Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории когнитивного научения

Этологическая теория интеллекта

Отправной точкой в исследовании интеллекта, по У. Чарлсворту [Charlesworth, 1976], должно стать изучение поведения человека в естественной сре­де. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для понимания адаптационных функций интеллекта целесообразно раз­граничить понятие интеллект, включающее наличные знания и когнитив­ные операции, и понятие интеллектуальное поведение, включающее сред­ства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям и про­цессы, которые организуют и контролируют поведение.

Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел Чарлсворта к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которые мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы.

Этологический подход с его ориентацией на изучение интеллектуаль­ной активности в обыденной жизни в контексте естественного окружения вывел на первый план феномен здравого смысла (своего рода «наивную те­орию человеческого поведения»). В отличие от фантазийных грез и науч­ного мышления здравый смысл, с одной стороны, имеет реалистическую и практическую направленность и, с другой — мотивирован потребностя­ми и желаниями. Таким образом, здравый смысл ситуационно-специфи­чен и одновременно индивидуально-специфичен — именно этим объясняется его ключевая роль в организации адаптационных процессов [Charlesworth, 1976].

В рамках этих теорий интеллект рассматривается как совокупность когни­тивных навыков, усвоение которых является необходимым условием ин­теллектуального развития. Так, А. Стаатс рассматривает интеллект как си­стему функциональных поведенческих навыков, являющихся результатом кумулятивно-иерархического обучения. По его мнению, имеется строгое до­казательство некоторого общего механизма интеллекта, в качестве кото­рого выступают интеллектуальные навыки, релевантные различным ситу­ациям и требованиям. Интеллект, таким образом, трактуется как базовый поведенческий репертуар, который приобретается за счет определенных обучающих процедур [Staats,1970; Staats,Burns,1981].

Например, интеллектуальная способность к обобщению предполагает усвоение четырех основных когнитивных навыков:

- навык наименовывать объекты, а также их свойства (цвет, размер и т.д.);

- навык осуществлять переводы по типу «слово-образ»;

- навык работать с классами слов (т.е. устанавливать родо-видовые связи);

- навык словесного ассоциирования.

При этом особо подчеркивается, что обучение ребенка на специфических интеллектуальных тестах не может рассматриваться как условие изменения его общего интеллекта [Staats, Burns, 1981].

Аналогичен смысл теории навыков К.Фишера. Согласно его взглядам, ког­нитивное развитие есть образование иерархически организованных комплек­сов специфических навыков. Суть этой теории состоит в попытке обосновать единство поведения и мысли, при этом утверждается, что «...мысль в букваль­ном смысле слова выстроена из сенсомоторных навыков» [Fischer, 1980, р.523].

Фишер говорит о существовании трех взаимосвязанных «ярусов» (ти­пов) усваиваемых навыков: сенсомоторных, репрезентативных и абстракт­ных. Все эти навыки формируются вместе с комбинаторными правилами, отвечающими за их взаимодействие и преобразование. В целом, познание, как отмечает автор, — это «... процесс, посредством которого организм осу­ществляет оперативный контроль над источниками вариаций своего собственного поведения» [Fischer, 1980, р. 523].

Еще одно направление в разработке проблемы когнитивного научения в контексте проблемы интеллекта представлено в исследованиях Р.Фейерштейна. Интеллект, в его понимании, — это динамический процесс взаи­модействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведе­ния. Источником мобильности выступает опосредованный опыт обучения (mediated learning experience) [Feuerstein, 1990]. По своему содержанию опосредованный опыт обучения — это некоторое множество техник (приемов), в том числе навыки запоминания, обоснова­ния, оценки собственной компетентности, контроля за поведением, поис­ка цели, планирования и т.п., с помощью которых ребенок может сознатель­но управлять своими состояниями и собственной интеллектуальной деятель­ностью. На основе этих представлений Фейерштейн и его коллеги разрабо­тали специальную обучающую программу под названием «Инструменталь­ное обогащение», предназначенную для учащихся в возрасте 12—14 лет. Важно подчеркнуть, что эта программа адресуется прежде всего именно тем учащимся, которые имеют либо низкие результаты по тестам учебных дос­тижений (неуспевающим), либо дефициты определенных интеллектуальных способностей в виде рассеянного внимания, несостоятельности в визуаль­ных преобразованиях или логических рассуждениях и т.п.(отстающим в по­знавательном развитии). Смысл данной программы, по мнению ее авторов, заключается не столько в улучшении способности ребенка решать задачи, сколько в повышении его веры в собственную компетентность и оптимиз­ма в отношении своих интеллектуальных возможностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гештальтпсихологическая теория интеллекта | Структурно-уровневая теория интеллекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.