Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура 19 века

В политическом отношении в Европе 19 века стал эпохой национальных государств. Единство национального государства было главной идеей этого периода. Особенностью 19 века стало то, впервые в истории не привилегированные социальные слои, а народ, нация в целом, выступили в качестве верховного носителя национальной воли.

В развитии национальных государств 19 в. обнаружились две опасные тенденции. С одной стороны, акцент на значение национального сознания до крайности разжигал националистические и шовинистические настроения. С другой стороны, борьба за право нации на самоопределение превращало идею в свою противоположность, когда народы, добиваясь собственной свободы, угнетали другие народы и национальные меньшинства, стремясь их ассимилировать. Требование создания национальных государств и политику национального объединения нельзя воспринимать вне связи с духовным и политическими течениями эпохи- либерализмом, демократией и социализмом. Эти течения формировались в полемике с консервативными идеями, получившими распространение в Европе после 1815 года (период Реставрации).

Либерализм - это течение, краеугольный камнем которого была вера в прогресс и возможность разумного, рационального устройства общества. Оно выдвигало требование единого правового и национального государства, в котором власть подчинена демократической конституции, включающей принцип разделения властей. Демократизм ставил на первое место принцип равноправия и суверенитета народа (государственная власть исходит от народа).

Социализм – течение, представители которого причиной социального неравенства и несправедливости считают существование частной собственности; с целью достижения коммунистической, гуманистической фазы развития требую ее уничтожения путем революции.

Консерватизм – выступал за сохранение существующих политических, общественных и духовных отношений, защищал существующий общественный строй как установленный Богом. Провал наполеоновского вторжения в Россию активизировал борьбу европейских народов против французского господства.

Венский конгресс 1814-1815 гг. подтвердил поражение Наполеона, оформил новую политическую систему в Европе, основанную, однако, на старых принципах и сохранившуюся, по существу, до Первой мировой войны. На Венском конгрессе были провозглашены три политических принципа: реставрация- восстановление границ 1792 года, легитимность- обоснованность притязаний абсолютного монарха на власть, солидарность- общий интерес консервативных сил в противодействии возникновению революционных идей в отдельных государствах.

Мечту политического либерализма о германском национальном государстве осуществил в результате трех войн (в 1864- с Данией, в 1866 – с Австрией и в 1870- 71 – с Францией) прусский государственный деятель Ото фон Бисмарк. Он объединил «кровью и железом» всю Германию в единую империю «сверху». В Италии победа сардинских королевских войск в войне против Австрии заложила основы объединенной Италии. Поход «Тысячи» под предводительством итальянского борца за свободу Джузеппе Гарибальди увенчался свержением властвовавших там Бурбонов. Объединение Италии завершилось в 1870 году захватом папского государства, находившегося ранее под контролем Франции.

Революционные явления коснулись не только политической жизни в Европе, но и развития промышленности, техники. 19 в. в истории отмечен как век небывалого прогресса в этой области деятельности. Развитие паровых машин шло в направлении создания не только машин для фабрично-заводских предприятий, но и паровозных паровых машин для железнодорожного транспорта, торговых судов и военных кораблей, для нужд сельского хозяйства и местной промышленности.

Изобретательство коснулось и художественной деятельности. Французский художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер разработал в 1839 году первый способ фотографии- дегеротипию, в которой светочувствительным веществом служил иодид серебра. Изобретателем фотографии считается Жозеф Нисефов Ньепс, опытами которого пользовался и Дагер.

Началась новая телеграфная эра в технике, когда преуспевающий художник Сэмюэл Морзе создал телеграфный код, названный в его честь «азбукой Морзе».

Вторая половина 19 века была отмечена еще одни важным техническим достижением: изобретением двигателя внутреннего сгорания. Благодаря этому в 1886 году появились первые автомобили.

В Лондоне на всемирной выставке (1851) впервые представители разных стран и народов получили возможность показать всему свету свои достижения. Демонстрация достижений технического прогресса помогала людям осознать реальности новой индустриальной цивилизации.

Строительство крупнотоннажных судов позволило за один рейс перевозить через океан примерно 4000 пассажиров из Европы в Америку.

В 1861 г. немецкий изобретатель Филипп Рейс продемонстрировал действие телефона.

Открытие Суэцкого канала (1869) было большим мировым событием в развитии инженерии. Новый канал соединил Красное и средиземное моря, что значительно сократило протяженность морского пути из Европы в Азию и Австралию.

Первая европейская железная дорога была открыта в середине века. Развитие науки в 19 в. не уступало технике. Жорж де Кювье стал известен как реформатор сравнительной анатомии и палеонтологии. Брайль создал систему письменности для слепых.

Дифференциация науки ведет к постоянному возникновению все новых и новых самостоятельных дисциплин, между которыми происходит своеобразный раздел мира.

Существенно меняется стиль научного мышления, в котором важное значение приобретает идея развития, составляющая основу концепции эволюционизма. Решающий вклад в его разработку принадлежит Ч. Дарвину. Английский натуралист Чарльз Дарвин опроверг господствовавшие в науке представления о неизменности видов живых организмов, прежде всего человека. Теорию Дарвина откровенно высмеивали в многочисленных карикатурах и публикациях, но она постепенно находила признание и оказывала все большее влияние не только на биологию, но и науки об обществе. Раньше даже ученые в той или иной степени придерживались теологической концепции, согласно которому весь мир в целом и его конкретные формы, включая человека, были некогда сотворены Богом из ничего и остаются в неизменном виде. Теперь же в связи с возникновением теории эволюционизма, мир находится в постоянном развитии, его современное состояние является результатом долгой эволюции. Социал-дарвинизм нашел в 19 в. немало сторонников, особенно большое влияние он оказал на идеологию немецкого национал-социализма и фашизма. Социал- дарвинисты считают неравенство среди людей неизбежным.

В биологии помимо Дарвина особого выделения заслуживает австрийский ученый Г.Мендель, заложивший основы генетики.

Изобретение Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и промышленных технологиях. Нобель, сын промышленника и изобретателя, работавшего в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 г. он учредил фонд Нобелевских премий.

Химик Юстус Либих, один из создателей агрохимии и теории радикалов, открыл явление изомерии, пропагандировал методы удобрения почвы минеральными удобрениями, изложил теории гниения и брожения, открыл хлороформ и объяснил многие закономерности обмена веществ в организме человека.

В 1897 г. Ж.Д. Томсон выяснил, что атомы не элементарны, а представляют собой сложную систему, в состав которой входят электроны. Это и другие открытия подготовили наступление новой эпохи физики.

Важные изменения происходят в философии. В философии достаточно отчетливо складываются три направления. Первое традиционное, в наиболее яркой форме она представлена у Гегеля, который отдавал явное предпочтение философии перед всеми науками, считая, что только она дает нам полное понимание и знание, тогда как другие науки не идут дальше отрывочных сведений. Второе направление возникло в 18 веке, а в 19 приняло форму позитивизма, основателем которого стал французский философ О.Конт (1798- 1857). Он отдает приоритет конкретным наукам, естествознанию, весьма скептически оценивая философию, считая ее устаревшей формой познания. Третье направление сложилось во второй половине 19 века. Главным течением в нем выступает «философия жизни», одним из основателей которой стал Ф.Ницше (1844-1900). Данное направление опирается на иррационализм. Отвергая науку и рациональное мышление, данное направление сближается с искусством.

В середине 19 века складывается еще одно мощное идейное течение марксизм, основателями которого стали К. Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Согласно марксизму,общество в своем развитии подчиняется достаточно строгим законам, познание которых позволяет осуществлять его организацию и управление на научной основе. Марксизм при этом преувеличивает роль разума и сознательной деятельности людей и в то же время недооценивает значение иррационального, бессознательного начала в жизни человека и общества.

На искусство 19 в. решающее влияние оказал романтизм- общеевропейское идейное и художественное направление. Он возник на рубеже 18-19 вв. в духовной и художественной культуре Германии и других европейских стран.

Его основателями и первыми теоретиками стали Новалис и братья Шлегели. Романтизм стал своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума и рационализма, отразив разочарование в итогах великой французской революции, которая не привела к созданию царства разума, а, напротив, погрузила Европу в длительный период кровавых войн и социальных смут. Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью и уход в мир грез, идеализацию прошлого. Пессимистический взгляд на будущее, настроение «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия». Горькая насмешка над несоответствием мечты и действительности была отражена в литературе и искусстве в принципе «романтической иронии».

В творчестве английского романтика поэта Джона Китса эстетизм основа на глубокой меланхолии, печали по поводу того, что красота и жизнь взаимно исключают друг друга. Лорд Байрон изобразил тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя и других ведет к гибели.

Немецкий романтик Э.Т.А.Гофман раскрыл в своем творчестве глубокую пропасть между образом жизни, мышлением художника и обычного человека. Лирика немецкого поэта и публициста Генриха Гейне свидетельствует о том, что его ирония была формой разочарования в романтических надеждах молодости и способом разочарования в романтических надеждах молодости и способом развенчания иллюзий. В стихах и прозе Гейне высмеивал политическую реакцию в Германии периода Реставрации, защищал право всех и каждого выражать свои мнения.

Произведения французских романтиков Альфонса де Ламартина и Альфреда де Мюссе выражали нигилистические настроения, так называемую «мировую скорбь» и страдание как результат мучительных любовных отношений. Жорж Санд (Аврора Дюпен) выступала за эмансипацию женщин, за их право на счастье и свободную любовь. Поэт Шарль Бодлер- основоположник символизма, предвосхитил характерные черты декадентского искусства. Тема его главного произведения «Цветы зла» (1857)- большой город. В «Цветах зла» ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по идеальной гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города.

Романтизм в музыке представлен множеством великих имен, из которых следует выделить немецкого композитора Р.Вагнера (1813-1883) и польского музыканта Ф.Шопена (1810-1849). Первый создал оперы «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», тетралогию «Кольцо нибелунга» и др. Для его музыки характерно обращение к прошлому, национальной мифологии. Стремление к синтезу искусств. Шопен создал в высшей степени эмоциональную, глубокую и тонкую музыку.

Одной из самых знаменитых фигур романтизма в живописи является французский художник Э.Делакруа (1798-1863). Его произведения отличают внутренняя напряженность, динамизм и экспрессивность. Он известен, прежде всего, картиной «Свобода на баррикадах». Восточная тема отражена в полотнах «алжирские женщины», «Взятие Константинополя»

Развитие науки повлияло на художественную литературу. Публикация французского писателя Жюля верна «С земли на Луну» (1865) ознаменовала рождение нового жанра художественной литературы- научной фантастики. Кроме того, литературе 19 в. присуще глубокое философское осмысление жизни. Иоганн Вольфганг Гете по праву считается основоположником немецкой литературы нового времени. Гете-философ достиг осмысления глубинных взаимосвязей человека и общества в романах. В трагедии «Фауст» (1808-32), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного мира и вечных ценности бытия. Стремление к целостному видению мира характерно для всех произведений Гете. Наряду с романтизмом в 19 в. утвердилось еще одно направление в искусстве- модернизм. Термин «модернизм» происходит от французского слова moderne- новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода» и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».

На смену романтическому мироощущению приходит новое культурно-художественное направление, стремящееся правдиво и достоверно отражать жизнь. Оно получает название «реализм» (от позднелатинского «realis»-вещественный, действительный. Вначале понятие «реализм» использовалась как отрицательная оценка чрезмерного натурализма произведения.

Реализм стремиться не к досконально точной, непосредственной передаче действительности в произведении, а к осмыслению жизненных закономерностей и к художественному отражению их как типических. Реализм внимательно относился к общественному развитию, он не рассматривал человека вне его социальной среды. Реализм впервые в истории мирового искусства стал объяснять человека в его целостности с конкретными условиями социальной среды и особенностями исторической эпохи. Реалисты находят характерные типажи человеческой индивидуальности и ставят их в типичные обстоятельства жизни. Это позволяет им делать объективные художественные обобщения вне науки и эксперимента. Типизация, таким образом, становится методом обобщения и определения закономерностей отражаемой действительности.

Первоначально понятие реализм употреблялось только по отношению к литературе, но в последствии оно распространилось на другие культурные сферы. В живописи реализм даже более нагляден, чем в литературе и означает не только точную передачу образа, но, прежде всего, общественное окружение, уникальность данной исторической обстановки и ее влияние на конкретный человеческий типаж. Главным представителем реализма в живописи считается французский художник Г. Курбе (1819-1877). Он известен картинами как «Дробильщики камня». Крупнейшими реалистами являются также Коро, Милле, Домье, Трернер.

В музыке реализм передает гармонию личности и среды или, напротив, их конфликт.

