Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие оратора и аудитории

Однако правильная, грамотная, выразительная, выстроенная по всем канонам риторики речь еще не гарантирует нам успешного и эффективного выступления. Важно так «донести» материал до слушателя, чтобы аудитория восприняла предложенную информацию адекватно авторскому замыслу. Для достижения эффективности большое значение имеют личность говорящего: специфика его манеры общения, умение управлять вниманием аудитории, владение невербальными компонентами и многое другое. Причем, каких-либо единых правил и рекомендаций на этот счет нет и быть не может: каждый оратор формирует свой индивидуальный стиль, соответствующий его темпераменту, жизненному опыту, кругу интересов и пр. Назовем некоторые общие требования к речевому поведению выступающего.

1. Прежде всего, заметное влияние на установление контакта со слушателем оказывает личность оратора, его репутация. Причем зачастую важны не столь личные качества оратора, а то, как они воспринимаются аудиторией, каким его видят окружающие. Среди факторов, влияющих на формирование образа оратора в глазах слушателя, мы бы выделили следующие:

· заинтересованность, увлеченность (и самой темой речи, и общением со слушателем);

· искренность (слушатель должен верить, что выступающий говорит правду);

· дружелюбие (слушатели стремятся к близости с оратором, а для этого важно создать дружескую и одновременно деловую атмосферу, чему способствуют доброжелательность, внимательность, а отчужденное, подчёркнуто дистантное общение не приносит ожидаемого результата);

· обаяние (притягательная сила, исходящая от человека, которая создается совокупностью тембра голоса, мимических движений, пластики и других факторов, до конца не осознаваемых слушателями);

· артистизм как способность человека представлять себя публике в неком образе; в то же время оратор и артист – не одно и то же: артист ориентирован на вымышленные обстоятельства роли, а оратор – на реальную ситуацию и «играет» самого себя.

2. По-разному следует вести себя в однородной (по возрастному, половому признаку, по кругу интересов, по степени заинтересованности в получаемой от выступающего информации и т. д.) аудитории и неоднородной. Общее правило: чем однороднее аудитория, тем вероятнее её единодушная реакция; если собираются разные люди, то общее, что должно их объединить хотя бы на время выступления, найти труднее.

3. В большой (по количеству слушателей) аудитории нужно говорить более громко; не следует при этом отвлекаться на мелкие детали, без особой необходимости вступать в дискуссию. Маленькая же аудитория требует более «камерной» обстановки, большей близости к слушателям и полностью отвергает саму возможность «озвучивания» написанного заранее текста.

Замечено, что механизмы внимания массовой аудитории работают по-иному. Ведь группа слушателей – это нечто иное, чем простое скопление людей. Многие выступают в роли слушателя вопреки своему желанию, и поэтому к оратору предъявляются особенно «жёсткие» требования: он должен показать себя в равной степени знающим, убеждённым, уверенным в себе, грамотным и т. д. И ещё одна особенность большой аудитории: в ней быстро распространяются эмоциональные реакции (вспомним: если на лекции кто-то начинает шуметь, через 5 минут «гудят» почти все). Чтобы направлять внимание аудитории в нужное русло, полезно, например, «квантовать» речь – подавать ее небольшими порциями. Важно периодически стимулировать активность слушателя, «тормошить его», меняя темп речи или задавая вопросы, обращаться непосредственно к кому-то из аудитории и т. п. Если же выступающий держится нерешительно, как бы извиняясь за свою миссию, то в любой аудитории чувство ожидания неизбежно сменяется разочарованием.

4. Важно помнить, что, хотя во взаимодействии оратора и аудитории участвуют практически все каналы восприятия, в первую очередь слушатель воспринимает именно вербальную (словесную) информацию. Затем «считывает» визуальную картинку: внешний облик, в том числе одежду, мимику, жесты, позы выступающего и, конечно же, отмечает акустические особенности его речи.

Таким образом, успешность взаимодействия обеспечивается зрительным и голосовым контактом со слушателем.

При зрительном контакте (а это важнейшее средство создания эффекта коммуникативного сотрудничества) необходимо контролировать свой взгляд. Неопытный оратор бессознательно стремится смотреть на потолок, в пол, в пространство, на преподавателя, часто возникает т. н. «невидящий» взгляд. При этом выступающий не в состоянии следить за реакцией слушателей, т. е. отсутствует обратная связь. В этом случае рекомендуется, переводя взгляд с одного человека на другого, смотреть в глаза слушателям, но таким образом, чтобы у тех не возникло ощущение «бегающего» взгляда. В соответствии с русской культурной традицией взгляд должен быть и внимательным, и ненавязчивым одновременно.

Успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой, в рамках которого отношение к оратору формируется благодаря акустическим параметрам его голоса. К последним относятся обаяние тембра голоса, богатство и разнообразие интонации (подробнее об интонации см. лекция 2, табл. 2.10). Для лучшего восприятия аудиторией звук должен «лететь» – равномерно распространяться в аудитории. Следует говорить не слишком громко, и не слишком тихо. Главное: дикция должна быть отчетливой, чтобы все сказанное было услышано и правильно понято; темп – умеренным, поскольку слушатели должны успевать не только воспринимать, осмыслять услышанное, но и при необходимости записывать.

Конечно же, многое из перечисленного зависит от природных данных оратора, но современные риторические методики позволяют развивать и совершенствовать практически все эти умения и навыки.

 

► Какими, с Вашей точки зрения, качествами должен обладать человек, чтобы успешно говорить публично? Какие трудности его ожидают?

► Какие трудности испытываете лично вы, выступая перед аудиторией?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иррациональные аргументы | Виды дискуссионной речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.