Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние проблемы информационной безопасности в странах Евросоюза


Широкое обсуждение, в том числе и в открытых изданиях, проблемы разработки информационного оружия в США может создать впечатление, что другие экономически развитые страны стоят в стороне от этой проблемы. Вместе с тем, например, в Японии к 2015 году планируется сформировать национальную информационную инфраструктуру более высокого, чем американская, технологического уровня. Эта инфра­структура будет интегрирована в мировую информационную структуру и сможет составить технологическую базу применения Японией информационного оружия [4].

Европейские специалисты в области информационных систем, безопасности и стратегического планирования активно обсуждают проблемы, возникающие перед странами Европейского союза в усло­виях возможности применения информационного оружия, т. е. средств направленного воздействия на информационные ресурсы вероятного противника в военное и мирное время.

Эксперты особо выделяют такую особенность использования информационного оружия, как скрытность. Его применение в мирное время при отсутствии силового противостояния считается одной из главных угроз, поскольку позволяет незаметно для «противника» не только взять под контроль его информационные ресурсы, но и про­извольно манипулировать связанными с ними сферами государства, особенно экономической сферой. Учитывая растущую зависимость управленческих решений на высшем уровне от обеспечивающего их информационного потока, возможность полной дезорганизации экономики и финансов, по мнению ряда западных ученых, делает информационное оружие одним из наиболее эффективных и, вероятно, наиболее распространенных уже к концу нынешнего века.

В настоящее время реализуются на практике планы организацион­ного и технического обеспечения национальной информационной безопасности, создаются подразделения, предназначенные для отра­жения «информационной агрессии». Правительства берут на себя роль координатора межведомственных усилий в этой сфере. Разработка методов и средств обеспечения информационной безо­пасности ведется на Западе по следующим основным направлениям: выявление угрозы нападения, нейтрализация нападения, защита и вос­становление собственных систем.

Кроме изучения технических аспектов информационной безопас­ности, на Западе активизировалась работа по оценке влияния инфор­мации на личность и общество. При этом делается упор на определе­ние методов и средств оказания «информационного противодействия», каналов воздействия на человека, влияния той или иной информации на боеспособность ВС, исследование взаимоотношений СМИ и обще­ственного мнения.

Эксперты ведущих западных стран пришли к выводу, что в связи с возрастанием значимости информационного фактора для принятия решений на правительственном, военном и промышленном уровнях необходима диверсификация источников получения данных, а также механизмов их обработки и способов доведения до потребителей. Подчеркивается важность наличия национальных информационных агентств с независимой сетью корреспондентов, что позволит выяв­лять дезинформацию, способную оказывать влияние на принятие го­сударственных решений. Выдвигаются идеи создания баз данных по источникам информации (научные учреждения, СМИ, частные ли­ца) для получения достоверных и оперативных сведений в кризисных ситуациях.

Сейчас на Западе организуются закрытые межведомственные ин­формационные инфраструктуры, призванные обеспечить защищенную связь. Такие системы строятся на выделенных каналах связи и не име­ют выхода на глобальные сети, поскольку, как утверждается, именно от гражданских коммуникаций исходит основная угроза безопасности.

До последнего времени значение уязвимости единой объединен­ной инфраструктуры Европейского союза недооценивалось. Основны­ми причинами явились преобладающее внимание к общеевропейским интеграционным процессам и общее ослабление силового противо­стояния на континенте.

Однако за политической интеграцией последовало фактическое объединение в сфере информационных ресурсов, приводящее к фор­мированию единого информационного пространства, что в свою оче­редь привело к зависимости отдельных государств от информацион­ных потоков, охватывающих общество. Таким образом, воздействие на эти потоки с целью порчи, искажения находящейся в них информа­ции, а также вывода из строя информационных инфраструктур пере­растает в Европе из национальной проблемы в международную. В качестве примера можно привести ряд реализуемых проектов сбора и анализа информации о разных сферах в масштабах объединен­ной Европы. Зарубежные аналитики отмечают, что стремление ликви­дировать границы во всех областях приводит к снижению внимания к вопросам защиты информационных ресурсов от предумышленного воздействия со стороны с целью манипулирования информацией или нарушения работоспособности. Также отмечаются трудности, возни­кающие при попытках идентификации такого воздействия, которое может быть как случайным, так и направленным вмешательством раз­личных террористических организаций и спецслужб иностранных го­сударств. Американские эксперты заостряют внимание на том, что в реальной коммерческой практике выгоднее не утаивать, а активно распространять и внедрять свои технологии.

Ряд аналитиков, указывая на значительные расходы США по обеспечению своей информационной безопасности, отмечают устойчивое стремление создать впечатление открытости информационных сетей общего пользования и отсутствия контроля над ними. Лидерство в сфере передовых разработок позволяет Соединенным Штатам устанавливать стандарты в области систем связи и обработки данных и таким образом формировать зависимость иностранных государств от американских программных и аппаратных средств. Тем самым подавляются стимулы к организации другими государствами аналогичных конкурентоспособных разработок. Поэтому попытки США превратить свои национальные стандарты защиты информации в между­народные вызывают неоднозначную реакцию. По мнению европейских специали­стов, это создает американским фирмам-производителям средств защиты информации благоприятные условия для захвата европейского рынка, потенциально расширяет возможности контроля за защищаемой информацией и дает преимущества американским разведывательным службам.