Первые модернисты- люди 19 в., были взращены всеобщим кризисом европейской культуры. Духовная революция как новое качество сознания, новое жизнеописание требовали для себя новых идей. Они были сформулированы на базе интуитивизма А.Бергсона и Н.Лосского, ницшеанства, экзистенциализма С.Кьеркегора. модернизм нашел активное проявление в музыке конца 19 в. В это время раскрылось творчество композиторов-импрессионистов К.Дебюсси, М.Равеля, Р.Штрауса. модернизм боролся за раскрепощение и обновление форм в искусстве.

Модернисты же, признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию духовно-нравственных «абсолютов». Вместе с тем они стремятся возродить в искусстве мифологический метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы художественными средствами.

Протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве выразился в поиске новой формы, новой живописной техники, в отходе от социальной тематики и, в определенной мере, от сюжетности. Этими чертами обладало новое направление французской живописи, возникшее в 70-80 годы 19 столетия и получившее название «импрессионизм» (от франц. Впечатление.

Открытие метода импрессионизма принадлежит Эдуарду Мане. Затем творческим вдохновителем направления становится Клод Моне. Импрессионисты критиковали ограниченность натуралистического направления в искусстве. Свое творчество они противопоставляли академизму и склонности официально признанных художественных методов в живописи. Они считали, что раз и навсегда установленные академические формы мешают самовыражению художника, сужают его творческие возможности. Они создавали художественные приемы, позволявшие передать ощущение света, пронизывающего воздух и предметы, ощущение богатой световоздушной среды. Живопись импрессионисты вынесли из здания на природу, открытый воздух (пленэр). Им удавалось передать даже самые тонкие переливы солнечного света или тумана, сам цвет света, полусвета, тени. Импрессионисты ничего не передают вне цвета. Его переливы подобны музыке, цветовая гамма определяет смысловое и эстетическое содержание произведения, а не сюжет. Действительность импрессионисты воспринимали чаще всего в мажорных тонах, ярко и празднично. В своих произведениях они старались передать непосредственно-субъективное восприятие окружающего мира.

Долгое время их картины не были востребованы, а академические круги игнорировали достижения живописцев нового направления. Впоследствии импрессионисты своими силами открывают салоны, устраивают выставки своих картин на природе, в кафе. В конце концов, им удается привлечь к себе внимание широких кругов публики и получить заслуженное признание. Талантливыми были признаны художественные открытия французских импрессионистов Мане, Моне, Писарро, Сислея, Ренуара,Дега.

Импрессионизм приобрел огромное значение в культурной жизни Франции. Не менее значительно было творчество постимпрессионистов, Сезанна, ван Гога, Гогена, ставшее своеобразной реакцией на импрессионистическое движение и обогатившее импрессионизм реалистичностью. В последствии импрессионизм распространился на скульптуру, графику, музыку, а также на литературу и театр.

В 80-е годы во Франции возникло течение символизма. Символизм продолжил линию романтизма и «искусства для искусства», наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма. В своем манифесте они объявили себя певцами декаданса, заката и гибели буржуазного мира. Они противопоставили себя науке и позитивиской философии, считая, что рассудок и рациональная логика не могут проникнуть в мир «скрытых реальностей», «идеальных сущностей» и «вечной Красоты». На это способно искусство- благодаря творческому воображению, поэтической интуиции и мистическому прозрению. Символизм выразил трагическое предчувствие грядущих социальных потрясений.

Центральными фигурами французского символизма являются поэты С.Малларме (1842-1898), П.Верлен (1844-1896), А.Рембо (1854-1891). Первый считался родоначальником течения. Второй создал прекрасные шедевры. Третий был самым оригинальным и ярким поэтом.

Символизм получил широкое распространение во многих европейских странах. В Англии О.Уайльд, автор известного романа «Портрет Дориана Грея». Австрийский поэт Р.М.Рильке. В Бельгии драматург М.Метерлинк, автор знаменитой «Синей птицы».

Таким образом, 19в. придал небывалый импульс развитию науки, техники; никогда не возникало так много направлений и школ в философии, литературе, в искусстве в целом. Здесь имеют свои истоки многие направления и течения культуры ХХ века. 19 в. оказался введением в проблемное поле культуры следующего столетия, обозначил своими философскими идеями его культурно исторический прогноз.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение в OLAP-технологию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.