Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Этика делового общения

Тема 7. Конфликты в деловом общении, их психодиагностика

Седьмая тема содержит анализ сущности, структуры конфликтов и путей их разрешения. Нет смысла подробно останавливаться на этой теме, поскольку в настоящее время издан учебник кафедры философии ВЗФЭИ по конфликтологии, это вопрос достаточно подробно рассмотрен в базовом учебнике по социальной психологии и этике делового общения.

Важно помнить, что конфликт – это всегда столкновение интересов. Любой конфликт имеет свою структуру. Сюда относятся: предмет конфликта, цели конфликта, оппоненты, повод (не путать с причиной). Пока не устранены первые три элемента этой структуры – предмет, цели конфликта и оппоненты, конфликт практически не разрешим. Это прекрасно понимал Сталин, который цинично говорил: Есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы». Не воспринимайте это высказывание в данном контексте как призыв устранять оппонентов. Следует, по возможности, убедить эти самых оппонентов в том, что их цели не вполне отвечают интересам тех или иных сотрудников и, в конечном счете, не принесут пользы им самим. Надо постараться «убрать» и предмет конфликта: если сотрудники никак не могут поделить премию, можно сказать – «Ну не хотите, не надо. Отдам ее в другой отдел».

Обратите внимание на очень интересную сетку Томаса–Килменна. Предлагаемые здесь стили поведения – (конкуренции, сотрудничества, компромисса, уклонения или приспособления), дают возможность выбрать определенный стиль поведения, адекватный Вашей позиции в конкретной конфликтной ситуации.

Остальной материал по данной теме Вы найдете в учебном компьютерном пособии. Приложенные тесты помогут Вам выявить свои сильные и слабые стороны своего поведения в случае конфликта.

Предпринимательская деятельность в современной России существенно отличается от прошлой деятельности «номенклатурного» руководителя. Если раньше было достаточно преданности идее, принадлежности к правящей партии, умения любой ценой организовать выполнения плана (и хорошо об этом отчитаться), определенных профессиональных и экономических знаний, то в условиях рыночной экономики требования к руководителю радикально меняются.

Современный менеджер должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и учитывать в своей деятельности возможные изменения в политической, правовой, технологической, демографической, информационной и экологической сферах. Особенно важно уметь своевременно принять правильное управленческое решение и добиться его выполнения, для чего необходимо обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, не бояться смелых идей, постоянно аккумулировать новую информацию, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициативу, обладать способностью создать команду единомышленников, вдохновить их, уважать закон и нравственные ценности, быть патриотом своей Родины и т.д.

Вместе с тем, в нашем «потребительском» обществе заметен недостаточно высокий уровень общей культуры предпринимателей, склонность к силовым методам в конфликтных ситуациях, неуважение к власти и закону, и т.д.

Вопрос о причинах нынешнего состояния «бизнеса по-русски» не имеет простого и однозначного ответа. Одна из них – недопонимание того, что мораль рынка и мораль общества не совпадают. «Деньги не пахнут»,– ответил на упрек сына сребролюбивый римский император Веспасиан (69–79 г.н.э.), обложивший налогом общественные туалеты. Эта ставшая крылатой фраза имеет глубокий философский смысл: для рыночной экономики нравственно все то, что приносит прибыль, в том числе и торговля людьми, проституция, торговля оружием и наркотиками, фальсификация товаров и т.д. Поэтому мораль рынка и мораль общества, общечеловеческая мораль, не совпадают. Наш видный соотечественник, опальный олигарх Б.А.Березовский, справедливо утверждал, что «мораль начинается и заканчивается в семье. Если я буду руководствоваться ею в бизнесе – я разорюсь».

Отсюда следует:

  1. необходимость активного вмешательства государства в рыночные отношения в интересах решения общегосударственных, в первую очередь, социальных проблем;
  2. каждый уважающий себя отечественный предприниматель должен знать и обязательно учитывать в своей деловой практике существующую систему норм и категорий морали.

Напомню Вам, что мораль - это система этических норм и ценностей, регулирующих отношения между человеком и обществом. Их выбор обусловлен внутренней мотивацией субъекта делового общения, в меньшей мере – общественным мнением. Нормы морали воплощаются в общих представлениях о «добре» и «зле», «чести»,«совести» и т. Д., нравственных заповедях о том, как должно себя вести. В этом противоречии между сущим и должным заключена противоречивая сущность любого, в том числе, и делового общения.

Предприниматель в условиях рынка постоянно находится в состоянии раздвоенного сознания. Последнее объясняется противоречием между соотношением давления относительных, внешних обстоятельств и внутренних, абсолютных законов и правил поведения. С одной стороны, вступая в деловое общение, он вынужден, под давлением ситуации руководствоваться нормами рыночной морали, требующей увеличения прибыли любыми средствами. С другой стороны, в качестве личности, живущей в современном обществе, он не может не учитывать, что все возрастающий общий уровень техносферы неуклонно ведет человека к конфликту с природой, глобальной экологической катастрофе. Именно предприниматель несет социальную ответственность за происходящее и потому не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и порядочности. Получается, что существующая рыночная действительность диктует ему поведение по принципу «не обманешь – не проживешь», «не подмажешь – не поедешь», «не пойман – не вор», а моральный долг, напротив, требует от него выполнения христианских нравственных заповедей.

Таким образом, это реальное противоречие нравственного сознания между сущим и должным изначально присуще личности в условиях рыночных отношений, однако его реальное содержание, и смысл, этика делового поведения, радикально меняются, поскольку деловые отношения опираются на:

  1. конкретно–исторические особенности развития рынка,
  2. господствующие в обществе нравственные ценности, и
  3. во многом зависят от сословной принадлежности участников делового общения, их професс иональной этики.

Постепенно, по мере становления товарно–денежных отношений, на смену этике средневековья пришла этика протестантизма, согласно которой получение прибыли богоугодно и потому нравственно оправдано и верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией, как они относятся к Богу. Согласно доктрине Мартина Лютера – каждый протестант – это «стрела в колчане божьем», он должен отличатся аскетизмом, трудолюбием и бережливостью. Другой идеолог протестантизма, Жан Кальвин, считал, что поскольку посмертное местоприбывание Души уже предопределено, мирянину остается только один путь к спасению: беспрестанные молитва Господу и добросовестный труд. При этом неизбежный рост дохода, прибыли – признак (по крайней мере в глазах окружающих) богоизбранности мирянина.

Позже, в Х VIII веке, американский мыслитель Бенджамин Франклин, сформулировал нравственный кодекс буржуа, наверняка известный нарождающейся русской буржуазии. Основные особенности российской профессиональной этики подробно представлены в нашей КОПР. Там же даны «Семь принципов ведения дел в России», принятые российскими предпринимателями в 1912 году. Среди них заслуживают внимание уважение к власти и частной собственности, призыв к честности и правдивости, любви и уважению к человеку труда, верности предпринимателя своему слову и т.д.

Анализ этики делового общения позволяет выделить несколько уровней нравственных ценностей:

  1. этические требования к личности предпринимателя;
  2. личность и дело: профессиональная этика, обусловленная целями и средствами данного вида деятельности, степенью участия личности;
  3. этика рынка: предприниматель и его деловые партнеры, в лице работников, поставщиков, посредников, потребителей, конкурентов, заинтересованных в его бизнесе социальных групп;
  4. предприниматель и общество: государство, чиновники, хозяйственное право, общественное мнение, население и т.д.
  5. предприниматель и природа, включая региональные, государственные и глобальные экологические проблемы.

Применительно к приведенной выше классификации можно представить нравственные принципы в определенной последовательности: именно так эти 12 принципов и перечислены в данном компьютерном пособии.

В наши дни нормы профессиональной этики широко представлены в различных формальных и неформальных этических кодексах. Потребность в них современных предпринимателей неуклонно возрастает. Совершенствованию уровня моральности деловой активности, повышению показателей этичности поведения как рядовых работников, так и руководителей призваны способствовать такие мероприятия как разработка этических нормативов на предприятии; создание комитетов и комиссий по этике (в прошлом эту функцию выполняли парткомы); проведение социально–этических ревизий; обучение этическому поведению.

Иными словами, каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики делового общения, являющиеся важнейшим компонентом бизнеса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Деловые переговоры | Тема 9. Деловой этикет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.