Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имплицитная и эксплицитная память

Виды долговременной памяти

Другое направление критики теории Аткинсона и Шифрина заключается в рассмотрении вопроса о единственности долговременной памяти. По Аткинсону и Шиффрину, существует единое хранилище долговременной памяти. Соответственно многие психологи говорили о наличии двух и более относительно самостоятельных систем долговременной памяти. Об этом свидетельствуют разные виды запоминаемой информации и данные о амнезии.

В последние годы появился огромный интерес к различию между эксплицитной памятью и имплицитной памятью. Этим понятиям дают следующие определения:

Эксплицитная память проявляется, если деятельность над задачей требует сознательного припоминания прошлых переживаний....Имплицитная память проявляется, если деятельность над задачей облегчается отсутствием сознательного припоминания.

До сих пор рассматривались воспоминания, к которым люди имеют сознательный доступ. Но некоторые из наиболее интересных исследований памяти касаются воспоминаний, которых мы не осознаем. Подчас мы понимаем, что знаем вещи, которые не можем описать. Примером может служить запоминание клавиатуры печатной машинки (или компьютера). Многие квалифицированные машинистки не могут вспомнить порядок клавиш, не вообразив себя печатающими. Очевидно, их пальцы знают, где находятся клавиши, но они просто не имеют сознательного доступа к этому знанию. Такие имплицитные демонстрации памяти выдвигают на первый план значение условий извлечения при оценке памяти. Если бы мы попросили машинистку сообщить нам, где находятся клавиши, мы бы сделали вывод, что она совершенно не знает клавиатуры. Если бы мы проверили как она печатает, мы могли бы сделать вывод, что она знает клавиатуру в совершенстве. Этот раздел касается таких различий между эксплицитной и имплицитной памятью. Имплицитная и эксплицитная память ведет себя по-р азному. Эксплицитная память — это термин, который обыч но описывает знание, которое мы можем сознательно вспомнить. Имплицитная память — это термин, обычно описывающий знание, которое мы не можем вспомнить, но которое тем не менее проявляется в том, что мы лучше выполняем какую-либо задачу.

Случаи полной диссоциации имплицитного и эксплицитного знания, как в примере с печатанием, редки для нормальных людей, но обычны для пациентов, страдающих амнезиями.

Если испытуемые в каком-либо исследовании осуществляют свободное припоминание, припоминание по признакам или выполняют задание на узнавание, они пользуются сознательным припоминанием информации и тем самым используют эксплицитную память. Как можно исследовать имплицитную память? Тулвинг с сотрудниками (1982), к примеру, просили испытуемых заучивать список слов наподобие «тобоган». Через час и педелю от испытуемых требовалось восстановить частично написанное слово (например, бога). Половину слов можно было восстановить словами из списка, а половину — нет. Но испытуемым было сказано, что некоторая связь между словами из списка и словами для восстановления существует. Имплицитная память обнаружила себя тем, что испытуемым удавалось восстановить больше слов, когда они пытались подобрать к ним слова из списка.

Имплицитная память существенно отличается от эксплицитной. Сначала испытуемые выполняли тест на узнавание слов из списка. Имплицитная память для слов, которые узнавались, оказалась такой же, что и для слов, которые оставались неузнанными; следовательно, имплицитная и эксплицитная память никак не связаны. Эффекты в связи с интервалом сохранения были разными в случае задач по восстановлению слова и по узнаванию. Эксплицитная память оказалась гораздо хуже спустя неделю, чем через час, а на имплицитную память интервал сохранения влияния не оказывал.

Имеются веские доказательства важности различий между имплицитной и эксплицитной памятью (1994), однако сам факт различения обладает лишь ограниченной объяснительной ценностью. Оказывается (1987: 501), эксплицитная и имплицитная память служат «описательными понятиями, которые в первую очередь касаются психологического переживания человека во время воспроизведения». Была предпринята попытка дать этому теоретическое объяснение (1990) посредством разграничения процессов, управляемых данными, и процессов, управляемых понятийно. Процессы, управляемые данными, — это процессы, которые детерминированы целиком внешними раздражителями, а процессы, управляемые понятийно, приводятся в действие самим индивидом. Имплицитная память склонна вовлекать процессы, управляемые данными, а эксплицитная память вовлекает процессы, управляемые понятиями. Было высказано предположение (1990), что обе формы памяти функционируют лучше, если тип переработки во время теста на память совпадает с тем, который использовался при заучивании.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сверхдолговременная память | Амнестические пациенты. Амнестические пациенты обнаруживают имплицитные воспоминания многих переживаний, которые они не могут вспомнить сознательно
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.