Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная речь - что она делает?

- воспроизводит внешний и внутренний мир как объект познания литературы;

- всегда является образно-экспрессивной, то есть не только что-то изображает, но и что-то выражает

- несет в себе определенные идеи и концептуальную нагрузку

- не всегда соответствует литературному языку

- имеет 4 основных пласта: фонику, лексику, семантику и синтаксис.

 

Вопрос 2. Художественная фоника – звукопись

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весн а без конц а и без кр а ю -
Без конц а и без кр а ю мечт а!
(А. Блок)

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)

ДИССОНАНС – разнобой гласных и согласных, их негармоничное сочетание

Например, стихотворение Алексея Крученых «Зима»

 

Вопрос 3. Художественная лексика

 

Все слова этого плата художественного языка употребляются авторами в литературе с целью создания образов и усиления их концептуальной нагрузки, то есть для достижения эффекта «наращения смысла», который будет глубже и интереснее, чем если предмет изображения описать обычным языком.

Общеупотребительные слова -слова, которые употребляются как в обычной, так и в художественной речи для описания объектов изображения

Архаизмы -устаревшие слова

Церковнославянизмы – слова из цервонославянского языка, употребляемые в современной художественной речи

Диалектизмы – использование в языке художественной литературы определенных диалектов для передачи колорита жизни и персонажей определенной местности

Жаргонизмы = аргонизмы = использование «блатной лексики» для создания определенной атмосферы и характеров персонажей, в случае необходимости

Профессионализмы – использование специфических терминов людей определенных профессий для создания их образов и передачи условий их жизни

Барбаризмы = варваризмы – иностранные слова. воспринятые языком

Неологизмы – новые слова, появившиеся в языке

Макароническая речь – смесь слов иностранного и родного языка

Синонимия – использование синонимов

Антонимия -использование антонимов

Омонимия – использование омонимов и омографов

 

Вопрос 4. Художественная семантика – тропы

ТРОПЫ (греч.— поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

ГИПЕРБОЛА (греч.— преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха», «редкая птица долетит до середины Днепра»). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч.— простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок», «мальчик-спальчик»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

МЕТАФОРА (греч. — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Бывают метафорические эпитеты и метафорические олицетворения.

ЭПИТЕТ (греч. - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

Эпитеты бывают:

- изобразительные

- лирические

- постоянные

 

Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; перенос значения с формы на содержание; употребление выражений в переносном смысле. Например: "пенящийся бокал " - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п., «не то на серебре – на золоте едал» - подразумевается посуда из этих металлов ).

Например: «Девушка из харчевни»

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот, это замена количественных отношений

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». Сравнение бывает

- прямое

- отрицательное

- неопределенное

- развернутое

- в основе всего произведения

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - иносказание, образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

 

Вопрос 5. Художественный синтаксис – фигуры

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
(Н.А. Некрасов)

Стихотворение марины Цветаевой «Да с этой львиною…»

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура - повтор; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. " Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок... " (С.Есенин).

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…).

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок)

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин)

ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин, «черен, негр как» А. Суворов).

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)

КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксиморону.

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут. Мчаться тучи, вьются тучи...
В синем небе звезды блещут. (М.Ю. Лермонтов)
(А. С. Пушкин)

Например, стихотворение Н. Гумилева «Жираф»
Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют.
Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А. С. Пушкин)

СИМПЛОКА (греч. - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

СТЫК - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)

Стихотворение Марины Цветаевой «Чердачный дворец мой»

ЭВФЕМИЗМ (греч. Хорошо – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).

ЭЛЛИПСИС (греч. - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?... Ты в меня!

(Г. Гейне)

ЭПИФОРА (греч. - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре, повтор: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости...
(А. С. Пушкин)

Например, стихотворение Ф. Тютчева «Silеntium»

РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ, РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, – вопросительные формы, не требующие ответа, например: ответный монолог Татьяны в «Евгении Онегине»

УСИЛЕНИЕ - нагнетание эмоциональной силы и выразительности текста, повтор одной и той же идеи. Но с большим акцентом и ударением.

Например, стихотворения Марины Цветаевой «Встреча с Пушкиным», «Вы столько забывчивы, сколь незабвенны…», японские хокку.

Противоположение - противопоставление не отдельных слов или образов предметов, а сплошное развернутое противоставление макрообразов, проходящее через весь текст, легшее в основу всего произведения.

Например, стихотворение Марины Цветаевой «Петр и Пушкин»

УМОЛЧАНИЕ – сознательные пропуски необходимых слов или пояснений ситуации.

Например, стихотворение Анны Ахматовой «Это было… как это было?»

МНОГОСОЮЗИЕ - употребление слишком большого количесва союзов даже там, где нет грамматической необходимости.

Например, стихотворение Николая Гумилева «Колокольные звоны»

 

NB - Выписать все приемы 4-х пластов художественной речи – все образы-звуки, все типы образных слов, все виды тропов и фигур – из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (отрывок):

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Четыре пласта художественной речи | План анализа текста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.