КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кабинет физики как дидактическое средство учителя-управленца
В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ И ЛАБОРАТОРНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ Учитель физики - заведующий предметным кабинетом -обязан владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников. Мы называем такого учителя учителем - управленцем, дня которого не меньшее, а зачастую и большее значение, чем знание предметных методик, имеют навыки сознательного и конструктивного анализа учебных ресурсов ученика, конструирования целей, планирования и организации процесса обучения и снова - анализа, но уже результатов, причем, не только ученической, но, в первую очередь, собственной деятельности. Чтобы постоянно быть свободным для выбора наиболее оптимального и эффективного способа действия, для учителя-управленца характерна системность в организации педагогического труда, начиная с организации процесса обучения заканчивая организацией классного пространства, рабочего места, порядка в шкафах и т. д. Потребность школы в новом учителе-управленце, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих Учеников, таком учителе, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т. д., так как владеет навыками Управленческой деятельности, четко определена и в государственных Документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном и региональном уровнях. Доступность, качество образования, также как и эффективность начинаются "ссомненно с «учителя нового качества». И среди новых характе- ристик зрительской деятельности управленческие знания и представляют одну из важнейших составляющих. Учитель- управленец воспринимает поступающие сверху распоряжения констру^. тилно-критически, умело вычленяя инвариантную, обязательную д,ця выполнения часть и профессионально точно рефлексируя вариативную составляющую.
На рис. 4.1 представлена рабочая компетентностная модель учителя-управленца, разработанная и апробированная в рамках опытно-экспериментальной работы в школах 1178, 1272 и 1054 г. Москвы (автор Галеева Н.Л.). Модель является открытой системой, спроектированной по принципу «необходимости и достаточности». В настоящем пособии мы опишем те компетенции учителя-управленца, которые касаются особенностей управления предметным кабинетом. Если учитель недостаточно владеет знаниями о познавательных процессах, т. е. о том, чем ученик учится (позиция 1), то, скорее всего, среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые будут отражать индивидуальный стиль деятельности учителя, но не будут предоставлять возможности для реализации индивидуального стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень владения знаниями и навыками учителя в области идеологии образовательного процесса (позиция 3) гарантирует его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением.осанкой и др. Как обидно бывает, когда яркая личность, прекрасно владеющая материалом своего предмета, способная фонтанировать идеями, практически не способна осуществить реализацию задуманного. Практика показывает, что это характерно для тех учителей, у которых не сформированы или находятся на низком уровне управленческие навыки (позиция 6). Проанализировать ресурсы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сформулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, получить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным целям. Эти умения и навыки необходимы учителю-управленцу, который по-настоящему сознательно управляет предметным кабинетом, а не просто выполняет «распоряжения сверху».
В условиях свободы выбора учитель-управленец осуществляет руководство своим предметным кабинетом по законам педагогического менеджмента, содержание и технологии которого определяются как в любом менеджменте — от целей и ресурсов. Успешность любого управления напрямую зависит от того, насколько четко управленец представляет себе цели своей деятельности. В нашем случае, все возможные вопросы можно свести к одному: - для кого учитель создает и развивает предметный кабинет?., - чьи интересы учитель должен учитывать и обеспечивать в сво Эти вопросы не так банальны, как кажутся с первого взгляда. Иногда учитель очень грамотно, правильными словами объясняег, что означает субъектное ть ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной работы, и в процессе внутри-Школьного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует чаще всего насколько «УДОБНО В НЕМ ПРЕПОДАВАТЬ» вместо того, чтобы демонстрировать «НАСКОЛЬКО УДОБНО И КОМФОРТНО В ЭТОМ КАБИНЕТЕ УЧИТЬСЯ». Не следует забывать, что предметный кабинет является дидактическим средством, обеспечивающим не только успешную деятельность учителя. Но и УСПЕШНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА. Если учебный успех. КАЖДОГО ученика понимать не только как Увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция потребует прежде всего четкого определения необходи, мого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. Рассмотрим динамическую систему личности (по К.К. Платонову) как совокупность подсистем, требующих различных способов педагогического воздействия (табл. 4.1). Четыре основных компонента личности в своей целостности с точки зрения учителя определяют четыре группы требований к созданию целостной образовательной среды на его занятиях и во внеурочной деятельности. Среда должна
- МОТИВИРОВАТЬ ученика на поиск и приобретение знаний, - формировать у учащегося систему ЗНАНИИ; - формировать у учащегося систему предметных, межпред Таблица 4.1 Динамическая система личности (по К.К. Платонову)
Рис. 4.2. Ресурсы учебного успеха каждого ученика - развивать у него познавательную сферу и через развитие психофизиологических свойств (внимание, память, и др.). Доцентом кафедры управления развитием школ МПГУ Н.Л. Га-пеевой разработана схема определения понятия «структуры учебного успеха ученика», и спроектирована матрица параметров индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащегося, состоящая из 10 параметров (рис. 4.2, табл. 4.2)*. Каждый из параметров можно представить как отрезок из центральной точки, а уровень развития параметра - длиной отрезка. В таком случае индивидуальный стиль деятельности конкретного ученика будет «выглядеть» на схеме как замкнутая фигура, ограниченная кривой, проходящей через дистальные точки отрезков: Такое графическое представление смысла понятия «индивидуального стиля учебной деятельности» позволяет выявить сущность еще Таблица 4.2
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |