Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные факторы коммуникации




Общение и взаимодействие людей происходит не в изолированном пространстве, а в каждом случае в специфической окружающей обстановке, в конкретной социокультурной среде. Природа коммуникации определяется местом взаимодействия, положением, обстоятельствами, временем и числом участников. В межличностной коммуникации важное значение имеет знание контекста происходящего, а также четкое осознание своей позиции в коммуникации (членство в той или иной социальной группе, ее отношение к другим социальным группам, представители которых также участвуют в коммуникации).

Социальная группа – это двое или более индивидов, имеющих общие интересы, культурные нормы и ценности, картину мира и воспринимающих себя членами одной группы. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Такими группами являются семья, социальный класс или группа, раса, этнос, нация, пол, профессиональная группа и др. Набор поведенческих ожиданий, связанных с положением человека в той или иной социальной группе, в большинстве гуманитарных наук обозначается термином роль. В коммуникационных контактах люди взаимодействуют как носители соответствующих ролей, которые определяют коммуникативный стиль общения (доминирующий или подчиненный, дружелюбный или настороженный, открытый или замкнутый и т.д.). Огромное значение в любой культуре играют роли, связанные с половой принадлежностью человека.

Знание контекста коммуникации необходимо для нормального общения между людьми. Рассмотреть поведение человека в определенном контексте означает поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Обращение к контексту решает две основные задачи в межличностной коммуникации:

1. для наблюдателя объясняет, что происходит между людьми, кто какую роль играет;

2. для участника коммуникации дает возможность сформировать собственное отношение к происходящему, выбрать способы поведения, наилучшие в данной ситуации.

В связи с этим, человек должен научиться выделять стандартные, или типичные социальные ситуации, знать, как вести себя при этом. Существует несколько классификаций стандартных социальных ситуаций. В зависимости от степени личностной вовлеченности человека в коммуникацию можно выделить три основных уровня общения: социально-ролевой (кратковременное общение; контакты ограничиваются ситуативной необходимостью – на улице, в общественном транспорте, в магазине и т.п.; тематика общения определяется конкретной ситуацией), деловой (связывает людей, объединенных интересами дела, совместной деятельностью ради достижения общих целей, люди ориентируются на совместный поиск средств повышения эффективности сотрудничества, стремятся к рационализации отношений; от человека требуется четкое выполнение служебных обязанностей) и интимно-личностный (характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием).

Э. Берн в основу своей классификации стандартных ситуаций положил присущую человеку потребность в структурировании времени, которая представляет собой способ организации межличностного взаимодействия. Он предложил 6 форм социального поведения.

· Замкнутость – это пограничная ситуация, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек при этом находится среди людей, но не общается с ними. Такое бывает достаточно часто – в поезде, в ожидании приема у врача, во время вечеринки.

· Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить как формальный характер (дипломатический прием), так и быть частью неформального общения (приветствия, прощания, благодарность). Ритуалы дают людям возможность проводить время вместе, не сближаясь при этом.

· Времяпровождение – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, хотя и обладают некоторой повторяемостью. Времяпровождение всегда социально запрограммировано, так как разрешает говорить лишь в определенном стиле и на допустимые темы. Например, разговоры на вечеринке, где люди недостаточно хорошо знакомы друг с другом, во время ожидания официального собрания. Времяпровождение позволяет легко поддерживать приятельские отношения, заводить новые знакомства и связи.

· Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе ради эффективного достижения поставленных целей.

· Игры – наиболее сложный тип общения, в которых каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства и получить вознаграждение.

· Близость – пограничная ситуация, свободное от игр общение, связанное с теплыми, заинтересованными отношениями между людьми. Самая совершенная форма человеческих отношений.

В каждой из названных стандартных ситуаций есть свои социальные роли, сценарий действий, правила и нормы, регулирующие коммуникацию. Большинство социальных действий, в которые мы вовлечены, хорошо известны, отлажены и предсказуемы, представляют собой стандартную последовательность действий, поэтому их называют сценариями (например, сценарий «приема у врача» предполагает жалобы больного, расспросы со стороны врача, осмотр и медицинские процедуры, выписывание врачом рецептов, устные рекомендации по лечению). Сценарий – это своеобразная модель поведения человека в разнообразных ситуациях. В ситуации межкультурной коммуникации самая стандартная ситуация может превратиться в незнакомую и привести к конфликту или непониманию между коммуникантами.

Нормы общения – это принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры. Нормы включают в себя:

· Коллективную оценку того, каким должно быть поведение представителя данной культуры;

· Коллективную интерпретацию того, что значит то или иное поведение;

· Частные реакции на поведение, в том числе и запреты на нежелательное поведение.

Считается, что на коммуникативное поведение людей наиболее сильно влияют два основных вида норм – правосудия и взаимности. Норма правосудия складывается из двух различных значений: справедливость и равенство. Норма справедливости говорит, что если ты что-то получаешь от человека, то должен что-то отдать ему взамен. Это приводит к балансу во взаимоотношениях между людьми. Справедливость тесно связана с понятием заслуженности, получения каких-то благ по праву. Норма равенства подразумевает, что все блага должны распределяться поровну между людьми независимо от их личного вклада и индивидуальных потребностей.

Норма взаимности служит развитию межличностных отношений. Она утверждает, что необходимо помогать тем, кто помог вам, нельзя причинить им вред. Это внутреннее моральное соглашение, на котором основываются отношения между людьми.

Правила – это предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. Правила общения более индивидуализированы, чем нормы и зависят от ситуации и личностных характеристик участников коммуникации. Нарушение правил в отличие от нарушения норм не осуждается обществом. Они складываются на основе целесообразности и служат людям для согласования их деятельности и упорядочения социальной жизни.

М. Аргайл (1980) установил универсальные правила общения, действующие в любой ситуации и в любой культуре:

· Следует уважать частные права другого человека

· Нужно смотреть в глаза собеседнику во время разговора.

· Не следует обсуждать с другими конфиденциальную информацию

· Не следует проявлять сексуальную активность в отношении другого человека

· Не следует публично критиковать другого человека

· Следует возвращать долги, услуги и т.п., как бы они ни были малы.

Следует также помнить, что в любой культуре есть коммуникационные табу (темы, запрещенные для обсуждения), нарушать которые категорически запрещается.

При изучении факторов, влияющих на коммуникацию, выделяют еще один – лицо. Это публичный образ, которым каждый член общества заявляет о себе. В общении собеседник может уважать, отстаивать, третировать или отвергать заботу другого о собственном и чужом лице. Американская исследовательница С. Тинг-Туми предложила теорию о «поддержании лица» в процессе общения. Ее основные положения:

· Во всех культурах есть понятие «лицо»

· Угроза «потери лица» возникает в ситуации неопределенности (требование, жалоба, одобрение, конфликт), когда идентичности коммуникантов подвергаются оценке или сомнению.

· В проблемных ситуациях обе стороны заботятся либо о защите своего лица, либо о поддержке лица другого (либо и то, и другое вместе).

· На защиту своего или чужого лица влияют особенности отношений (степень близости) и факторы ситуации общения (формальная или неформальная, публичная или частная), а также степень ясности источника проблемы или конфликта.

· Эти измерения могут быть подвержены влиянию культурных норм, ожиданий и должны быть интерпретированы в культурном контексте.

В индивидуалистских культурах люди больше заботятся о поддержании собственного «лица», а в коллективистских – собственного и «лица» другого человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.