Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операции со строками

СТРОКИ

Записи

Примеры решения задач обработки строковых данных (повторить самостоятельно, см. также 7.2.1.3 и 7.2.1.4)

Строки (повторить самостоятельно, см. также 7.2.1.3 и 7.2.1.4)

Мышь, джойстик, плоттер, сканер, дигитайзер, sound blaster.

Устройства ввода-вывода ПЭВМ

Поколения ЭВМ определяются их элементной базой.

1 поколение: первые машины серии IBM/360, у нас - МЭСМ[1], БЭСМ, Стрела, Урал, М-20.

2 поколение: ЭВМ американской фирмы NCR (1957 г.), М-222, "Наири" и т.д.

3 поколение: IBM/360, IBM-370, ЕС ЭВМ (Единая система ЭВМ), СМ ЭВМ (Семейство малых ЭВМ) и др.).

4 поколение – это ВТ, разработанная после 1970 года, в т.ч. современные ПЭВМ.

Для него характерны:

- применение персональных компьютеров;

- телекоммуникационная обработка данных;

- компьютерные сети;

- широкое применение систем управления базами данных;

- элементы интеллектуального поведения систем обработки данных и устройств.

5 поколение? – это интеллектуальные ЭВМ, обладающих мульти- и гипермедиа вводом-выводом, подключенные к Internet, даже без видимых каналов.


10.2 Состав ЭВМ

Классификация моделей IBM PC по установленному процессору.

Модель Год начала выпуска Разработчики Тактовая частота, Мгц Быстродействие, MIPS Адресуемая память
Операт. Виртуал.
8086/88     4.77(8,10) 0.33 1 Mб -
      8(12,16) 1.2 16 Мб 1 Гб
80386DX     16(20,25,33,40)   4 Гб 64 Тб
80386SX     16(20,25) 2.5 4 Гб 64 Тб
486DX     25(33,50)   4 Гб 64 Тб
486SX     20(25) 16.5 4 Гб 64 Тб
486DX2     50(66)   4 Гб 64 Тб
Pentium         4 Гб 64 Тб
Pentium II     233(..700)      
Pentium III     450 (..933)      
Pentium IV     ~1000 и выше      

 

MIPS - Million Instruction Per Second.


Клавиатура

Монитор

 

Монитор Mono/Color Текстовый режим Графический режим
MDA + 80*25, 2 цвета 640*200, 2 цвета
CGA + 80*25,16 цветов 640*200, 2 цвета
      320*200, 4 цвета
EGA + 80*25,16 цветов 640*350,16 цветов
    80*43,16 цветов  
VGA + До 80*50,256 цветов 640*480,16 цветов
SVGA + До 80*50,256 цветов До 1024*768, 16 млн. цветов
XGA   До 80*50,256 цветов До 1248*1024, 16 млн. цветов
SXGA   До 80*50,256 цветов До 1600*1248, 16 млн. цветов

 

Важно соответствие монитора стандартам безопасности. Самые мягкие допустимые требования обеспечивает стандарт MPR II, жесткие – TCO’03.


10.4. Периферийные устройства ПЭВМ

Принтеры:

матричные

струйные

лазерные

 

Внешняя память компьютера:

  • накопители на жёстких магнитных дисках (НЖМД, HardDisk,HD);
  • накопители на гибких магнитных дисках (НГМД, Floppy, дискеты);
  • накопители на компакт-дисках (CD ROM);
  • накопители на магнито-оптических компакт-дисках;
  • накопители на магнитной ленте (стримеры) и др.

 

 


[1] 1951 г. В Киеве построен первый в континентальной Европе компьютер МЭСМ (малая электронная счетная машина), имеющий 600 электронных ламп. Создатель С.А. Лебедев. В 1952 г. Под руководством С.А. Лебедева в Москве построен компьютер БЭСМ-1 (большая электронная счетная машина) — на то время самая производительная машина в Европе и одна из лучших в мире.

9.4. Примеры использования данных типа «запись»

 


Тип данных STRING (строка) предназначен для обработки строк (цепочек символов).

Обработка строковых данных - необходимый элемент программ, работающих с текстами:

- Программы лингвистического анализа текстов;

- Текстовые редакторы;

- Программы, работающие в диалоговом (интерактивном) режиме;

- Программы, содержащие текстовые пояснения результатов своей работы.

Строка – последовательность символов (от 0 до 255), заключенная в апострофы.

При составлении программ используются строковые константы и строковые переменные.

Строковые константы – элементы данных, значения которых известны заранее, описаны в разделе описания констант и в ходе выполнения программы не изменяются.

Формат описания строковых констант

CONST

<идентификатор> = <значение>;

CONST

ZAG = `Результат расчета`;

VAR1 = ` Вариант №1 `;

VAR2 = ` Вариант № 2`;

KNIGA = `Турбо-Паскаль 7.0`;

Строковые переменные – элементы данных, которые по ходу выполнения программы могут изменять значение и количество символов в пределах от 0 до числа, равного заданной программистом максимальной длины строковой переменной.

Определить строковую переменную можно двумя способами:

1. Определение через описание типа в разделе описания типов.

Формат

TYPE

<имя типа> = STRING [максимальная длина строки];

VAR

<идентификатор1, идентификатор2,…>: <имя типа>;

где - STRING – зарезервированное слово;

- максимальная длина строки – наибольшее допустимое количество символов переменной данного типа (≤ 255).

TYPE

FLO = STRING [130];

FTK = STRING; {По умолчанию длина строки равна 255}

VAR

ST1: FLO;

ST2, ST3: FTK;

2. Определение непосредственно в разделе описания переменных:

Формат

VAR

ST4, ST5: STRING [60];

ST6,ST7: STRING;

Выражения, в которых операндами служат данные строкового типа - строковые выражения.

Строковые выражения могут состоять из:

- строковых констант;

- строковых переменных;

- знаков операций;

- указателей процедур;

- указателей функций.

Над строковыми данными допустимо выполнять операции сцепления и операции отношения.

Операции сцепления (+) применяются для сцепления нескольких строк в одну результирующую строку, длина которой не должна превышать 250 символов.

Например, выражение

`Процессор ` + ` Intel ` + ` Celeron ` + ` 1.7/20 GHz`

дает результат

`Процессор Intel Celeron 1.7/20 GHz`,

а выполнение операторов

STR1:= `Группа студентов `;

STR2:= `Н - 109`;

STR3:= STR1+STR2;

дает строку `Группа студентов Н - 109`.

Такой же результат можно получить и так

STR3:= STR1+`Н – 109`

Операции отношения (=, <>, <, >, >=, <=) проводят сравнение двух строковых операндов и имеют приоритете более низкий, чем операции сцепления.

Сравнение строк производится слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в стандартной таблице обмена информацией (ASCII - коды).

Результат выполнения операций отношения над строковыми данными всегда имеет булевский тип (Boolean), и равен:

- TRUE, если выражение истинно;

- FALSE, если выражение ложно.

Например,

Выражение Результат

`COM1` < `KOM2` TRUE

`DOS1.0` > `DOC1.0` TRUE

`АККОРД` < `AKKORD` FALSE

Строки считаются равными, если они равны по длине и содержат одни и те же символы. Если строки имеют различную длину, но в общей части символы полностью совпадают, считается, что более короткая строка меньше. Для присваивания строковой переменной результата строкового выражения используется оператор присваивания (:=).

STR10:= `Название факультета`;

STR11:= STR10 + `ФЭМФ`;

Если значение переменной после выполнения оператора присваивания превышает по длине максимально допустимую величину, указанную при описании этой переменной, то все лишние символы справа отбрасываются.

Описание Строковое выражение Получаемое значение

переменной А переменной А

A: STRING [14]; A:= `Группа ФК-418`; `Группа ФК-418`

A: STRING [9]; A:= `Группа ФК-418`; `Группа ФК`

A: STRING [6]; A:= `Группа ФК-418`; `Группа`

В одно выражение допускается включать операнды строкового и символьного (CHAR) типа. Если при этом символьной переменной присваивается значение строкового типа, фактическая длина строки должна быть равна единице, иначе возникает ошибка выполнения.

VAR

LITERA: CHAR;

ST1, ST2: STRING [12];

BEGIN

LITERA:= `A`;

ST1:= ‘КЛАСС ’;

ST2:= ST1 + LITERA; {Дает результат «КЛАСС А»}

ST1:= ‘B’;

LITERA:= ST1;

ST2:= ‘B2’;

LITERA:= ST2; {Ошибка, т.к. литерной переменной нельзя присваивать значения длиной более одного символа}

К отдельным символам строки можно обращаться по номеру (индексу) данного символа в строке. Индекс определяется выражением целочисленного типа, которое записывается в квадратных скобках.

Например, после выполнения присваивания

STR5:= ‘Специальность Н-109’;

выражение STR5[1] дает обращение к первому символу, а выражение

STR5[15] + STR5[16]

дает значение «Н».

Запись STR5[0] дает доступ к нулевому байту, содержащему значение текущей длины строки. Это значение не должно превышать число 255.

При вводе и обработке строковых данных кроме непосредственного указания входящих в эти строки символов для обозначения символов можно использовать соответствующие им ASCII коды. В этом случае перед числом, обозначающим код ASCII символа, необходимо поставить знак #.

Таким образом, можно в качестве элементов строк задавать и символы, не обозначенные на клавиатуре.

VAR

ST1: STRING [32];

BEGIN

ST1:= ‘TEKST’ + ‘ ‘ + #3;

Переменной ST1 будет присвоено значение

‘TEKST ♥’

Процедуры для обработки строк

DELETE (ST, POZ, N) – удаление N символов строки ST, начиная с позиции POZ.

Например, для значения ST ’ АБВГДЕ’ выражение DELETE (ST, 4,2) дает результат ‘АБВЕ’.

INSERT (ST1, ST2, POZ) – вставка строки ST1 в строку ST2 начиная с позиции POZ.

Например,

VAR

ST1, ST2, ST3: STRING;

BEGIN

ST2:= ‘Компьютер 2.0 GHz’;

ST1:= ‘Celeron’;

ST3:= INSERT (ST1, ST2, 11);

В результате получается строка ST3, равная

‘Компьютер Celeron 2.0 GHz’

STR (IBR, ST) – преобразование числового типа (integer, byte, real) значения величины IBR и помещение результата в строку ST. После имени переменной IBR может быть указан формат вывода.

Например, при значении переменной IBR, равном 2680, выражение

STR (IBR:7, ST) дает результат ‘ 2680’.

VAL (ST, IBR, COD) – преобразование значения ST в величину типа integer, byte, real и помещение результата в IBR. Значение ST не должно содержать не значащих пробелов в начале и конце.

COD - целочисленная переменная.

Если при выполнении операции преобразования ошибки не обнаружено, COD = 0.

Если обнаружена ошибка, то COD будет содержать номер позиции первого ошибочного символа в ST, значение IBR будет неопределенно.

 

Например, при ST равном ‘1526’ выражение VAL (ST,IBR,COD) дает результат 1526, COD=0.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историческая справка об этапах развития ЭВМ | Протокол работы программы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.