Основные языковые средства, обеспечивающие единство текста, т. е. его смысловую целостность и связность, отражены в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Языковыесредства
Сущность понятия
Комментарий
Ключевые
слова
Слова и выражения, наиболее отчётливо выражающие пред-мет (тему) речи
Присутствуют в любом тексте. В текстах нестрогих стилей могут выражать также авторское отношение к предмету речи. Как правило, не выявляют стилевую принадлежность текста
Опорные
(этапные)
предложения.
Предложения или их фрагменты, передающие суть информативного содержания
Присутствуют только в относительно развёрнутом тексте. Выявляют стилевую и жанровую принадлежность текста
Лексический
повтор
Повтор одного и того же слова, хотя и в разных словоформах
Наиболее простое, примитивное средство связи.
В строгих стилях соответствует норме; в публицистическом – может расцениваться как ошибка;
в художественном – является одним из важных средств реализации авторского замысла
Однокоренные слова
Повтор корня слова в разных предложениях текста
Не являются обязательным языковым средством
Лексические
синонимы
Тождественные или близкие по лексическому значению слова и выражения
Не являются обязательными языковыми средствами. В рамках конкретного текста, наряду с общеязыковыми (т.е. зафиксированными в лингвистических словарях), могут употребляться и контекстуальные синонимы или антонимы
Антонимы
Два слова, принадлежащие к одной части речи и обладающие противоположным лексическим значением
Окончание табл. 3.2
Лексико-
семантические
поля (ЛСП)
Существующая в языке или возникающая в тексте совокупность слов разных частей речи, выражающих общее понятие
Характерны для относительно развёрнутого текста (2-3 главных ЛСП). Слово или словосочетание, называющее данное понятие, служит названием ЛСП. Ключевое слово обязательно входит в главное ЛСП, а иногда служит и названием этого поля
Метатекстовые
средства
Вводные слова (выражения), сочинительные союзы, отдельные словосочетания, а также предложения, отражающие логику развития мысли автора в тексте
Не являются обязательным языковым средством, хотя наиболее последовательно используются в научном и публицистическом текстах. Помогают адресату выявить наиболее важные или, напротив, второстепенные с точки зрения автора моменты, отражаемые в тексте причинно-следственные отношения и т.д.
Слова-
заместители
Местоименные слова (местоимения и местоимённые наречия), абстрактные существительные, словосочетания с обобщающей семантикой, служащие для замены употреблённых в предшествующем тексте слов, выражений, предложений и других фрагментов текста во избежание их повтора
Употребляются как средство свёртывания текста. Степень их употребительности и «ассортимент» во многом зависит от функционально-стилевой принадлежности, от жанра и от объёма текста. Особенно характерны для научного и публицистического стилей
Видо-временной
фон текста
Отражение в содержании текста реального времени
Реализуется в виде временных значений прошедшего, настоящего и будущего времени. Для ряда текстов (прежде всего деловых и научных) характерен т. н. вневременной фон, создаваемый формами глагола настоящего времени и безглагольными предложениями.
Видовременной фон может быть постоянным, сохраняющимся на протяжении всего текста, но возможна и его смена (переход от одного времени к другому, временные перебивы и т. д)
Учёные, исследующие текст, выделяют два вида связности в нём: глобаль-ную и локальную. Основные различия между ними представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Виды связности в тексте
Типсвязности
Общая характеристика
Типичные языковые средства
Глобальная связность
Обеспечивает единство всего текста
Ключевые слова, опорные предложения, лексико-семантические поля, синонимы, антонимы, видовременной фон
Локальная связность
Обеспечивает связность соседних предложений и сложных синтаксических целых
Лексический повтор, однокоренные слова, слова-заместители, метатекстовые средства
► Какое из двух утверждений, на Ваш взгляд, более точно передаёт сущность текста как речевого произведения: «Текст – это совокупность предложений» или «Текст может быть разделён на предложения»?
► Всегда ли количество этапных предложений в тексте совпадает с числом абзацев в нём?
► В каком случае лексический повтор обеспечивает глобальную связность текста?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление