вместилищем традиций и склада мышления.

С понятием эпистема тесно связан термин дискурс, под которым понимается сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Иными словами, под дискурсом понимается характерное речевое выражение идей о том или ином объекте действительности, свойственное той или иной эпистеме (эпохе), формирующих представления о том или ином объекте или явлении окружающего мира. Так, очевидно, что дискурс в отношении веры в Бога в XVI веке очень сильно отличались от современности; соответственно, речевые практики в отношении религии сформировали иное видение указанного явления действительности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Символический интеракционизм | Социологическая феноменология А. Шюца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.