Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркировка аккумуляторных батареи

В маркировке аккумуляторной батареи указывается число по­следовательно соединенных аккумуляторов, определяющих ее но­минальное напряжение; назначение по функциональному признаку (СТ — стартерная); номинальная емкость в ампер-часах при режиме разрядки 20 ч; при необходимости материал моноблока (Э — эбо­нит, Т — термопласт); материал сепараторов (М — ми пласт, С — стекловолокно, Р — мипор). Буква «Н» в конце обозначения указы­вает, что аккумуляторная батарея не сухозаряженная.
Например, аккумуляторная батарея 6СТ-60ЭМ-Н — стартерная не сухозаряженная напряжением 12 В, емкостью 60 Ач, с монобло­ком из эбонита и сепаратором из мипласта.
Отечественные стартерные свинцовые аккумуляторные батареи выпускаются номинальным напряжением 6 и 12 В и емкостью 45-190 Ач.
Стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-190А для грузовых ав­томобилей с моноблоком и единой крышкой из пластических мате­риалов имеет в нижней части моноблока переносное устройство с ручкой.


3.Неисправности аккумуляторных батареи;

Обычные стартерные свинцовые аккумуляторные батареи име­ют достаточно высокие характеристики, однако обладают рядом су­щественных недостатков.
В результате электролиза при эксплуатации свинцовой аккуму­ляторной батареи снижается уровень электролита, что требует пери­одического (один-два раза в месяц) добавления дистиллированной воды. Электролитическое разложение воды происходит при зарядке, особенно интенсивно при перезарядке. Во время длительных пере­рывов в эксплуатации автомобиля происходит саморазрядка их ак­кумуляторной батареи. В сутки потери могут составить 0,5—0.8 %, а к концу срока службы и до 3—4 %, что приводит к необходимости ежемесячной подзарядки.
Необходимость в периодическом добавлении дистиллированной воды и подзарядка аккумуляторных батарей при длительном хране­нии усложняют обслуживание и требуют дополнительных затрат. Все эти трудности усугубляются при длительной эксплуатации авто­мобилей вне автопарков.
Срок службы свинцовых аккумуляторных батарей ограничивает­ся в основном коррозией решеток электродов. Кроме того, электро­лиз воды с выделением активного кислорода способствует ускорен­ной коррозии решеток положительных электродов. Интенсивность электролиза и сопутствующей ему коррозии решеток возрастают при перезарядке, повышении температуры и старении аккумулятор­ных батарей. Эти недостатки присущи обычным аккумуляторным батареям и связаны с наличием 5—7 % сурьмы в сплаве свинца ре­шетки электродов.

Легирование свинца сурьмой обеспечивает необ­ходимую механическую прочность решеток. Также в сплав вводится 0,1—0,2 % мышьяка, что повышает коррозионную стойкость поло­жительных решеток электродов.

 

Сурьма в сплаве положительных пластин способствует более интенсивному выделению кислорода и, одновременно, электрохи­мическому переносу и отложению сурьмы на поверхности отрицате­льного электрода. Присутствие даже небольшого количества сурьмы на поверхности отрицательного электрода приводит к интенсивно­сти выделения водорода.
На отрицательных электродах происходит выделение водорода, а на положительных — кислорода. Интенсивность газовыделення зависит от напряжения на электродах

Большая часть неисправностей батареи приводит к снижению ее емкости и срока службы. Вследствие уменьшения емкости батареи при включении стартера, особенно в зимнее время, напряжение батареи резко снижается. В результате уменьшается сила тока в цепи стартера и падает его мощность, что затрудняет пуск двигателя.

Основные эксплуатационные неисправности батарей: загрязнение крышек, и мастики, трещины в мастике, крышках и стенках бака; окисление выводов батарей и наконечников стартерных проводов; ускоренный саморазряд аккумуляторов; пониженный уровень электролита в аккумуляторах; повышенная или пониженная плотность электролита; сульфитация электродов; преждевременное разрушение электродов, разрыв цепи в межаккумуляторных перемычках.

Загрязнение крышек и мастики. Вызывает окисление выводов, наконечников проводов и разряд аккумуляторов. Пыль и грязь на крышках и мастике пропитывается электролитом, который замыкает выводы аккумуляторов, и батарея разряжается. Для определения утечки тока по мастике нужно подключить к поверхности мастики (или крышей вольтметр (лучше милливольтметр) (рис.). Если вольтметр (или милливольтметр) регистрирует напряжение, то необходимо очистить поверхность батареи от пыли, грязи и электролита (рис.). Электролит на поверхности крышек нейтрализуют 10%-ным водным раствором нашатырного спирта или соды с последующей протиркой крышею

Проверяют и при необходимости прочищают вентиляционные отверстия в пробках.

Трещины в мастике, крышках и стенках бака. Возникают вследствие старения мастики, а также из-за вибрации аккумуляторной батареи при неплотном ее крепление в гнезде. Трещины в мастике и крышках аккумулятором и неплотное прилегание пробок заливочных отверстий вызывают выплескивание электролита на поверхность крышек. Электролит замыкает выводы, что вызывает разряд аккумуляторов. Небольшие трещины в мастике устраняют плавлением. Сильно потрескавшуюся мастику заменяют. При наличии трещин в крышках и стенках бака батарею подвергают ремонту в мастерской (заменяют детали).

Окисление выводов батареи и наконечников стартерных проводов.

Это явление ускоряется при попадании на них электролита, отсутствии смазки и неплотном креплении проводов на выводах батареи. При этом повышается сопротивление внешней цепи, особенно цепи стартера, что ухудшает работу потребителей. Окисленные выводы зачищают и смазывают,

Ускоренный саморазряд аккумуляторов.

Нормальный (естественный) саморазряд новых аккумуляторов при бездействии в течение первых 14 сут (для батареи 6СТ-55А— 90 сут) соответствует потере первоначальной емкости не:ее 10%. Причиной ускоренного саморазряда является образование местных (паразитных) токов в активном веществе электродов. Местные токи появляются в результате возникновения ЭДС между свинцовыми окислами активного вещества и металлическими примесями в решетках электродов или примесями, попавшими в аккумулятор с электролитом или водой. Саморазряд ускоряется при большой загрязненности электролита высыпавшимся электродов активным веществом и попадании в аккумуляторы посторонних примесей, недистиллированной воды химически не чистой серной кислоты. Саморазряд ускорятся также при загрязненности крышек аккумуляторов.

После длительного бездействия аккумуляторной батареи при вывернутых пробках наблюдают выделение пузырьков газов из электролита.

Вследствие образования местных токов в активном веществе электродов происходит электролиз воды, поэтому электролита выделяются водород и кислород, что и является признаком ускоренного саморазряда аккумулятора. Если установлено, что саморазряд аккумуляторов происходит из-за загрязнения электролита, то такую батарею обходимо разрядить током, равным 0,1 емкости батареи, до напряжения 1,1 —1,2 В на один аккумулятор, чтобы сторонние металлы и их окислы, попавшие в аккумулятор перешли с активного вещества минусовых электродов в электролит, после чего вылить весь электролит, а затем залить аккумуляторы свежим электролитом той же плотности, которую имел вылитый электролит, и зарядить батарею.

Пониженный уровень электролита в аккумуляторах.

Уровень электролита понижается вследствие испарения и электролиза воды, а также при утечках через трещины в мастике, крышках, наружных стенках бака и через неплотно завернутые пробки. Активное вещество верхней част электродов, не покрытых электролитом, соприкасаясь с воздухом, сульфатируется и разрушается. Кроме происходит нежелательное уплотнение активного вещества минусовых электродов. В результате этих дефектов снижается емкость аккумуляторной батареи. Проверяют уровень электролита в аккумуляторах (не реже чем через 10—15 дней, а в жаркое время года еще чаще) стеклянной трубочкой диаметром 3—5 мм (рис.), пластмассовым или деревянным стержнем. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм (у батарей типа 6СТ-55 -5-10 мм) выше предохранительного щитка. В батареях с полупрозрачным корпусом на стенке бака нанесены метки «MIN» и «МАХ», между которыми должен находиться электролит.

При понижении уровня электролита в аккумуляторы доливают только дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом батарею подзаряжают в течение 10—15 мин. На автомобиле воду доливают при работающем двигателе.

Пониженная или повышенная плотность электролита.

Плотность электролита понижается в основном при разряде аккумуляторов и сульфатации электродов. При понижении плотности электролита увеличивается внутреннее сопротивление батареи и снижается ее емкость. В результате падает сила тока в цепи работающего стартера, а поэтому уменьшаются частота вращения якоря и мощность стартера, что затрудняет пуск двигателя, особенно в зимнее время. Кроме того, в зимнее время может произойти замерзание электролита.