Соединенным Штатам, провозгласившим в качестве одной из стратегических инициатив образование «информационной супермагистрали», приходится призывать своих западноевропейских партнеров сделать их рынки телекоммуникаций открытыми для конкуренции из­вне. Политика, проводимая ведущими промышленно развитыми евро­пейскими государствами, до последнего времени всячески препятствовала проникновению иностранных связных компаний на собственный рынок, осознавая «чувствительность» этого сектора экономики к проблеме обеспечения национальной безопасности. Однако при подготовке к подписанию глобального телекоммуникационного пакта (февраль 1997 г.) в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Франция, Бельгия, Испания и Португалия согласились отменить все еще существующие внутренние ограничения на допуск иностранного капитала в область национальных телекоммуникаций в обмен на встречные уступки США в вопросе о прокладке подводных кабелей связи.

С учетом изложенного приобретает популярность идея создания системы коллективного контроля и обеспечения информационной безопасности. К трудностям в ее реализации эксперты относят:

  • неоднородность развития инфраструктур в разных странах;
  • различие подходов и законодательств;
  • трудности в технической реализации;
  • отсутствие единых стандартов.


Европейским союзом было принято решение по скорейшему соз­данию единой трансевропейской сети информационной связи, вследствие чего утверждена программа INFO2000, реализуется ряд проектов по внедрению новых информационных технологий в административный сектор - IDA, EPHOS, APPLICAZIONI TELEMATICHE и другие.

На рассмотрение Комиссии европейских сообществ представлена программа по преодолению языковых различий в единых информационных системах. В ближайший период планируется ряд мероприятий по решению вопросов безопасного обмена информацией в сетях и внедрению единого стандарта для объединения локальных сетей различных стран и регионов.

Изменения, происходящие в европейской информационной инфраструктуре, потребовали серьезных поправок законодательных и регулирующих актов. В этой связи 11 марта 1996 г. Европейским союзом принята совместная Директива о юридической защите баз данных (Приложение 4). Рост информационного рынка означает возможность обращения к национальным базам данных пользователей других стран, что требует приведения в соответствие внутригосударственных актов и принятия общего законодательства о защите авторских прав. Новая директива обеспечит согласование национальных и общеев­ропейских правил по защите авторских прав для баз данных (БД), представ­ленных в электронной и неэлектронной формах, без ущерба для автор­ских работ, входящих в эти БД [4].

В этой связи 21 марта 1996 г. в Брюсселе прошел совет на уровне министров, ответственных за развитие телекоммуникаций в европей­ских странах, на котором были достигнуты политические согласия по новой директиве о взаимодействии в этой области. Директива затро­нула проблему организации универсальных услуг и взаимосвязи на основе применения принципов открытой сети (Open network provision - ONP). Совет также принял решение по основным направлениям развития трансевропейских телекоммуникационных сетей, установил процедуру отбора проектов.

В Брюсселе обсуждались поправки к юридическим актам ONP Frame Work и Leased Lines Directives. Рассматривались предложения Комиссии европейских сообществ по координации подходов стран к введению единых требований к персональной спутниковой связи (S-PCS) с целью избегания проблем несовместимости и отсутствия законодательных актов, особенно в тех случаях, когда услуги спутниковой связи будут предоставляться всем странам на территории Европы.

Большинство стран, не обладающих мощными инфор­мационными ресурсами, склоняются к созданию международной дого­ворно-правовой базы обеспечения безопасности в глобальном масшта­бе и налаживанию взаимодействия в указанной сфере. Европейцы уже приступили к изучению вопроса о принятии нормативных документов по информационной безопасности в рамках ЮНЕСКО. По их мнению, это позволит придать контролю за глобальными сетями многополюс­ный характер, уменьшив тем самым влияние США в данной сфере.

Некоторые европейские государства рассчитывают на более тесное взаимодействие в рамках НАТО и Евросоюза при выявлении рисков внедрения новых технологий, разработке критериев, методов и испы­тательных средств для оценки защищенности национальных коммуни­кационных систем, выдаче разрешений на внедрение информационных систем в важные объекты и осуществлении специальных мер безопас­ности в правительственных и военных структурах.

Основываясь на оценках специалистов в области стратегических исследований, необходимо обратить внимание, во-первых, на особую угрозу использования информационного оружия с целью взятия под контроль информационной инфраструктуры государства, а во-вторых, в связи с опасностью упомянутой угрозы, актуальность приобретает разработка международных соглашений по информационной безо­пасности и кодекса поведения в международном информационном пространстве.


Системы защиты информации в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии


В Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее Великобритания) государственную систему обеспечения информационной безопасности строят, исходя из понимания информационной войны как действий, оказывающих влияние на информационные системы противника, при одновременной защите собственных систем

 

 

-- Организация доступа к документам государственных органов в Великобритании.

Основные критерии ограничения доступа к документам государственных органов, связанные с защитой информации.

В Великобритании в ходе исторического развития высших органов государственной власти сложилась традиция строгого соблюдения секретности и закрытого характера их деятельности.

 

К высшим органам власти относятся правительство, кабинет внутри правительства, Королевский тайный совет и парламент.

 

Особенность государственного управления: кабинет действует внутри правительства. Кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране, занимается внешней политикой страны.

 

Тайный совет - совещательный орган при британском монархе, консультирует монарха по поводу деятельности парламента.

 

Требование соблюдения тайны в деятельности совета определялось регламентом действия совета от 1426 года (все советники приносят присягу о сохранении ГТ, и все вопросы относятся к защищаемым).

 

Парламент разделился на 2 палаты в 14 веке, и с этого времени было определено, что содержание выступлений в парламенте - ГТ (т.е. закрыты и защищаемы). К концу 18 века стали печататься краткие отчёты о заседаниях парламента без предварительного разрешения палат. Полная публикация отчёта всех дебатов разрешается только с разрешения палат.

