Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум




Равновесие потребителя соответствует такой комбинации товаров, которая максимизирует полезность при данных бюджетных ограничениях. Такое равновесие предполагает, что только потребитель получит этот набор товаров, у него пропадает стимул менять этот набор на другой.

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, потребитель может найти точку, которая бы отвечала максимальному удовлетворению его потребностей, то есть, отвечала бы наибольшей полезности. Такая точка принадлежит самой высокой кривой безразличия, которая может быть достигнута в рамках этого бюджета.

На рис. 5 такой точкой будет точка D - точка касания кривой безразличия U2 с бюджетной линией I. Кривая безразличия U3, которая является кривой, которая соответствует высшему уровню удовлетворения потребностей (высшему уровню полезности), чем кривая безразличия U2,не может быть достигнута, потому что выходит за рамки бюджета.

Точка соприкосновения высокой кривой безразличия и линии бюджетного ограничения соответствует состояния потребительского равновесия.

Рис. 5. Равновесие потребителя

Кривые "доход-потребление"

Изменения в доходе потребителя могут привести к изменению количества товара X, который покупает потребитель. Кривая "доход-потребление" связывает все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода и показывает, как потребительский набор, состоящий из товара X и расходов на другие блага, меняется в зависимости от дохода (І=Qx*Px+E). Кривая «доход-потребление» для нормального товара Х изображена на рис. 6. С увеличением дохода потребитель покупает больше товара Х, а это означает, что эта кривая «доход-потребление» построена для нормального товара и имеет положительный наклон. (рис.6)

Рис. 6 Кривая "доход-потребление" для нормального товара

 

На рис. 7 представлена кривая «доход-потребление» для некачественного товара. Если потребитель начинает рассматривать товар некачественный, кривая «доход-потребление» возвращает к вертикальной оси координат, поскольку после достижения определенного уровня дохода дальнейшее его повышение приводит к уменьшению потребления этого товара.

Рис. 7 Кривая "доход-потребление" для некачественного товара

 

Товары, которые потребители часто считают некачественными: низкосортное мясо (требуха), бывшие в употреблении товары, как, например, используемая техника, одежда или мебель. Однако товар считается нормальным или некачественным в зависимости от предпочтений конкретного потребителя.

Также существуют блага, потребление которых является постоянным при всех уровнях дохода. К ним можно отнести товары, расходы на которые занимают небольшую часть бюджета, или, которые рассматриваются как товары первой необходимости - соль, туалетная бумага, зубная паста, и т. и. Кривая "доход-потребление" для таких товаров будет представлять вертикальную линию (рис. 8).

Рис. 8 Вертикальная кривая "доход-потребление"

 

Анализ кривых безразличия может быть использован для того, чтобы показать, как закон спроса согласуется с моделью поведения потребителя. Для этого необходимо варьировать цены на товар X при неизменных ценах на все другие блага и постоянном доходе. Необходимо при заданных предпочтениях прослеживать положения равновесия для отдельного потребителя, и отмечать изменения количества товара X в наборе потребителя по мере того, как он реагирует на изменение цены.

Каждое снижение цены на товар X возвращает бюджетную линию против часовой стрелки до нового пересечения с осью X. По мере того, как бюджетная линия становится менее наклонной, покупатель потребляет больше товара X, сокращая для себя предельную полезность товара, чтобы сравнять ее с более низкой ценой. Кривая, что связывает все точки равновесия при изменении в ценах, является кривой "цена-потребление". Потребительский доход зафиксирован на уровне І, что показано сечением различных бюджетных линий с вертикальной осью. С падением цен на товар Х потребитель передвигается на новую точку равновесия на графике. Потребитель сначала в точке Е1.

Рис.9 Построение кривой «цена-потребление» и кривой спроса

Рис. 9А показывает, что, если цена падает, он продвигается к точке Е2. Показано еще два уменьшения цен и продвижения потребителя к точке Е3, а затем - к Е4. Сочетая эти точки, мы получаем кривую «цена-потребление».

На рис. 9А точки на оси Qx, которые показывают количество товара Х, которое потребитель мог бы купить, если бы он потратил весь доход на это благо, обозначенные как F1, F2, F3, F4. Цена на товар Х в любой точке может быть подсчитана как І/F. Обозначая эту цену на нижнем графике напротив Qx потребленного на неделю, мы получаем еженедельную линию потребительского спроса на товар Х. Поскольку расходы на все остальные блага при данных обстоятельствах равна нулю, бюджетное ограничение было бы:

I=P1F1+0, отсюда P1=I/F1.

При цене I/F1 потребительское равновесии соответствует точка Е1, он потребляет Q1 единиц блага Х. на рис. 9В величина Q1 перенесена вниз прямо на ось, на которой составлен количество блага: цена обозначена на оси цен отдельно как величина, парная количеству блага Q1.

Когда цена равна Р1 объем спроса - Q1. По мере того, как цены на благо X падают, бюджетная линия перемещается вдоль оси X. Соответственно растет координата точки пересечения с осью X. Когда сечением есть точка Е2, цена равна І/F2=Р2. Р2 должно быть меньше Р1, поскольку F2 более чем F1. В этом случае новое равновесие потребителя будет достигнуто в точке Е2, и количество потребленного блага X возрастает до Q2. Координаты (P2; Q2) обозначены на нижнем графике как еще одной точки на кривой спроса.

Так же, если цена на X падает до Р3 и P4, количество потребленного блага X на неделю все растет. Объединяя в пары цены и объемы спроса при этих ценах, получаем кривую спроса (рис. 9В).

Эта кривая показывает объем спроса отдельного потребителя при разных ценах на благо Х. Кривая спроса и кривая "цена-потребление" - это просто два разных способа описания того, как спрос на товар меняется при изменении цены товара (при прочих равных).

При анализе кривой «доход - потребление» мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена - потребление» - влияние изменения цен на относительное замещение одного блага другим. Проанализируем, в какой степени изменение спроса на благо X вызвано изменением цены, а в какой - реального дохода. Для этого обратимся к таким понятиям как: эффект замещения и эффект дохода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.