Плотность электролита повышается при испарении воды во время перезаряда аккумуляторов или в результате добавки в аккумуляторы электролита, а не воды. В случае повышения плотности электролита больше нормы ускоряется разрушение активного вещества и решеток электродов, а также ускоряется сульфатация активного вещества, что снижает емкость и срок службы батареи.

Плотность электролита измеряют денсиметром или плотнометром (рис.). Денсиметр имеет цену деления 10 кг/м3, а плотнометр 0,02г/см3.

 

Таблица. Нормы плотности электролита*

  Климатические районы   Время го да Плотность электролита, приведенная к 250С. г/см3
заливаемого заряженной батареи
Очень холодный Зима 1,28 1,30
Лето 1,24 1,26
Холодный Круглый год 1,26 1,28
Умеренный Круглый год 1,24 1,26
Теплый, влажный, жаркий, сухой Круглый год 1,21 1,23

Допускается отклонение плотности от приведенной не более +0,01 г/см3

 

Сульфитация электродов. Этоявление заключается в образовании крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности электродов и на стенках пор активного вещества. Кристаллы сульфата забивают поры активного вещества плюсовых и минусовых электродов, что препятствует проникновению электролита в глубь активного вещества. В результате не все активное вещество будет участвовать в работе, что снизит емкость

аккумулятора.

Сульфатация электродов ускоряется при длительном хранении батареи без подзаряда, длительном хранении новых сухозаряженных батарей, повышенной плотности -электролита, большом разряде, соприкосновении электродов с воздухом при пониженном уровне электролита. Сульфатированная батарея из-за малой емкости быстро разряжается при резком падении напряжения, особенно при включении стартера.

При заряде сульфатированной батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и начинается бурное газовыделение, в то время как плотность электролита повышается незначительно, поскольку часть серной кислоты остается связанной в сульфате. Сульфатацию электродов определяют сравнением ЭДС, подсчи­танной по плотности, с напряжением, измеренным вольтметром без нагрузки.

Сульфатацию устраняют несколькими циклами разряда- заряда при малой плотности электролита (1,11 -1,12) г/см3

 

Преждевременное разрушение электродов. За время эксплуатации батареи происходит окисление решеток и разрыхление активного вещества, особенно плюсовых электродов. Изменение объема активного вещества при заряде и разряде батареи вызывают отслаивание его от решеток.

В период эксплуатации могут возникнуть и другие причины, которые приводят к ускоренному разрушению электродов. К ним относят: непрочное крепление батареи на автомобиле, длительный перезаряд батареи, замерзание воды электролите, понижение уровня электролита ниже верхней кромок электродов, короткое замыкание батареи, неумелей пуск двигателя стартером и др.

Короткое замыкание батареи, а также частое и длительное включение стартера способствуют короблению электродов, что ускоряет разрушение массы активного вещества, особенно плюсовых электродов. Включать стартер следует не более чем на 5 с и не более 2—3 раз подряд.

Между включениями рекомендуется делать паузу на 15— 20 с.

Разрушение электродов ускоряется при повышении плотности и температуры электролита, применении химически не чистой серной кислоты и не дистиллированной воды.

При длительном перезаряде аккумуляторной батареи происходит электролиз воды электролита на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки плюсовых электродов, что вызывает разрушение их. О

Разрушение электродов вызывает уменьшение емкости батареи и короткое замыкание разноименных электродов. В аккумуляторных батареях с разрушенными электродами, даже если они полностью заряжены и не имеют сульфатации, напряжение под нагрузкой (особенно стартерной будет быстро снижаться.

Признаком разрушения плюсовых электродов является,бурый цвет электролита, который можно наблюдать при измерении плотности или уровня электролита после заряда батареи.

Разрыв цепи в межаккумуляторных перемычках.

Проверка аккумуляторной батареи -

Измерение напря­жения под нагрузкой, близкой к стартерной, позволяет проверить работоспособность аккумуляторной батареи. Напряжение аккумуляторной батареи измеряется проб­ником Э107, а аккумуляторов—пробником Э108 или на­грузочной вилкой ЛЭ2, Измерение напряжения под на­грузкой производят при завернутых пробках аккумуля­торов, что предотвращает возможность взрыва водородно-кислородной смеси.

Аккумуляторный пробник Э107 (рис.) позволяет проверить работоспособность аккумуляторных батарей емкостью до 190 А-ч со скрытыми межаккумуляторными перемычками. Резисторы 2 подключаются к ножке 4 при помощи контактной гайки 3. При проверке батареи щуп,5 подключается к минусовому выводу, а ножка 4 -- к плюсовому выводу батареи. Если напряжение в конце пятой секунды будет больше 8,9 В, то такая батарея работоспо­собна. При меньшей величине напряжения батарея силь­но разряжена или неисправна. На шкале вольтметра 1 выпол­нена отметка на делении 8,9 В, что облегчает отсчет на­пряжения.

Аккумуляторный пробник Э108 (рис.) позволяет проверять работоспособность аккумуляторных батарей ем­костью от 45 до 190 А·ч с внешними межаккумуляторны­ми перемычками. Перед проверкой необходимо с помощью контактных гаек 2 и 5 подключить нагрузочные резисто­ры 3, соответствующие емкости аккумуляторной батареи. Порядок включения резисторов поясняется надписями на контактных ножках пробника. При проверке острия контакт­ных ножек 4 плотно прижимают к выводам проверяемого аккумулятора и в конце пятой секунды по вольтметру 1 замеряют напряжение. Напряжение исправного и заря­женного аккумулятора должно быть не менее 1,4 В. Если напряжение хотя бы одного аккумулятора отличается от напряжения других аккумуляторов более чем на 0,1 В, батарея требует заряда или ремонта. При отключенных резисторах вольтметрами пробников измеряют ЭДС ак­кумуляторов или батареи.

Заряд аккумуляторных батарей. В новые аккумуля­торные батареи перед их зарядом заливают электролит плотностью на 0,02 г/см:' меньше той, которая дол

быть в конце заряда для данной климатической зоны (cм табл.). Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не ниже +15 и не выше +25 0С

Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролита необходимо произвести конт­роль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батарею можно сдать в эксплуатацию без заряда. Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею обязательно надо зарядить. Но желательно все же заряжать батарею в любом случае.

Для заряда аккумуляторных батарей используют различные зарядные устройства, позволяющие регулировать силу тока заряда. Заряд аккумуляторных батарей производится при постоянной силе тока, значение которой выбирается в зависимости от их технического состояния и емкости. Заряд батарей, снятых с автомобиля, допускается си­лой тока большей, чем новых.

Аккумуляторные батареи для заряда подключают к за­рядному устройству (рис.). Пробки аккумуляторов вы­вертывают.

Во время заряда периодически проверяют напряжение аккумуляторов, плотность и температуру электролита. В случае если температура электролита достигнет +45 "С, силу зарядного тока уменьшают наполовину или прерывают заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до +30 "С.

Заряд батарей ведут до тех пор, пока не наступит обиль­ное газовыделение во всех аккумуляторах батарей. Если плотность электролита и напряжение будут оставаться постоянными в течение 2 ч подряд, то это служит призна­ком конца заряда. Если плотность электролита в конце за­ряда будет отличаться от величин, указанных в табл., или будет отличаться более чем на 0,01 г/см3 в отдельных аккумуляторах, необходимо произвести корректировку плотности электролита при продолжающемся заряде до­ливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше, или доливкой электролита плотностью 1,40 г/см3 ес­ли она ниже.

Регламенты работы по техническому обслуживанию аккумуляторных батарей.

При ТО-1 очищают аккумулятор­ную батарею от пыли, грязи и нейтрализуют электролит на мастике и крышках, прочищают вентиляционные от­верстия; проверяют крепление и надежность контакта на­конечников проводов с выводами батарей; замеряют уро­вень электролита в каждом аккумуляторе батареи; про­веряют крепление батареи в гнезде. При ТО-2 контроли­руют состояние аккумуляторов батареи по плотности электролита и напряжению под нагрузкой и при необходимости снимают батарею для подзаряда.

 

 

 

 


 

 

Определение (а) и устранение (б) утечки тока на мастике

 

 

 

Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой пробником Э107

 

    Подключение аккумуляторной батареи для заряда к зарядному устройству

 

 

 

Измерение напряжения аккумулятора без нагрузки

 

 

 

Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой

А) Измерение уровня электролита   Б) Измерение плотности электролита

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Герметичные необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи | Педагогічне дослідження
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.