КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия эколого - правовой ответственности
О правонарушении можно говорить только тогда, когда налицо его состав, т.е. имеются все элементы, из которых оно складывается: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона и субъект. Далее будет рассмотрена специфика правонарушения, совершенного в области природопользования и охраны окружающей среды, которая позволяет определить его как экологическое правонарушение. Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. Исходя из смысла Закона об охране окружающей среды, объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по рациональному использованию, сохранению благоприятной для человека природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. Хотя более правильным было бы определить объект экологического правонарушения как общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятельности человека и общества во взаимосвязи со средой обитания. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов: - противоправности деяния, причинения вреда; - наступления реальной угрозы его причинения; - существования причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понятие «вред окружающей среде» трактуется как «негативное изменение ОС в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов». Причинение окружающей среде вреда вызывает негативные экономические и экологические последствия, поэтому экологическое право выделяет вред экономический и вред экологический.
Вред экономический - причиняется экономическим интересам природопользователя. Вред экологический - любое ухудшение состояния природной среды, выражающееся в разрыве естественных связей в природе, которое нарушает интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной ОС. Он проявляется в нерациональном использовании природных объектов либо их загрязнении, истощении, повреждении вплоть до уничтожения. Юридические и физические лица, причинившие вред ОС, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующими таксами и методиками исчисления размера вреда ОС, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ОС, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 77 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»). Компенсация вреда ОС осуществляется добровольно или по решению суда. Иски о компенсации вреда ОС, причиненного нарушением законодательства в области охраны ОС, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан (точнее - та часть ущерба, которая оценивается в деньгах), вследствие негативного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 79 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС»). Понятие «юридическая ответственность» трактуется в правовой литературе неоднозначно. Однако во всех случаях юридическая ответственность это специфическая обязанность претерпевания нарушителем лишений личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Экологическим законодательством установлено следующие виды правонарушений:
1) для должностных лиц и граждан: - дисциплинарную; - административную; - гражданско-правовую (материальную); - уголовную ответственность 2) для предприятий, учреждений, организаций: - административную; - гражданско-правовую ответственность. Административная ответственность выражается в применении уполномоченным органом государства мер административного взыскания. В соответствии с гл. 8 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.01 № 195-ФЗ в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы: - на граждан – 1 - 25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ; - на должностных лиц – 3 - 200-кратный размер МРОТ; - на юридических лиц – 30 - 3000-кратный размер МРОТ. Лица, допустившие нарушения природоохранного законодательства, могут быть привлечены к административной ответственности государственными инспекторами в области охраны ОС. Уголовная ответственность наступает в аналогичных случаях (при схожих обстоятельствах), что и административная, различие состоит в степени тяжести последствий - при менее серьезных последствиях предусматривается ответственность за административное правонарушение (проступок), а при больших — ответственность за уголовное преступление. Кроме того, уголовная ответственность наступает только при наличии общественно опасных последствий, оговоренных действующим Уголовным кодексом, тогда как одним из предварительных условий привлечения к административной ответственности является отсутствие в совершенном правонарушении признаков преступления. Уголовный кодекс (УК) РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ (в редакции от 7.05.98 до 29.12.01) предусматривает 16 составов экологических преступлений, сформулированных в гл. 26. Отдельно оговорен такой состав экологических преступлений, как экоцид - «массовое уничтожение растительности или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу» (ст. 358 УК РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ). Наказание за экологические преступления по Российскому законодательству установлено в виде:
- наложения штрафа; - исправительных работ на срок до трех лет; - ограничения свободы на срок до трех лет; - лишения свободы на срок до пяти лет. Однако за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, повлекшее по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей, а также за уничтожение или повреждение лесов путем поджога или в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами и сбросами, предусмотрены более строгие наказания в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет. Кроме того, за совершение экоцида предусмотрено наказание в виде лишения свободы 12—20 лет. Дисциплинарная ответственность. Должностные лица и работники организаций, виновные в совершении экологических правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за нарушение экологического законодательства, приведшее к негативному воздействию на ОС. Имущественная ответственность. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч. 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ, ч. 2 от 26.01.96) имущественная ответственность заключается в обязанности возмещения вреда, причиненного имуществу граждан либо физических лиц. Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» предусматривает требование возмещения в полном объеме вреда имуществу, причиненного негативным воздействием окружающей среды, вследствие хозяйственной или иной деятельности. Особенностью имущественной ответственности является то, что она направлена на компенсацию причиненных потерпевшему убытков за счет правонарушителя. В соответствии с трудовым законодательством РФ должностные лица и иные работники, в результате действия или бездействия которых организация (работодатель) понесла расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного экологическим правонарушением, привлекаются к материальной ответственности. В соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой вред, а неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Также материальная ответственность работника исключается при возникновении ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны.
Оглавление Законодательство в области охраны окружающей среды.. 1 Введение. 1 Экологическое законодательство, как основа правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды 2 Экологическое право. 2 Правовое регулирование. 4 История возникновения и развития экологического права. 5 Формирование экологических общественных отношений в России в 1917—1968 гг. 6 Правовое регулирование экологических общественных отношений в 1969-1988 г.г. 7 Правовое регулирование экологических общественных отношений на современном этапе. 7 Понятие источников экологического права. 8 Система источников экологического права. 9 Закон об охране окружающей среды.. 10 Глава 1 Общие положения. 10 Глава 2 Основы управления в области охраны окружающей среды.. 12 Глава 3 Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды 13 Глава 4 Экономическое регулирование в области охраны окружающей. 13 Глава 5 Нормирование в области охраны окружающей. 13 Глава 6 Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. 14 Глава 7 Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности 14 Подзаконные акты. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты 15 Государственные стандарты системы «Охраны природы». 17 Паспортизация предприятий в области охраны окружающей среды.. 17 Компетенция государственных органов власти и самоуправления в области экологопользования и охраны окружающей среды 18 Министерство природных ресурсов Российской Федерации. 19 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России) 20 Международная правовая охрана окружающей среды.. 21 Объекты международного экологического права. 21 Принципы международного сотрудничества. 22 Важнейшие источники международного экологического права. 23 Международные организации. 23 Неправительственные международные организации. 24 Система управления окружающей средой по ИСО серии 14000. 27 Организация и контроль за охраной окружающей среды и природопользованием.. 29 Кадастры природных ресурсов. 31 Нормирование в области охраны окружающей среды.. 32 Экологическая экспертиза. 34 Организационно – правовое обеспечение охраны окружающей среды. 38 Экологический аудит. 39 Экологическая сертификация. 40 Лицензирование экологически значимой деятельности. 41 Экологическое страхование. 41
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |