КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Против мысленных образовКонцептуально-пропозициональная гипотеза. Резюме: взятые вместе, эксперименты Шепарда и Косслина показывают, что зрительные образы, по-видимому, отражают внутренние репрезентации, функционирующие аналогично восприятию физических объектов. Другая группа ученых, особенно З.Пылишин [Pylyshin, 1973, 1981] и Брюэр, 1974, которые полагают, что мысленные образы не больше, чем просто субъективный эпифеномен. Действительно ли образные репрезентации являются эпифеноменом, в котором выражается интерпретация знаний, хранящихся в другом формате? Или это – самостоятельная форма знаний. Пылишин так же, как и приверженцы «образной репрезентации», постулирует единый формат ментальной репрезентации. Но он имеет, однако, амодальный характер. Этот формат является внутренним языком как для образной, так и для вербальной информации. Аргументация Пилишина против мысленных образов имеет два аспекта: во-первых, он выступает против гипотезы "картинок в голове", утверждая, что обработка и хранение информации в образном виде превысила бы емкость мозга; во-вторых, он выступает за пропозициональное знание, поскольку хранение информации в зрительной форме не может объяснить наше знание отношений между несопоставимыми понятиями. Вот суть его аргументов: "...неизбежно возникает необходимость постулировать более абстрактную репрезентацию — ту, что не похожа ни, на картины, ни на слова и не доступна субъективному опыту. Пока мы признаем, что люди могут переходить от мысленных картин к мысленным словам и наоборот, мы вынуждены заключить, что должна существовать репрезентация (более абстрактная и не представленная в сознании), которая обслуживает и то, и другое. Иными словами, должен существовать некоторый общий формат или язык общения." В качестве аргумента в пользу амодальности знания, наполняющего образ, Пылишин указывает на то, что в случае забывания какого-то образа мы забываем существенные, а не случайные его части, что имело бы место, будь образ чем-то вроде картинки. Пылишин вводит понятие когнитивной проницаемости: если образы работают в определенной среде, то, являясь частью функциональной архитектуры, они не могут видоизменяться под воздействием процессов более высокого уровня, к которым относятся верования, цели, надежды (так, программное обеспечение не может модифицировать архитектуру жесткого диска). В этом случае – когда наши верования (цели, надежны) не могут проникнуть в функциональную архитектуру мысли - наши образы являются когнитивно непроницаемыми. Если же они могут быть изменены, то они, по сути, являются такими же, как и пропозициональные репрезентации. Пилишин утверждает, что знание по своей сути является концептуальным и пропозициональным, а не сенсорным или картинным. Существует некий пропозициональный код, опосредующий связь между вербальным и невербальным кодами. Дж.Андерсон также полагал, что знания хранятся в памяти в форме пропозиций. Пропозиции — это «наименьшие единицы знания, которые могут быть выделены в отдельное высказывание». Пропозиция имеет форму, напоминающую форму суждения, в которую входят аргумент и предикаты. Объекты являются аргументами, а связи между ними описываются предикатами. Пропозициональные репрезентации напоминают языковые репрезентации, которые отражают содержание независимо от модальности получения информации. Эти репрезентации являются дискретными, эксплицитными, абстрактными и строятся в соответствии с определенными правилами. Пропозиции определяются как абстрактные когнитивные структуры, используемые для выражения отношения между элементами и событиями. Например, отношения между Лениным и Троцким можно представить высказыванием "Ленин уважал Троцкого"; отношение между вином и бутылкой — фразой "старое вино в новой бутылке"; и т.д. Лежащая в основе образа реальность взаимоотношений (между Лениным и Троцким, вином и бутылкой) выражена здесь в абстрактной пропозиции; при этом ее конкретная фора (форма пропозиции) аналогична форме "поверхностной структуры" предложения, тогда как сама пропозиция — это аналог "глубокой структуры" (в теории Н.Хомского). Косслин и Померанц (Kosslyn and Pomerantz, 1977; Kosslyn, 1981) высказались в том плане, что первый вопрос Пилишина (о гипотезе "картин в голове") на самом деле не вопрос, поскольку ни один ученый, изучающий образы всерьез, не подпишется под таким взглядом, полагая, что огромная масса ощущений сводится к более простым и более организованным формам. Касательно второго аспекта критики (что пропозициональная форма знания необходимая для объясниения отношений в мире) они отвечают, что знания можно представлять в пропозициональной форме, но есть также и другие способы их представления. Так что эта критика не относится к основной теме. Дж.Андерсон и Г.Бауэр (1973) критически отнеслись к метафоре "мысленных картин", полагая, что "предположение о том, что носителем воспоминаний или каких-либо других знаний может быть что-то вроде внутренней фотографии, кино- или видеоленты, которую мы можем реактивировать и воспроизводить при припоминании образа, не имеет научной перспективы" (Anderson and Bower, 1973, p.453). По их мнению, хотя субъективно мы можем переживать образ, но лежащая в его основе когнитивная компонента имеет не образную, а иную форму. Одна из причин, по которой Андерсон и Бауэр отвергают теорию "картин в голове", связана с проблемой сохранности: бесполезно хранить полное изображение сцены, поскольку такая система памяти потребовала бы хранения и воспроизведения, далеко выходящего за пределы человеческих возможностей. Для просмотра и интерпретации этих внутренних картин все равно потребовалось бы некоторое устройство — что-то вроде гомункулуса в голове. Концептуально-пропозициональная гипотеза предполагает, что в памяти хранятся интерпретации событий — вербальные или визуальные,— но не образные компоненты. Андерсон и Бауэр не отрицают, что конкретные слова выучить легче, чем абстрактные, но приписывают эти результаты тому, что, как они полагают, конкретные понятия закодированы с богатым набором предикатов, связывающих понятия вместе. Они утверждают, что "единственное различие между внутренними репрезентациями лингвистической входной информации и образа в памяти заключено в детальности информации" (Там же, с.460). Вот один из их примеров: "Произносимые слова для слушателя подобны критическим указаниям, которые автор пьесы делает для режиссера, надеясь, что его компетентность позволит ему полностью составить из них художественное оформление, выразительный настрой или развитие действия спектакля. Возьмем такую иллюстрацию. Читая рассказ, вы встречаете, например, предложение: "Джеймс Бонд подбежал к своей машине и поехал в казино". Когда вы читаете, вы можете конкретизировать это предложение, привнося в него самые различные факторы и сенсорные образы, описывающие бег, посадку в машину, езду на ней и так далее. Этими "вставками" вы воспользуетесь, если вам станут задавать простые вопросы, например: "Сел ли Джеймс Бонд в машину? Завел ли он мотор? Повернул ли он руль?" Подобные тривиальные, сами собой подразумеваемые вещи непосредственно доступны из референтной семантики глагольной фразы "вести машину". Сама же эта фраза просто упоминает несколько ориентиров (источник, инструмент, цель) из всего описания последовательности событий; слушатель интерполирует или заполняет все промежуточные события между упомянутыми ориентирами. Конечно, позднее слушатель с трудом сможет сказать точно, что он слышал, по сравнению с тем, что он вставил; если его попросят пересказать рассказ "своими словами", он возможно решит при реконструкции существенных эпизодов упомянуть другие ориентиры или описания." Альтернативу взглядам Пэвио о наличии в памяти двойного кодирования составляет представление, что некоторые из образных эффектов, особенно в экспериментальной парадигме с ассоциативными парами, объясняются различимостью стимулов. Согласно такой позиции, живые, конкретные или высокообразные слова различаются более отчетливо, чем мягкие, расплывчатые или малообразные слова. Давно известно, что при заучивании ассоциативных пар хорошо различимые стимулы запомнить легче. Поэтому, в соответствии с этой позицией, образные эффекты могут быть эпифеноменом, а "подлинные" явления обусловлены неодинаковой различимостью стимулов. Согласно гипотезе организующих связей Г.Бауэра (1970с), каждый стимул обладает скрытой иерархией кодов, среди которых есть и образы. Эти скрытые коды возбуждаются стимулом и при заучивании ассоциативных пар связываются с их реактивными компонентами. Роль образов заключается в увеличении силы ассоциации. Бауэр (1970с) провел решающий эксперимент, в котором он сопоставил две гипотезы — гипотезу различимости стимулов и теорию организующих связей. Независимая переменная в этом эксперименте, также использующем заучивание ассоциативных пар, состояла из инструкций, которые давались трем группам испытуемых. Одной группе предложили визуализировать взаимодействие словесно предъявленных объектов (например, стрела/дерево можно представить как стрелу, вонзающуюся в дерево); второй группе предложили визуализировать слова как не взаимодействующие объекты; и третьей группе, которая служила контрольной, не давали специальных инструкций по визуализации.
Количество верных воспроизведений в группе взаимодействующих образов было гораздо выше, чем в двух других группах, но показатели опознания (т.е. верной идентификации) стимулов во всех трех группах были почти идентичными. Эти результаты ясно показывают, что эффект образов лежит в ассоциации и не связан с различимостью стимулов по визуальному основанию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |