Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура

Категория «правовая культура» используется для характерис­тики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий, при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, от­ражающих объем прав и свобод человека и степень его защищен­ности в данном обществе.

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми об­разцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем со­циальным, духовным, политическим и экономическим строем ка­чественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юриди­ческих актов, правосознания и в целом в уровне правового разви­тия субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и граждан­ским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура — определен­ное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Ка­ково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Из приведенного выше определения можно вывести элементы структуры правовой культуры.

Первый элемент правовой культуры заключается в том, что правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т.д., насколько информированно в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отно­шение населения к закону, суду, различным правоохранитель­ным органам, юридическим средствам и процедурам, какова ус­тановка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых пред­писаний и т.д.

Уровень развития правового сознания может быть зафикси­рован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом по­ведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры явля­ется уровень развития правовой деятельности. Последняя со­стоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образо­вательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и право-реализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по со­зданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и мно­гих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и право­применение, т.е. властная деятельность государственных орга­нов, осуществляющих индивидуальное регулирование общест­венных отношений на основе закона с целью его реализации. Ка­чество правоприменительной деятельности зависит от многих фак­торов как институционального (структура государственного ап­парата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного ха­рактера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов, в частности, нужно под­черкнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т.д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т.д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России — правосудия. Правовая культура общест­ва во многом определяется реальным правовым поведением граж­дан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уро­вень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов до­кументов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой куль­туры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень раз­вития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господ­ствующим в общественном сознании представлениям о справед­ливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возмож­ности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опуб­ликованным в доступном для населения источнике и т.д. О каче­стве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом меха­низм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества долж­но учитываться и состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в ад­министративно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публи­цистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отража­ется факт наличия в руках какого-либо класса, социальной груп­пы экономической и политической власти, структура государст­венного аппарата, правовое положение личности в обществе, уро­вень защищенности прав и свобод человека.

Выделение структурных элементов правовой культуры доста­точно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляе­мой отдельно от правового сознания, а правосознание может про­явиться лишь в правовой деятельности и ее результатах — пра­вовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом.

Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учи­тывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уро­вень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфичных функций.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоре­тической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана со­действовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить соци­альную справедливость, политическую свободу, возможность все­стороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный само­контроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода вы­бора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение ус­тойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функцио­нирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и об­щества в целом.

Правовая культура, выступая компонентом правового созна­ния и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с рефлексией общественного быта, но и с активным обратным воз­действием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, прин­ципы, традиции и образцы поведения могут способствовать кон­солидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формировании правового государ­ства.

Регулятивная функция реализуется через правовые и Другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, вза­имность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядо­ченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выра­жается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают цен­ностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценнос­тях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Нравственно-правовую социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, направленный на формирование индивида в качестве общественно-признанной лич­ности. Важнейшими элементами нравственно-правовой социали­зации следует наряду с адаптивно-деятельностной активностью личности признать воспитание ее правовой культуры и формиро­вание правосознания. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем не­обходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест­вует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которы­ми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоя­нием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумули­ровать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и ре­ализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак­терных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законо­дательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последова­тельность разработки и принятия законодательных актов еще ос­тавляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключа­ется не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании воз­можных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды правосознания. Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рас­смотреть его разновидности | Правовой нигилизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.