Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При оказании услуг по ТО и Р транспортных средств.

Тема 18. Организация основного и вспомогательного производства

ПАС, СТО и Р автомобилей представляют собой многофункциональные предприятия, которые выполняют широкий спектр работ и услуг. Услуги многообразны как по характеру, так и по технологиям их предоставления. Общим для всех процессов предоставления услуг является качество и скорость их исполнения. Обеспечение качества и сроков исполнения достигается. В основном, организацией работ на производственных участках ПАС, организацией основного и вспомогательного производства при оказании услуг по ТО и Р автотранспортных средств.

Организация производства предусматривает работы по эффективному использованию основных средств, обслуживанию и ремонту технологического оборудования, а также по обеспечению условий жизнедеятельности коллектива ПАС, его бытовое, санитарное медицинское обслуживание. Производственно – техническая база ПАС наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия – средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и передающие свою стоимость на продукцию и услуги частями по мере изнашивания (амортизации).

В состав производственных фондов ПАС входят: здания (25%); сооружения (22%); передаточные устройства (5%); машины и оборудование (15%), к которым относятся силовые машины, измерительные устройства и приспособления, измерители и др.; вычислительная техника (2,5%). А также инструменты, производственно – хозяйственный инвентарь длительного пользования (4%) и др.

Основные производственные фонды (ОПФ) предназначены для выполнения основных, вспомогательных и обслуживающих производственных процессов производства и услуг.

В связи с длительностью функционирования, постепенным изнашиванием основных фондов существует несколько способов их стоимостной оценки:

- первоначальная (балансовая);

- восстановительная;

остаточная;

- ликвидационная.

Первоначальная стоимость (Ск) – фактическая стоимость, включающая полную стоимость введенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену машин, оборудования и других средств труда, а также стоимость доставки их к месту использования. Монтажа и других затрат, связанных с вводом в действие фондов:

Сб = Со + Стр + Ссмр + Спнр.

где Со – цена приобретения ОПФ, руб;

Стр – транспортные расходы на доставку ОПФ, руб;

Ссмр – затраты на строительно – монтажные работы, руб;

Спнр – затраты на пуско – наладочные работы, руб.

Восстановительная стоимость ОПФ (Свt) – стоимость воспроизводства основных фондов в ценах данного года:

,

где Iut – индекс инфляции за t лет;

Iпt – индекс производительности труда в сфере производства данной группы ОПФ за t лет.

Оценка позволяет сопоставить – во сколько бы обошлось создание действующих основных фондов в современных ценах с учетом морального износа и изменения цен на строительно – монтажные работы. Восстановительная стоимость зависит, с одной стороны; от изменения уровня производительности труда в сфере производства и оказания услуг, а с другой – от индекса инфляции. Расчет Свt очень важен для определения как эффективного срока службы ОПФ, так и размера амортизационных отчислений, необходимых для воспроизводства ОПФ.

Сб или Свt основных производственных фондов за вычетом износа называется остаточной стоимостью ОПФ. Экономическое значение этой оценки заключается в возможности не только оценить реальную стоимость, которая подлежит дальнейшему перенесению на стоимость продукции и услуг, но и установить степень изношенности основных фондов, исходя из стоимостной оценки:

Сост = Сб –Сиз,

Где Сиз – стоимостное выражение износа ОПФ, руб.

Сост уменьшается по мере увеличения срока и интенсивности эксплуатации ОПФ. В конце срока службы полностью изношенные ОПФ оцениваются по ликвидационной стоимости – стоимости металлолома и тех элементов, которые могут быть использованы для ремонта ОПФ.

В течение года ОПФ могут меняться по своему составу и структуре: часть из них выбывает Свыб вследствие износа или по другим причинам, вводятся в действие новые ОПФ (Свв). Это движение ОПФ отражается показателем – среднегодовая стоимость ОПФ (Сср.г):

,

где Снг – стоимость ОПФ на начало планируемого года, руб;

i, j – порядковые номера месяцев ввода и вывода ОПФ.

Структуру и движение ОПФ характеризуют ряд частных показателей:

- средний возраст ОПФ – Тср:

,

где Сni – первоначальная стоимость i- го вида ОПФ, руб;

m – количество видов ОПФ на ПАС, ед;

Т – год эксплуатации i – го вида ОПФ, лет.

- удельный вес активной части ОПФ – Саф:

,

где - стоимость активной части ОПФ (первоначальная), руб.

К характеристикам, показывающим состояние основных фондов, относятся:

- коэффициент обновления – Кобн. – позволяет судить об интенсивности ввода в действие новых производственных мощностей

Кобн = Сп/Ск,

где Сп – стоимость ОПФ вновь поступивших в эксплуатацию в отчетный период, руб;

Ск – стоимость ОПФ на конец отчетного периода, руб.

- коэффициент изношенности – Кизн. – дает представление о степени износа фондов ПАС

Кизн = Сизн/Ск;

- коэффициент годности – Кг – выражает степень годности основных фондов в стоимостных показателях:

Кг = 1 - Кизн;

- коэффициент выбытия Кв – определяет необходимость пополнения основных фондов ПАС

Кв = Св + Сн,

где Св – стоимость ОПФ на начало отчетного периода, руб,

Сн – стоимость выбывших ОПФ за отчетный период, руб.

Важнейшей характеристикой потенциальных возможностей и степени использования ОПФ является производственная мощность ПАС – максимально возможный объем производства в единицу времени продукции (работ, услуг) при существующей номенклатуре и ассортименте услуг ПАС, достигаемый на основе использования принципов оптимальной организации технологического процесса (ритмичности, непрерывности и т. п.).

Для всех видов технологического оборудования ПАС существует система планово – предупредительного ремонта, построенная таким образом, чтобы эксплуатация оборудования отвечала требованиям НТД, обеспечивать максимально возможный срок оборудования ПАС при минимальных затратах ресурсов на поддержание его работоспособности.

В последние годы из-за увеличения марок и моделей автомобилей, которые обслуживают ПАС, техническая система автосервисных предприятий все в большей степени усложняется, совершенствуется. Повышаются требования к ее эксплуатацию Это обусловлено не только усложнением АТС и увеличением числа диагностических параметров, но и развитием автомобильного оборудования. Растет потребность в инструменте и приспособлениях, которые бывают универсальными и специализированными. Качественное обслуживание и ремонт АТС невозможны без инструмента соответствующего уровня. В связи с этими возникает потребность в инструментальной мастерской на СТО и ремонта.

Эффективное функционирование ПАС в значительной степени определяет производственная программа предприятия, которая учитывает объем и номенклатуру работ по ТО и ремонту АТС в конкретной промежуток времени – смену, месяц, год. Оптимальный вариант производственной программы ПАС – полная загрузка производственных мощностей при реальной интенсивности и организации работ в штатном режиме работы.

Если структура спроса и поток требований не обеспечивают заданный вариант производственной программы. Для его формирования могут быть изменены некоторые переменные параметры технологической системы – число работников, организация выполнения операций, режим работы и т. д.

Может сложиться такая ситуация, когда спрос и поток заказов даже при условии перечисленных изменений в организации не обеспечивают необходимого использования мощностей. В этом случае маркетинговые и производственные службы АСП должны использовать мероприя­тия, которые благоприятствовали бы увеличению загрузки производственных мощностей.

Формирование производственной программы сводится в конечном итоге к формированию спроса и в любом случае начинается не тогда, когда надо загрузить рабочие места, а значитель­но раньше — когда формируются эти места. Раньше при строительстве АСП и создании их про­изводственных структур не исходили из требований спроса. И в результате сегодня в неболь­шом городе стоит станция мощностью 25 постов (125 работников), рядом с которой возникли маленькие станции техобслуживания (5—б работников). Эта большая станция незагружена, по­тому что она не отвечает условиям спроса и это является следствием ошибочного решения строительства такой станции.

Таким образом, формирование производственной программы АСП — это формирование спроса. В этой ситуации изучение спроса и создание мощностей для его удовлетворения явля­ются первыми шагами на пути формирования производственной программы.

Следующее направление формирования производственной программы — это регулирование входящего потока методами, которые способствуют улучшению обслуживания клиентуры. К таким методам можно отнести все, благодаря чему клиент будет приезжать на станцию в назна­ченное время. Например, предварительная запись — это удовлетворяющий клиента метод с точ­ки зрения удобства и сокращения затрат времени. При предварительной записи станция может формировать производственную программу по своему усмотрению с расчетом эффективности производства. Описанные раньше формы обслуживания клиентуры также являются удобными для формирования производственной программы с учетом эффективности: абонементное и учетное обслуживание по принципу "забота об автомобиле". С этой точки зрения станции вы­годно иметь соглашения с клиентурой. Но в нынешнее время из-за малой платежеспособности клиентов и ажиотажной конкуренции далеко не все станции в достаточной мере загружены. По­этому при формировании производственной программы исходят из условий поисков клиентов и способов их удовлетворения.

К этим способам можно отнести, прежде всего, бесплатное диагностирование или другие ме­тоды привлечения клиентов. Например, если АСП имеет соответствующее оборудование для шиномонтажа, балансировки и регулировки углов установки управляемых колес, но не имеет достаточного числа клиентов, то она может "хитрить", например: балансировать колеса бес­платно. Тот, кто приедет, чтобы отбалансировать бесплатно колесо, скорее всего, будучи на АСП, захочет и смонтировать его или отрегулировать углы установки управляемых колес. Если даже это сделает не каждый, то все равно это лучше, чем ничего. Если на АСП есть мойка, кото­рая загружена в недостаточной мере, то можно предложить бесплатную мойку при условии вы­полнения после нее работ по обслуживанию и ремонту на АСП. Если на АСП недогружены по­сты покраски, то можно выполнить комплексную работу по рихтовке и покраске дешевле, чем каждую отдельно, что тоже заинтересует клиента.

Если станция загружена в достаточной мере, формирование производственной программы предусматривает действия по созданию графика выполнения работ и оперативному регулирова­нию процессов обеспечения минимального производственного цикла и промежутков между циклами. Задача усложняется в том случае, когда эти работы взаимосвязаны по технологии или последовательности. Например, если первый автомобиль требует ремонта передней подвески, регулировки углов установки управляемых колес и карбюратора, второй — регулировки кладов и углов установки управляемых колес, а третий — регулировки углов установки управляемых колес и замены масла в двигателе, то и работы связаны технологически и в данном случае вы­полняются на одном и том же оборудовании. Задача сводится к тому, чтобы обеспечить после­довательность выполнения работ с минимальным сроком по каждому заказу.

В теории оперативного управления существуют методы оптимизации таких задач, но в нашем случае задача усложняется субъективным фактором (т.е. требованиями клиентов) и требованием соблюдения последовательности выполнения работ: первым обслуживается тот, кто первый об­ратился. Предварительная запись дает возможность с учетом требований эффективности фор­мировать загрузку мощностей. Предварительная комплектация заказов обеспечивает сокраще­ние ока производственного цикла.

На организацию производства по предоставлению услуг по ТО и ремонту ТС влияют факторы, которые можно подразделить на две основные группы:

- неизменные или базовые,

- переменные или управляемые.
К базовым относятся:

- производственные мощности и площади АСП,

- фактическое или возможное оборудование,

- персонал.

Переменными факторами являются:

- эффективность использования рабочей силы,

- производственная программа,

- режим работы,

- организация работы персонала,

- эффективность использования оборудования.
Эффективность использования ресурсов зависит от:

- потока заказов,

- загруженности рабочих мест,

- конкурентоспособности услуг,

- материально-технического обеспечения заказов.

Основной показатель эффективности - сроки качественного исполнения заказов и промежутки времени между ними.

При ручных работах, а их большинство, разброс времени выполнения операций по ТО и ре­монту весьма значительный даже для однотипных операций, что зависит от возраста и состоя­ния АТС.

На поток заказов и загруженность рабочих мест оказывает существенное влияние сезонность и даже разброс количества заказчиков, обратившихся в АСП в различные дни недели.

На величины промежутков времени между операциями по ТО и ремонту влияет неравномер­ность потока заказов по номенклатуре работ, маркам АТС и последовательность их поступления на АСП.

Кроме того, очень важным фактором является индивидуальность каждого заказчика.

При всем этом основным является организация производства в соответствии с маркетинговы­ми требованиями, т.е. базироваться на потребностях клиентуры.

В Общероссийском классификаторе услуг (ОКУН) в разделе под кодовым номером 17000,охватывающим услуги, предоставляемые автосервисом, приводится более 100 услуг, на­чиная от предпродажной подготовки до утилизации автотранспортных средств. Услуги много­образны как по характеру, так и по технологиям их предоставления. Конечно, пошивка чехлов или тонирование стекол несравнимы по технологическим процессам как между собой, так и,например, с техническим диагностированием. Однако общим для всех процессов предоставле­ния услуг является качество и скорость их исполнения. Обеспечение качества и сроков испол­нения определяются, в основном, организацией работ на производственных участках АСП, ко­торая должна реализовывать:

- точное понимание требований заказчика и получаемой от него информации,

- быстрое и грамотное оформление сопутствующей рабочей документации,

- своевременную поставку или резерв расходных материалов,

- четкое следование производимых операций технологическим процессам и нормативной до­кументации,

- поставку необходимых для технологических процессов всех видов энергии,

- минимизацию затрат времени на простои и вспомогательные операции,

- своевременный ремонт, поверку профилактику оборудования, используемого при оказании услуг.

В наибольшей степени организация предоставления услуг проявляется при техническом об­служивании и ремонте ТС, которые по своему объему и частоте обращения автовладельцев на АСП являются наиболее значительными из всего набора услуг раздела 017000 ОКУНа.

В сфере обслуживания в большей степени, нежели в других сферах, важное значение приоб­ретает инфраструктура предприятия, его отделка, экстерьер и интерьер. Прежде всего станция должна быть удобно расположена и обустроена таким образом, чтобы быть заметной и остав­лять впечатление. Для АСП, как и для других предприятий обслуживания, большое значение имеет внешняя отделка. Лучше всего, если она выполняется соответственно стилю фирмы, к ко­торой принадлежит АСП, в противном случае внешняя отделка должна иметь совершенный ди­зайн. Уровень и стиль дизайна должны отвечать потребностям и вкусу наиболее элитного по­требителя или немного "подтягивать" его до своего уровня.

Следующий важный элемент АСП — это стоянки, на которых можно оставить автомобиль. Они должны быть удобными, хорошо обустроенными, достаточно вместительными, а также вы­глядеть эстетически привлекательно.

Следующий элемент инфраструктуры — это помещение для приема клиентов, которое функ­ционально относится к основному производству и должно быть особенно привлекательным Они должны занимать достаточную площадь (20—25 % общей производственной площади). Это особенно важно при наличии автосалона, в которых площадь помещения для клиентов состав­ляет около 20 %, а может достигать и 35 %. Это обусловлено важностью функции работы с кли­ентурой и тем, что именно по этому помещению клиент судит о станции. Большое значение для АСП имеют обустройство его территории и поддержание порядка на нем. С точки зрения эф­фективности работы и привлечения клиентов на станции должны иметься кафе или другие пункты питания, телефон, пункт обмена валют, место отдыха, туалет, душ и бытовые помеще­ния для работников. Конечно, все это заложено в проектах. Организация работы этих подразде­лений с точки зрения совершенства, режима, внимания к их работе имеет практическое значение для АСП.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работ по ТО и ремонту АТС | Устройство компьютера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.