Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование функций с помощью производных

Лекция 26. Исследование поведения функций с помощью первой и второй производной, асимптоты. Построение графиков функций.

 

Теорема 1. Если функция возрастает на некотором интервале оси ох (с ростом x растет и y) и дифференцируема на этом интервале, то для любого x из этого интервала (производная имеет знак (+)). А если она убывает на этом интервале (y убывает с ростом x) и дифференцируема на нем, то для любого x из этого интервала (производная имеет знак (–)).

Доказательство.

Рассмотрим сначала рис.1. На нем изображен график возрастающей и дифференцируемой на интервале функции . В каждой точке M этого графика касательная составляет с осью ох острый угол (). Но тангенсы острых углов, как известно, положительны. Значит, согласно геометрического смысла производной, производная положительна для любых x из интервала возрастания функции.

А теперь рассмотрим рис. 2, на котором изображен график убывающей на интервале функции . Здесь для любой точки М графика функции (а значит, для любого x из интервала ) угол наклона касательной, проведенной к графику функции, тупой (). Но тангенсы таких углов отрицательны. А значит и производная отрицательна.

Следствие теоремы 1. Если на некотором интервале оси ох в любой его точке x производная функции положительна, то функция возрастает на этом интервале. А если отрицательна – то убывает. Это следствие играет очень важную роль в исследовании функций. Оно позволяет по знаку производной функции определять, растет или убывает функция, и где именно (для каких x) растет, и где (для каких x) убывает.

Докажем более строгий вариант теоремы 1.

Теорема 2. 1). Если функция , имеющая производную на отрезке , возрастает на этом отрезке, то ее производная на отрезке не отрицательна, т.е. .

2) Если функция непрерывна на отрезке и дифференцируема в промежутке , причем для , то эта функция возрастает на отрезке .

Доказательство. 1) Пусть y=f(x) возрастает на отрезке . Придадим аргументу х приращение и рассмотрим отношение

. (*)

Так как f(x) – функция возрастающая, то

В обоих случаях по свойствам пределов функций. Т.е. , что и требовалось доказать.

2) Пусть при всех значениях х, принадлежащих промежутку . Рассмотрим два любых значения x1 и x2, x1 < x2, принадлежащих отрезку . По теореме Лагранжа о конечных приращениях имеем:

По условию , следовательно , а это означает, что f(x) – возрастающая функция.

Аналогичная теорема имеет место и для убывающей дифференцируемой функции.

Теорема 3. 1). Если функция , имеющая производную на отрезке , убывает на этом отрезке, то ее производная на отрезке не положительна, т.е. .

2) Если функция непрерывна на отрезке и дифференцируема в промежутке , причем для , то эта функция убывает на отрезке .

Пример 1. Рассмотрим функцию . Ее производная . Она положительна при и отрицательна при . Значит, при функция возрастает, а при она убывает. График этой функции (парабола) наглядно подтверждает сказанное.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности текстов разных смысловых типов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.