Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кабинет физики как дидактическое средство учителя-управленца

В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

И ЛАБОРАТОРНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Учитель физики - заведующий предметным кабинетом -обя­зан владеть навыками грамотного управления собственной дея­тельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников. Мы называем такого учителя учителем - управленцем,

дня которого не меньшее, а зачастую и большее значение, чем знание предметных методик, имеют навыки сознательного и конструктив­ного анализа учебных ресурсов ученика, конструирования целей, планирования и организации процесса обучения и снова - анализа, но уже результатов, причем, не только ученической, но, в первую очередь, собственной деятельности.

Чтобы постоянно быть свободным для выбора наиболее опти­мального и эффективного способа действия, для учителя-управлен­ца характерна системность в организации педагогического труда, начиная с организации процесса обучения заканчивая организа­цией классного пространства, рабочего места, порядка в шкафах и т. д.

Потребность школы в новом учителе-управленце, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих Учеников, таком учителе, который не паникует от каждого измене­ния в программах, учебных планах и т. д., так как владеет навыками Управленческой деятельности, четко определена и в государственных Документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном и региональном уровнях. Доступность, качество образования, также как и эффективность начинаются "ссомненно с «учителя нового качества». И среди новых характе-

ристик зрительской деятельности управленческие знания и представляют одну из важнейших составляющих. Учитель- управ­ленец воспринимает поступающие сверху распоряжения констру^. тилно-критически, умело вычленяя инвариантную, обязательную д,ця выполнения часть и профессионально точно рефлексируя вариатив­ную составляющую.

На рис. 4.1 представлена рабочая компетентностная модель учи­теля-управленца, разработанная и апробированная в рамках опытно-экспериментальной работы в школах 1178, 1272 и 1054 г. Москвы (автор Галеева Н.Л.). Модель является открытой системой, спроекти­рованной по принципу «необходимости и достаточности». В настоя­щем пособии мы опишем те компетенции учителя-управленца, кото­рые касаются особенностей управления предметным кабинетом.

Если учитель недостаточно владеет знаниями о познавательных процессах, т. е. о том, чем ученик учится (позиция 1), то, скорее все­го, среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые будут отражать индивидуальный стиль деятельно­сти учителя, но не будут предоставлять возможности для реализации индивидуального стиля деятельности разных учеников.

Низкий уровень владения знаниями и навыками учителя в области идеологии образовательного процесса (позиция 3) гарантирует его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением.осанкой и др.

Как обидно бывает, когда яркая личность, прекрасно владею­щая материалом своего предмета, способная фонтанировать идея­ми, практически не способна осуществить реализацию задуманного. Практика показывает, что это характерно для тех учителей, у кото­рых не сформированы или находятся на низком уровне управлен­ческие навыки (позиция 6). Проанализировать ресурсы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сформулировать цели, выстроить план действий, организовать вы­полнение этого плана, получить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным целям. Эти умения и навыки необходимы учителю-управленцу, который по-настоящему созна­тельно управляет предметным кабинетом, а не просто выполняет «распоряжения сверху».

В условиях свободы выбора учитель-управленец осуществляет руководство своим предметным кабинетом по законам педагогиче­ского менеджмента, содержание и технологии которого определяются как в любом менеджменте — от целей и ресурсов. Успешность любого управления напрямую зависит от того, насколько четко управленец представляет себе цели своей деятельности. В нашем случае, все возможные вопросы можно свести к одному:

- для кого учитель создает и развивает предметный кабинет?.,
или

- чьи интересы учитель должен учитывать и обеспечивать в сво­
ей деятельности по управлению кабинетом?

Эти вопросы не так банальны, как кажутся с первого взгляда. Иногда учитель очень грамотно, правильными словами объясняег, что означает субъектное ть ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной работы, и в процессе внутри-Школьного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует чаще всего насколько «УДОБНО В НЕМ ПРЕПОДАВАТЬ» вместо того, чтобы демонстрировать «НАСКОЛЬКО УДОБНО И КОМФОРТНО В ЭТОМ КАБИНЕТЕ УЧИТЬСЯ». Не следует забывать, что пред­метный кабинет является дидактическим средством, обеспечиваю­щим не только успешную деятельность учителя. Но и УСПЕШНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА.

Если учебный успех. КАЖДОГО ученика понимать не только как Увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего,

как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция потребует прежде всего четкого определения необходи, мого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика.

Рассмотрим динамическую систему личности (по К.К. Платоно­ву) как совокупность подсистем, требующих различных способов педагогического воздействия (табл. 4.1).

Четыре основных компонента личности в своей целостности с точки зрения учителя определяют четыре группы требований к созданию целостной образовательной среды на его занятиях и во внеурочной деятельности. Среда должна

- МОТИВИРОВАТЬ ученика на поиск и приобретение знаний,
умений и навыков;

- формировать у учащегося систему ЗНАНИИ;

- формировать у учащегося систему предметных, межпред­
метных и надпредметных (называемых чаще общеучебными)
УМЕНИЙ, НАВЫКОВ;

Таблица 4.1

Динамическая система личности (по К.К. Платонову)

 

Подсистема личности (науки, изучающие эту подсистему) Структура под­системы Соотношение биологического и социального Виды развитии и форми­рования
Направленность личности (философия, социо­логия, психология) Интересы, идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей Практически нет биологиче­ского Воспитание
Опыт (педагогика, социо­логия, психология) Знания, умения, навыки, привычки Гораздо больше социального, чем биологиче­ского Обучение
Особе нности психи­ческих процессов {психология, психофизи ология, пейропсихоп огня) Воля, чувства, ощуще­ния, эмоция, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, домини­рование полушарий Гораздо больше биологического, чем социаль­ного Упражнения
Биопсихические свойства (психоф изиология, н е иропсихол огия, эндокринология, физиология и др.) Возрастные особен­ности, половые раз­личия, темперамент Практически нет социального Тренировка

 

 


Рис. 4.2. Ресурсы учебного успеха каждого ученика

- развивать у него познавательную сферу и через развитие пси­хофизиологических свойств (внимание, память, и др.).

Доцентом кафедры управления развитием школ МПГУ Н.Л. Га-пеевой разработана схема определения понятия «структуры учебного успеха ученика», и спроектирована матрица параметров индивиду­ального стиля учебной деятельности (ИСУД) учащегося, состоящая из 10 параметров (рис. 4.2, табл. 4.2)*.

Каждый из параметров можно представить как отрезок из цен­тральной точки, а уровень развития параметра - длиной отрезка. В таком случае индивидуальный стиль деятельности конкретного ученика будет «выглядеть» на схеме как замкнутая фигура, ограни­ченная кривой, проходящей через дистальные точки отрезков:

Такое графическое представление смысла понятия «индивидуаль­ного стиля учебной деятельности» позволяет выявить сущность еще

Таблица 4.2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Суточный и годовой ход облачности | Характеристики индивидуального стиля учебной деятельности ученика как факторы его учебного успеха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.