 

Закон о государственных документах 1967 года запрещает ознакомление общественности с информацией документов кабинета в течение 30 лет.

 

В 1967 году в Англии принят ещё один закон - "о парламентском уполномоченном по делам администрации". Деятельность уполномоченного связана с организацией доступа к документам государственных органов. Уполномоченный ежегодно представляет доклады парламенту о своей деятельности, который носит общий характер. В целях защиты информации в докладах не содержатся персональные данные и информация, которая позволяет идентифицировать дело. Из сферы компетенции парламентского уполномоченного полностью исключены разведка, полиция, коммерческо-договорные отношения и персональная информация военных служащих и гражданских.

 

Допускается возможность запрета министерством публикации информации о результате расследования парламентского уполномоченного в тех случаях, в которых требуется защита государственной информации и защита общественных интересов. Ограничен прямой доступ к уполномоченному, минуя парламентарий. Функции уполномоченного не всегда известны общественности.

 

С 1994 года - после принятия "практического кодекса доступа к правительственной информации" - парламентский уполномоченный рассматривает обращения граждан, связанные с отказом в доступе к документам государственных органов. В сферу действия данного кодекса не включены службы безопасности и разведки.

 

В Великобритании отсутствует спецзакон, предоставляющий общее право доступа к информации госорганов.

 

В 1999 опубликован проект закона "о свободе информации", расширяющий права граждан на доступ к официальной информации государственных органов. Кроме следующих случаев, когда информация касается:

-- Обороны.

-- Внешних связей.

-- Законодательной деятельности систем безопасности и разведки.

-- Судебных процессов.

-- Конфиденциальной информации государственных органов.

-- Неприкосновенности частной жизни.

-- Информации, предоставляемой государственному органу в конфиденциальном порядке 3-ей стороной.

-- Вопросов, по которым не принято окончательного решения.

К такой информации доступ предоставляется в случае, если это оправдано общественными интересами.

 

Меры ответственности:

Любое лицо, препятствующее доступу к документам государственных органов, в соответствии с этим законом подлежит тюремному заключению на срок до 6 месяцев и денежному штрафу.

 

Правительство публикует:

-- Данные, которые являются значимыми в принятии важнейший политических решений.

-- Пояснительный материал к уже принятым решениям министерств и ведомств.

-- Информацию, раскрывающая деятельность государственных служб.

 

 

-- Состав и основные направления деятельности органов защиты информации в Великобритании.

В 1905 году создан Комитет имперской обороны.

В 1909 году он провёл реорганизацию спецслужб.

1 октября 1909 года в Иностранном департаменте комитета создано бюро секретных служб - прообраз службы внешней разведки (МИ-6).

 

В июне 1909 года создан Департамент внутренних дел - прообраз современной контрразведывательной службы (МИ-5).

 

В 1915 году в Великобритании впервые применены методы электронной разведки.

 

1 ноября 1919 была создана Правительственная криптографическая школа в структуре военно-морской разведки (Центр правительственной связи с 1946 года).

 

Разведывательные органы:

 

Секретная разведывательная служба МИ-6:

 

Включена в структуру МИД. Возглавляет генеральный директор, который одновременно является 1-ым заместителем министра иностранных дел. Подчинение заместителю министра иностранных дел формально, по существу подчиняется премьер-министру.

 

Задачи:

-- Внешняя разведка (политическая, военная, экономическая, научно-техническая).

-- Проведение активных мероприятий для оказанию выгодного для Великобритании влияния на внешнюю политику других стран.

 

В составе МИ-6 следующие директораты:

-- Административно-кадровый.

-- Постановки заданий и подготовки разведывательной продукции - получает заявки на разведывательные мероприятия от других спецслужб и готовит выходные данные разведки.

-- Региональных контроллёров - состоит из оперативных региональных отделов.

-- Внешней контрразведки и безопасности - обеспечивает безопасность работы британской разведки.

-- По снабжению оперативно-техническими средствами (директорат поддержки).

 

Кроме этого, предусматриваются группы советников по международным отношениям, по связям с МО и спецслужбами США и других стран.

 

Центр (штаб-квартира) правительственной связи:

Главная задача этой службы - радиотехническая разведка. Служба находится в структуре МИДа, но подчинение формальное.

 

Директораты:

-- Организационно-штатный.

-- Планирования радиоэлектронной разведки.

-- По радиоэлектронным операциям и разработке заданий.

-- По безопасности коммуникаций.

 

Функции:

-- Перехват сообщений иностранных, правительственных, коммерческих каналов связи, обработка этой информации и подготовка выходных документов разведки.

-- Обеспечение защиты важнейших каналов правительственной и ведомственной связи.

-- Обеспечение защиты правительственных и ведомственных АСОД (автоматизированных систем обработки данных), научная деятельность, изготовление радиоаппаратуры, шифровальной техники для военных и правительственных учреждений.

-- Оказание содействия в изготовлении и использовании криптографической аппаратуры крупным фирмам и компаниям.

 

Служба военной разведки Министерства обороны:

Основные задачи: сбор информации о военном потенциале, численности, боевой готовности вооружённых сил, наиболее важных правительственных объектов, военных расходов, военном производстве, обработка этой информации и разработка выходных документов.

 

В структуре следующие департаменты:

-- Военной разведки.

-- Научно-технической разведки.

-- Экономической разведки

-- Управления и поддержки.

-- Разведки тыла.

 

В МО функционируют 2 специализированных подразделения, занимающиеся обеспечением безопасности по контрактным работам.

 

Проверка сотрудников на предоставление допусков к секретным работам и документам осуществляет штаб разведки МО.

 

Каждый вид вооружённых сил имеет свою разведывательную службу.

 

Специальная воздушно-десантная служба:

Официально она входит в службу военной разведки и обычно проводит операции под руководством МИ-6. Эта служба осуществляет разработку персонала местных служб безопасности.

 

Контрразведывательное органы Великобритании:

 

Служба безопасности (МИ-5):

 

Эта служба находится в структуре МВД. Генеральный директор является одновременно первым заместителем министра внутренних дел.

 

Директораты:

-- Разведывательных ресурсов и операций (оперативно-технические мероприятия, наружное наблюдение, радиоперехват, установка подслушивающих устройств, негласное проникновение в помещения).

-- Административно-финансовый (безопасность сотрудников службы и помещений).

-- Охраны объектов (участвует в разработке мобилизационных планов и действий в чрезвычайных условиях).

-- По вопросам внутренней подрывной деятельности.

-- Контршпионажа (проверка сотрудников на предоставление права доступа к документам)

-- Вспомогательных служб.

 

Специальные подразделения безопасности при кабинете министров:

Включены в структуру комитета по безопасности правительственных учреждений.

 

Административно-кадровое управление:

Выполняет задания правительственных органов по вопросам усиления, совершенствования, развития систем государственной безопасности, контролируют исполнение правительственных директив в данной области и, в целом, действуют в тесном контакте в МИ-5.

 

Первый открытый закон Великобритании, касающийся деятельности спецслужб, именно о деятельности МИ-5 - закон "о службе безопасности" от 27 апреля 1989 года.

 

Служба безопасности департамента уголовного розыска:

Участие в системе контроля за соблюдением закона о государственной тайне, обеспечение безопасности членов королевской семьи, кабинета министров, а также обеспечение безопасности важных стратегических объектов (аэропорты).

 

Уведомительный комитет по обороне:

Состоит из представителей вооружённых сил и представителей СМИ. Задача: предупреждение появления в СМИ тем, сведений, которые могут принести ущерб госбезопасности.

 

 

-- Контроль и координация деятельности органов защиты информации в Великобритании.

В Британии функционирует объединённый комитет спецслужб. К его задачам относится контроль бюджета и установление приоритетных разведывательных заданий. От парламента контроль осуществляет парламентский комитет по разведке и безопасности. Он был создан в 1994 году в соответствии со вторым открытым законом, касающимся спецслужб. Задачи:

-- Надзор за разведывательным сообществом от парламента.

-- Контроль за использованием бюджетных средств.

-- Контроль за соблюдением законодательства.

-- Законодательные обязанности, связанные с государственной тайной и безопасностью.

 

Работа данного комитета обеспечивается сотрудниками аппарата комитета министров, из штата правительственного объединённого правительственного комитета. Парламентский комитет готовит для премьер-министра ежегодный отчёт о деятельности спецслужб, имеет право запрашивать в спецслужбах необходимую информацию.

 

Объединённый разведывательный комитет:

 

Задачи: Анализ разведывательной информации, поступающей от спецслужб и постановка перспективных задач разведывательным органам. Для решения этих задачи созданы следующие департаменты:

-- Текущих разведывательных оценок.

-- Группа органов, которая осуществляет поставку...

 

В состав объединённого комитета входят руководители 4 основных разведывательных служб, кроме того, координатор по вопросам разведки и безопасности. Возглавляет комитет заместитель министра иностранных дел. Координатор по вопросам разведки и безопасности осуществляет надзор за разведывательным сообществом Великобритании по линии правительства.

 

 

-- Особенности защиты государственной тайны в Великобритании.

Нормативные акты по вопросам защиты ЗИ содержатся в собрании законов Англии (11 том, 11 глава - преступление против правительства и общества, 4 раздел - государственная тайна и передача информации).

 

Защита ГТ осуществляется в соответствии с законами о государственной тайне:

1911 года, 1920 года, 1939 года, 1946-1950 годов, 1989 года.

 

Шпионаж - (1911) - разведывание "запрещённого места".

 

Запрещенное место - (1911, 1920) - оборонительное сооружение, предприятие, здание, другой объект, принадлежащий ВВС, военным, ВМФ.

 

Шпионаж - добывание, собирание сообщений с целью, угрожающей безопасности государства; документов или другой информации, относящейся к запрещённому месту; составление плана, модели запрещённого места, что может быть прямо или косвенно использовано неприятелем, включая возможного неприятеля. Такие преступления наказываются лишением свободы на срок до 14 лет.

 

Понятие измены сложилось в средние века и практически не изменялось - нарушение верности монарху. В судебном праве под изменой подразумевалось посягательство на интересы государства (короны). Впервые законодательно зафиксировано в законе 1351 года "об измене" (законы с таким же названием принимались в 1870 году, в 1940 году, 1945 году; они не вносили существенных изменений в понятие измены).

 

Состав преступления - лицо виновно, если оно начинает войну против монарха, примыкает к противникам, или оказывает им помощь или услуги. Иностранные лица не попадают по действие этого закона, если она принимают на себя обязательства верности монарху. До 1965 года назначалась высшая мер наказания, хотя не применялась в мирное время; с 1965 года по 1971 годы поэтапно отменялась; сейчас - пожизненное заключение.

 

Разглашение государственной тайны (передача информации):

 

-- Если какое-то лицо, имея в своём владении информацию, в силу служебного положения осуществил передачу этой информацию лицу, которое не уполномочено его получать.

-- Если лицо получило такую информацию в нарушение закона о государственной тайне.

-- Если такая информация была доверена этому лицу конфиденциально другим должностным лицом

-- лишение свободы не более 2 лет.

 

Закон о атомной энергии 1946, 1960 гг.:

 

К ГТ относится информация о методах и установках атомной техники. Разглашение карается лишением свободы до 5 лет.

 

Разглашение государственной тайны, касающееся секретных изобретений, в соответствии с законом "о патентах" 1977 года карается лишением свободы до 2 лет.

 

В Англии 3 степени секретных сведений, составляющие государственную тайну и, соответственно, 3 грифа: СС, С и "конфиденциально".

 

К СС сведениям в соответствии с законом 1994 года "О разведывательных службах" относятся сведения:

-- Раскрывающие источники и оперативные методы работы спецслужб.

-- Относящиеся к конкретным операциям спецслужб.

-- Представленные третьей стороной в конфиденциальном порядке

 

Закон "о ГТ" от 11 мая 1989 года включает следующие разделы:

-- Служба безопасности и разведки.

-- Оборона.

-- Международные отношения.

-- Уголовные и специальные следственные органы.

-- Информация, получаемая путём незаконного разглашения сведений (конфиденциальная информация).

-- Информация, засекреченная для других государств или международных организаций.

 

В законе указано, что к преступлениям относятся разглашение информации, которая фактически является секретом, а также информации, не имеющей грифов секретности, но разглашение которой может нанести ущерб безопасности государства.

 

Сотрудники и бывшие сотрудники службы безопасности и разведки несут ответственность за разглашение любой служебной информации, связанной с их работой.

 

Другие государственные служащие совершают преступление, если осуществляют незаконное разглашение информации из следующей области:

-- Государственная безопасность.

-- Разведывательная и контрразведывательная деятельность.

-- Оборона.

-- Международные отношения.

 

Лицо, которое обязано соблюдать требования секретности получает об этом письменное уведомление от представителя соответственного государственного органа, которой действует в течение 5 лет с момента получения. Затем новым уведомлением сообщается об отмене или продлении требований на следующие 5 лет.

 

 

-- Особенности защиты служебной тайны в Великобритании.

Требования по защите служебной тайны обозначены в "Статусе гражданской службы", в законе "О свободе информации" 1999 года, в "Практическом кодексе доступа правительственной информации" 1994 года.

 

Законами предусмотрен общий запрет на разглашение служебной информации. Определяется порядок защиты информации в процессе контроля государственных служащих частного сектора. Это запрет передачи конфиденциальной служебной информации, запрещение пользования льготами в процессе приобретения товаров и услугу частных предпринимателей, над которыми осуществляется контроль, запрещение в течение 5 лет после оставления государственной службы переходить на работу в организацию, над которой осуществлялся контроль.

 

Разглашение наказывается тюремным заключением на срок до 3 месяцев + штраф.

 

В соответствии с законом "О защите тайны корреспонденции" 1969 года к преступным деяниям относится нарушение отправителей в пересылке, вскрытие корреспонденции, раскрытие содержания телеграммы, если не входит в обязанности. Мера ответственности - тюремное заключение от 6 месяцев до 7 лет + штраф.

 

В соответствии с законом 1981 года "Об ответственности за неуважение к суду" вводится понятие журналистской тайны, т.е. судебные учреждения не вправе требовать от журналистов раскрытие источника опубликованной информации, если это не относится к с интересам национальной обороны. В качестве наказания за отказ выполнить решение суда штраф или лишение свободы до 2 лет.

 

Журналисты и общественные деятели по общему правилу не обязаны отвечать на вопросы по расследованию уголовных дел. Исключение составляют:

-- Дела по обвинению в шпионаже и разглашению государственной тайны.

-- Купле/продажа ценных бумаг лицам, которые имели доступ к закрытой информации.

-- Торговые операции, основанные на незаконном использовании конфиденциальной информации.

 

 

-- Особенности защиты коммерческой тайны в Великобритании.

Основу правового регулирования в данной области составляют:

-- Прецедентное право.

-- Закон "О доходах и налогах корпораций" 1970 года.

-- Закон "о патентах" 1978 года.

-- Закон "об организации торговой практики" 1977 года.

-- Закон "об ответственности за разглашение конфиденциальной информации" 1984 года.

 

Впервые в истории Великобритании термин "конфиденциальная информация" применительно к коммерческой тайне получил юридическое значение в судебном прецеденте 1948 года.

 

Термин "Ноу-хау" впервые получил применение в американской судебной практике в 1916 году.

 

В законе "о доходах и налогах корпораций" указано, что "ноу-хау" является любая производственная информация, а также технические приёмы непосредственно содействующие производству товаров и услуг (параграф 386).

Общий подход к "ноу-хау" - выражение навыков мастерства, производственного опыта специалистов в определённой сфере (секретной и несекретной).

 

Большинство судов Великобритании придерживаются следующего определения: информация финансовая или коммерческая, секретная или несекретная, предназначенная исключительно для промышленных и коммерческих целей и имеющая в отношении правовой охраны меньшее значение, чем изобретение или секретный процесс.

 

Коммерческая тайна (торговый секрет) определяется:

-- Это информация, обладающая абсолютной или относительной секретностью.

-- Владелец принимает действие по её сохранению в секрете.

-- Информация должна быть пригодна для промышленного или коммерческого применения.

-- Владелец должен быть заинтересован в соответствии правовой охране и иметь действительный экономический интерес.

 

В соответствии с законом 1984 года "об ответственности за разглашение конфиденциальной информации" обязательства по соблюдению секретности могут быть:

-- Включены в договоры, трудовые соглашения.

-- Могут составлять подразумеваемые условия трудового договора.

 

Впервые такое понятие в договорном праве Англии применено в 1863 году.

 

По общему правилу требования о сохранении тайны включаются в трудовой договор. В договоре должно быть предусмотрено требование о сохранении тайны после увольнения сотрудника (не более 3-х лет). При этом, защищаемая информация должна быть классифицирована и обозначена как КТ. Для ведущих сотрудников фирмы срок может быть увеличен до 7 лет. В договоре предусматривается запрет на занятость в конкурирующей деятельности по отношению к бывшему работодателю.

 

В Великобритании не используется термин "недобросовестная конкуренция", а применяется "нарушение интересов бизнеса".

 

-- Особенности защиты персональных данных в Великобритании.

Регулируется законами "о защите данных" 1984 года и "о защите персональных данных" 1998 года.

 

Принципы защиты по закону 1998 года:

 

-- Принцип законности.

-- Целевое использование ПД.

-- ПД не должны быть избыточными по отношению к заданной цели.

-- Принцип оперативности.

-- ПД не должны храниться более длительный срок, чем требуется.

-- Обеспеченность обработки ПД.

-- Запрет передачи ПД на территории третьих стран, не являющихся членами ЕС и не поддерживающих адекватные меры защиты прав и свобод субъекта данных.

 

 

-- Организация доступа к документам государственных органов в Германии. Основные критерии ограничения доступа к документам государственных органов, связанные с защитой информации.

На федеральном уровне отсутствует специальный закон, регламентирующий доступ к документам в государственных органах. Отсутствует также федеральный закон, гарантирующий свободу информации.

 

В отдельных землях в конце 90-ых годов приняты законы о свободе информации, в соответствии с которыми регламентируется доступ граждан к государственным базам данных. Надзор за соблюдением земельного законодательства осуществляют уполномоченные по защите информации и персональных данных (комиссары).

Земельные законы о СМИ также содержат отдельные положение о праве на доступ к правительственной, парламентской, служебной и партийной информации. С 1990 года действует специальный закон о праве доступа частных лиц и исследователей к архивам спецслужб ГДР.

Право на доступ к документам федерального правительства содержится в главе 5 конституции. Доступ свободный. Исключения составляют следующие случаи:

-- Нарушение норм секретности.

-- Препятствие судопроизводству.

-- Нарушение общественного или частного интереса.

-- Чрезмерный объём запрашиваемой информации.

 

Заседания парламента имеют открытый характер. Судебные заседания тоже носят открытый характер. Исключения составляют следующие случаи:

-- Угроза безопасности государства или общественного порядка.

-- Возможность нанесения ущерба коммерческой, производственной, налоговой тайне или тайне изобретения.

-- Возможность разглашения персональных данных.

Федеральная разведывательная служба Германии (Bundesnachrichtendienst /BND/)


BND как самостоятельное ведомство была создана в 1955 году. В системе государственных органов Германии BND является подразделением, подчиняющимся ведомству федерального канцлера. Штатный состав BND составляет более 7000 человек, из них около 2000 заняты непосредственно сбором разведданных за рубежом. Среди сотрудников представители примерно 70 профессий: военнослужащие, юристы, историки, инженеры и технические специалисты. Штаб-квартира BND располагается в Пуллахе под Мюнхеном. Здесь трудятся более 3000 сотрудников центрального аппарата и руководство спецслужбы.

Структура BND включает в себя руководителя, двух заместителей и 8 отделов, решающих различные задачи.

Федеральное бюро защиты конституции (Verfassungsschutz /BfV/)
Федеральное бюро защиты Конституции является наряду с BND и BSI одной из трех основных спецслужб страны, которая подчиняется министру внутренних дел Германии. Во всех федеральных землях есть свои соответствующие службы, подчиненные местным министрам внутренних дел.

Бюро было создано 50 лет назад. Перед спецслужбой изначально ставилась задача охраны демократического строя в Германии. На данный момент бюро занимается:

  • сбором информации об экстремистских группировках и партиях, их деятельности, планах и намерениях, противоречащих основному закону страны;
  • нейтрализацией разведывательной и подрывной деятельности секретных зарубежных служб на территории Германии;

· борьбой с промышленным шпионажем.
Ежегодно на основе собранной информации представляется отчет правительству о положении дел в области соблюдения Конституции, в котором делаются выводы и рекомендации. Правительство, в свою очередь, принимает решение о необходимости осуществления конкретных мер. Более половины информации спецслужба собирает из открытых источников: публикации в средствах массовой информации, Интернете, посещения собраний и митингов. Часть информации поступает от частных лиц и из других ведомств. За деятельностью ведомства осуществляется достаточно жесткий парламентский контроль. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях такой демократии, как немецкая, сам факт существования службы внутренней безопасности расценивается как угроза гражданским свободам и свободе личности. Есть специальная комиссия парламента, которая осуществляет контроль за деятельностью всех трех секретных служб. Члены этой комиссии имеют доступ к самым секретным материалам ведомства по охране Конституции, имеют право вето, когда речь идет о

Рис. 4.3. Структура федерального бюро защиты конституции [BfV]

прослушивании телефонных разговоров и других конспиративных операциях. Федеральный полномочный представитель следит за тем, чтобы собранная ведомством информация не передавалась в другие руки. Бюджет ведомства рассматривается и утверждается специальной комиссией в парламенте.

Также к спецслужбам Германии относятся:

  • Государственное бюро защиты конституции (LfV)
  • Федеральное бюро информационно-технической безопасности (BSI)


В штат Министерства обороны Германии входят следующие специализированные службы:

  • Центр разведки федеральных вооруженных сил (ANBw)
  • Центр радиомониторинга федеральных вооруженных сил (AFMBw)
  • Военная служба безопасности (MAD)


4.1.3. Системы защиты информации во Французской Республике


Правительство Французской Республики (далее Франция) рассматривает концепцию информационной войны, как совокупность двух главных элементов: военного и экономического. Военная концепция видит место информационным действиям в контексте конфликтов малой интенсивности или в миротворческих операциях, т.е. предполагает несколько ограниченный характер. В этом контексте союзники не рассматриваются противниками.

Напротив, экономический элемент включает более широкий диапазон потенциального применения информационных операций. Французское представление конфликта в экономической сфере имеет более глубокое понимание в отличие от большинства других европейских стран. В этом случае французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту учитывает тот факт, чтобы быть и союзником и противником одновременно.

Франция активно формирует структуры по контролю ее граждан в киберпространстве. По аналогии с американской системой «Эшелон» французы создали собственную версию этой системы, которая направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций.

Французское военное руководство проявляет растущую озабочен­ность по поводу отставания национальных исследований в области ИВ от лидирующих в этой сфере США. В специальной записке, посвя­щенной указанной проблеме, начальник штаба ВС Франции, констатируя появление новой разновидности войны - ин­формационной- и пристальное внимание к ней со стороны США и ря­да других стран, призвал ускорить и расширить соответствующие на­циональные НИОКР.

Французские специалисты в области информационных технологий развернули обсуждение роли и значе­ния ИВ в современных условиях. По их мнению, ход войны в Персид­ском заливе показал, что информационное оружие выходит на первое место среди применяемых в современной войне видов вооружений. Это явилось причиной ускорения ряда европейских программ в облас­ти средств коммуникаций. В то же время меры европейских государств по увеличению собст­венного потенциала информационного оружия, по мнению аналитиков французского Центра исследований стратегических технологий (Centre de recherche et d'etudes sur les strategic tecnologiques), наталкиваются на серьезное противодействие США. Стремясь затормозить собствен­ные разработки европейцев, США даже идут на продажу по демпинго­вым ценам космических систем слежения и контроля линий связи, предоставляют доступ к накопленным базам данных.

Эксперты Института международных отношений и стратегических исследований (Institut de relations intemationales et strategiques) полага­ют, что сегодня союзники США по НАТО находятся в серьезной военной зависимости от них, поскольку в своих систе­мах вооружений широко используют американское программное обес­печение (в частности, указывают на систему позиционирования фран­цузских ракет).

Анализируя новые аспекты американской военной доктрины, на­правленные на достижение победы бескровными методами при мини­муме потерь, французские специалисты обращают внимание на то, что главным средством является не контроль над территорией, а полное господство в «инфосфере», представляющей собой совокупность ин­формационных систем и сетей связи на планете. При этом война при­обретает виртуальный и невидимый характер, что позволяет добиться решающего преимущества, не разворачивая боевых действий.

Указывая на эту особенность устремлений США, ряд не связанных с Министерством обороны Франции экспертов из Центра исследований в области социальных наук критику­ют существующие программы военных инвестиций. По их мнению, французские военные находятся под впечатлением успехов США в об­ласти применения высокоточного оружия и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и упускают значительно большую составляющую ИВ - средства конт­роля за информацией.

Французские вооруженные силы, в отличие от американских, не располагают высокими технологиями, позволяющими осуществлять открытое или неявное руководство операциями. Следовательно, они могут оказывать на поле боя лишь второстепенное значение, быть придатком американских высоких технологий и нести непосредственные потери.

В настоящее время во Франции создается информационно-анали­тическая система поддержки принятия решений высшего руководства страны в любых кризисных ситуациях. Основная цель разрабатываемой системы - обеспечение высших органов государственного управления необходимой информацией, мо­делирование реальной обстановки в развитии, подготовка прогнозов и рекомендаций.

По мнению руководителей Центра исследований стратегии и технологии, Франция должна изменить свою политику в области информационных разработок и финансирования военного производства, отдав приоритет информационным системам, в том чис­ле разведывательным спутникам, телекоммуникационным сетям, сред­ствам управления, и при этом активно использовать средства граждан­ской информатики. Кроме того, учитывая темпы развития электро­ники и информатики, представленных во всех системах вооружений, необходимо увеличить срок службы материальной части, осуществляя регулярную модернизацию за счет электронно-информационных ком­понентов. А также необходимо значительно увеличить долю расходов на системы, позволяющие осуществлять моделирование как на всех этапах создания систем вооружений, так и на этапе их боевого применения, что обеспечит высокий уровень технологических иссле­дований.

Франция уделяет особое внимание вопросу защиты своих информационных ресурсов от несанкционированного проникновения и манипулирования.

Разработкой стратегических направлений политики по обеспече­нию национальной безопасности занимается объединение CLUSIF (Club de la securite informatique francaise), являющееся по своему статусу открытой ассоциацией юридических и физических лиц, работающих в области информатики. CLUSIF пользуется полной поддержкой госу­дарства и имеет тесный контакт со спецслужбами.

Французские эксперты полагают, что наилучшую защиту инфор­мации в сетях обеспечивают только методы шифрации. В связи с этим ведется активное внедрение криптографического программного обес­печения и оборудования в наиболее важные системы. Работы по соз­данию соответствующих устройств осуществляются фирмами Thom­son, Sagem, Matra.

