Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и перспек­тивы юридической педагогики




Юридическая педагогика имеет довольно дли­тельную предысторию и историю своего развития. К предыстории юридической педагогики можно отнести все то, что происходило в Рос­сии с далеких времен формирования российской государственности в XVI в. и до начала XX в. Этот исторический период характеризу­ется появлением первых педагогических идей и мер в правоохранитель­ной деятельности [7]. В это время появились и стали распространяться публикации и практические меры педагогического характера. Они касались педагогических аспектов профессиональной подготовки чинов ведомства МВД,появления специальной подготовки поли­цейских, жандармов, тюремных служащих, первых учебных курсов по началам превентивной педагогики (работы с несовершеннолет­ними правонарушителями, бродягами, нищими, беспризорными), пенитенциарной (исправительной) и постпенитенциарной (помощь лицам, вышедшим из мест заключения, приучение освобожденных к жизни на свободе, предупреждение рецидивных преступлений) педагогики.

История же юридической педагогики как отрасли научного знания началась с активного использования в правоохранительной практике достижений общей педагогики, попыток теоретического обоснования практических мер педагогического характера, исполь­зования педагогических методов исследования в правовой сфере. По времени первый период истории — период начала научного решения отдельных педагогических проблем деятельности сотрудников правоохранительных органов — можно отнести к рубежу XIX—XX вв.

Особенно активное развитие получила исправительно-трудовая (пе­нитенциарная) педагогика и отчасти педагогики подготовки кадров для правоохранительных органов, превентивная (профилактическая) педагогика и методика преподавания права. Отличительной чертой начала периода была повысившаяся научность исследований и пуб­ликаций.

Второй период начался в 60-е годы XX в., во время «хру­щевской оттепели», он стал периодом интенсивного расширения, углуб­ления и повышения масштабности исследований педагогических про­блем укрепления социалистической законности и правопорядка. В это время начинается исследование проблем правосознания, правовоспитания, работы с кадрами, педагогики управления, превентивной педагогики, педагогики профессионального юридического образова­ния, методики преподавания права в средней школе и др. В юриди­ческих образовательных учреждениях появились специальные учебные дисциплины: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика в пограничных войсках», «Педагогика в деятельности сотрудников государственной безопасности», «Педагогика внутренних войск», «Педагогика управления в правоохранительных органах», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохрани­тельных органах», «Педагогическая культура и техника труда препо­давателя», «Интенсивные педагогические технологии» и др. Важным и характерным для этого периода было начало подготовки дипло­мированных специалистов по педагогике для правоохранительных органов, защита педагогических кандидатских и докторских диссерта­ций их сотрудниками, проведение научных и научно-практических конференций, с 1995 г. Омской высшей школой МВД издается перио­дический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах».

Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Горлинским, В.П. Давыдо­вым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, СИ. Денисенко, Ф.М. Зезю-линым, А.И. Зубковым, В.Я. Кикоть, Н.И. Киряшовым, Е.А. Коз­ловской, И.Ф. Колонтаевской, В.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуном, А.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишковым, Н.А. Минжа-новым, В.М. Обуховым, В.Б. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. По-стоевым, А.А. Рябовым, A.M. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др.

Третий период — период превращения юридической педагоги­ки в особую отрасль научного знания (отрасль педагогической науки), практическая потребность в которой резко возросла в новой исто­рии России. Его начало относится к концу 90-х годов XX в. и было обусловлено: 1) коренными социальными преобразованиями в Рос­сии, планами построения в ней демократического, гражданского, правового общества, переходом к рыночной экономике и издерж­ками переломного этапа в перестройке работы государственных ор­ганов, приведших к резкой криминализации всей жизни страны, что поставило перед педагогической наукой, педагогами, работаю­щими в правовой сфере, принципиально новые задачи; 2) логикой развития педагогической работы в этой сфере, сформировавшимся в правоохранительных органах особым научным сообществом спе­циалистов-педагогов, накопленным большим объемом особых педа­гогических знаний, глубиной их научной проработки, которые под­вели к превращению всего этого комплекса в особую отрасль педа­гогики — юридическую педагогику. Само название «юридическая педагогика»,, варианты систематизации накопленных знаний, вычле­нения и формулировки позиций, характеризующих любую сложив­шуюся отрасль науки (особый предмет исследования, цели, задачи, системность знаний, методологические основы, принципы, место среди других наук и др.), были предложены в 1997—2000 гг.[8] Мож­но утверждать, что к 2000 г. юридическая педагогика приобрела науковедческие признаки «настоящей науки» со своей парадигмой (термины, введенные американским ученым Т. Куном[9]), а именно:

• устоявшиеся научные подходы, представления, положения;

• понимание объекта и специфического предмета исследований — юридико-педагогической действительности;

• специальную методологию и методику, комплекс взаимосвя­занных разделов и направлений исследования;

• специфичную феноменологию и понятийный аппарат;

• систему непротиворечивых научных теорий;

• сложившиеся теоретические и прикладные подходы, в рамках которых новые поколения ученых могут найти для себя нерешен­ные проблемы и концептуальные основы их исследования;

• резкое увеличение количества публикаций, книг, кандидат­ских и докторских диссертаций по проблемам педагогики в право­вой сфере.

В исторический период создания в России гуманного, демокра­тического, гражданского, правового, цивилизованного общества, в котором социальная справедливость, жизнь, права, личное досто­инство каждого человека провозглашены и должны стать величай­шими социальными ценностями, социальная ответственность юри­дической педагогики резко возросла и будет расти дальше. Для нее раскрыт научный простор и дальняя перспектива возможностей, развития и самоутверждения в практике укрепления законности и правопорядка, в обеспечении безопасной и свободной жизни каж­дого гражданина.


3. Методологія юридичної педагогіки (с. 223)

Специфичность методологии юриди­ческой педагогики [10]

Междисциплинарное положение юридической педагогики определяет специфику и интегральный характер ее основополагающих подходов к исследованию и объяснению проблем, поиску и критериям оценки разрабатываемых практических рекомендаций. В своей как бы «юридической части» юридическая педагогика ис­ходит из правовых реалий (задач построения правового государства, существующей правовой системы, состояния правопорядка и закон­ности, целей, задач и проблем их совершенствования, нормативно-правовой основы правоохранительной деятельности, организацион­но-правовых решений и др.), а в «педагогической части» подходит к ним с научно-педагогических позиций, углубляется в исследование педагогических реалийпедагогических фактов, закономерностей и механизмов воспитания, образования, обучения и развития, руковод­ствуясь при этом научными достижениями общей педагогики и адаптируя их к особенностям своих целей и задач. В итоге в своих главных характеристиках она выступает как педагогическая наука, отрасль педагогики, а не «педагогизирующая юриспруденция».

Методологически важен подход юридической педагогики к ис­толкованию своей «педагогической части». В связи с этим возника­ет вопрос о ее соотношении с общей педагогикой. В своих теорети­ческих построениях она не может и не должна быть прямым при­ложением общих положений педагогики к сфере права, ибо тогда это будет в лучшем случае просветительская «педагогика для юристов», а не особая отрасль научного знания — юридическая педагогика, отражающая специфику педагогической реальности в сфере права. Кроме того, это было бы и грубой научной ошибкой, ибо действи­тельность, исследуемая ею, специфична не только в юридическом, но и в педагогическом плане. Было бы неверным вовсе отрицать познавательную пользу рассуждений, построенных на юридическом материале с общепедагогическим комментарием к нему. Поэтому и специфичность юридико-педагогического исследования и знания, их особая научная и практическая ценность возникают лишь при выявлении особенного в той педагогической реальности, которая включена в сферу права. Это не научная амбициозность, а гносеологичекая, методологическая и теоретическая необходимость, практическая целесообразность отражения в особом знании особой реальности — правовой. Юридико-педагогическая реальность — это не реальность художественного развития детей или обучения студен­тов технического вуза, а реальность законности, борьбы с преступно­стью, действий в опасных для жизни условиях, деятельности профес­сионалов, педагогика решения жизненных проблем, подпадающих под юридическую оценку, и др. Здесь обнаруживаются не только известные общей педагогике, но и новые причинно-следственные педагогические зависимости, закономерности и факты.

Все это отнюдь не умаляет роли общепедагогических основ, яв­ляющихся фундаментом всех построений юридической педагогики, корнями ее идей. Без использования положений общей педагогики просто не было бы и юридической. Их отношения соответствуют общефилософским категориям общего и особенного: в особенном есть всегда общее, но особенное не исчерпывается общим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.