Анализ оценок французских экспертов показывает, что угроза ИВ воспринимается как реальная, однако защитные действия по предотвращению или снижению вероятности угрозы наталкиваются на инерционность системы военных расходов и недостаточное осозна­ние всех возможностей информационного оружия, которые далеко вы­ходят за рамки традиционных средств защиты информации.

Структура спецслужб Франции

Общий штат разведсообщества Франции составляет около 12779 сотрудников, работающих в службах, подчиненных трем разным министерствам. Три службы действуют под эгидой Министерства обороны.

Прежде всего, это Генеральная дирекция внешней безопасности (DGSE). Служба была создана согласно декрету от 2 апреля 1982 года и лишь формально подчиняется министру обороны.

Министерству обороны подчиняются еще две спецслужбы. Во-первых, это созданное в 1992 году Управление военной разведки (DRM). Во-вторых, это Управление военной контрразведки (DPSD), которое было создано в 1981.

Среди специальных служб необходимо также упомянуть и жандармерию (Gendarmerie), одной из задач которой является проведение разведдеятельности – каждое подразделение жандармерии имеет разведотдел.

Две спецслужбы подчинены Министерству внутренних дел. Во-первых, это созданная после Второй мировой войны контрразведка (DST). Во-вторых, существует еще Служба генеральной разведки (RG), которая также отвечает за внутреннюю безопасность. В связи с небольшим объёмом информации об Управлении военной контрразведки, циркулирующим в открытых источниках, в рамках данной книги будут рассмотрены подробно только Генеральная дирекция внешней безопасности и Управление военной разведки.


Генеральная дирекция внешней безопасности – главная военная разведка Франции (Direction Generalе de la Securite Exterieure /DGSE/)

Штаб-квартира DGSE расположена в 20-м округе Парижа. DGSE была создана на основе нескольких различных спецслужб, действующих во время Второй мировой войны. С целью освобождения Франции в 1942 году было создано Центральное бюро информации и действия (BCRA), штаб-квартира которого с ноября 1943 года действовала с территории Алжира, получив к тому времени название «Главный директорат спецсил» (DGSS). 6 ноября 1944 года разведывательные сети движения сопротивления были интегрированы в систему DGSS, который был переименован в «Директорат изучения и исследований» (DGER). В 1946 правительство Четвертой республики сформировало Службу внешней документации и контршпионажа (SDECE), которая напрямую подчинялась премьер-министру. Это ведомство принимало активное участие в проведении спецопераций на территории Камбоджи, Лаоса и Вьетнама.

В 1962 году Президент Франции Шарль Де Голль переподчинил SDECE министру обороны, ограничив круг его задач только военными вопросами.
В 1982 года SDECE была переименована в DGSE. Структура DGSE представлена на рис.

В компетенцию DGSE входит широкий спектр задач и обязанностей:

  • сбор и анализ информации, относящейся к безопасности Франции;
  • выявление и предупреждение подрывной деятельности против Франции за ее пределами;
  • в необходимых случаях проведение в национальных интересах совершено секретных операций.

 

 

Рис. Структура DGSE

Несмотря на подчинение Министерству обороны, в штате управления большинство сотрудников – гражданские лица. Судя по информации, публикуемой в средствах массовой информации, в последнее время происходит интенсивный набор специалистов высокого класса в таких отраслях, как экономика, информатика, точные науки.

Управление военной разведки (La Direction du Renseignement Militair /DRM/)

Управление было создано 16 июня 1992 года для планирования, координации и руководства подразделениями военной разведки после войны в Персидском заливе. Служба DRM была сформирована на основе Центра эксплуатации военной разведки (CERM - Centre d'Exploitation du Renseignement Militaire), Центра информации электромагнетической радиации (CIREM - Centre d'Information sur les rayonnements Electrotmagnetiques), Центра аэрофотосъемки (Centre l'Interpretation Interarmees de l'Imagerie), армейского подразделения HELIOS (l'Unite Interarmees HELIOS) и второго бюро армии и ВВС. Морская разведка не вошла в структуру DRM и осталась в подчинении Бюро иностранных дел (BRE), входящего в состав штаба флота.
Однако позднее из только военной разведки DRM стала превращаться в политическую и стратегическую разведку, войдя в сферу компетенции DGSE. Между тем DRM не является спецслужбой, она не занимается обеспечением внутренней безопасности – DRM не проводит «активных мероприятий». Сфера деятельности DRM ограничивается анализом информации со спутников-шпионов и другими данными радиошпионажа. Структура DRM показана на рис. 4.5.


 

 

 

 

Рис. 4.5. Структура DRM

Штаб-квартира DRM находится в Париже, а подразделения технической разведки в Крейле и Страсбурге. Они включают:

  • Управление исследований - une sous-direction Recherche (SDR)
  • Управление эксплуатации - une sous-direction Exploitation (SDE)
  • Управление вооружений - une sous-direction Armements-Prolifération (SDA)
  • Техническое управление - une sous-direction Technique (SDT)
  • Управление кадров une sous-direction Ressources humaines – formation (SDH)

  • Также в число спецслужб Франции входят:
  • Директорат защиты и безопасности обороны DPSD (военная контрразведка)
  • Бригада электронной войны BRGE (аналитический центр)
  • Центральное агентство безопасности систем информации SCSSI (криптография)
  • Военно-воздушные силы: 54 эскадрон воздушной разведки (радиоперехват)
  • Дирекция безопасности территории DST (контрразведка)
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление системы защиты информации в США (начало XX в. - 30-е гг. XX в.) | Системы защиты информации в Швеции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.291 сек.